Работают ли информационные технологии?

1771
Протасевич Роман
заместитель директора отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса КПМГ в России и СНГ
Все чаще исследователи задаются вопросом: действительно ли применение информационных технологий дает компаниям существенные преимущества?

Все чаще исследователи задаются вопросом: действительно ли применение информационных технологий дает компаниям существенные преимущества? Николас Карр (Nicholas Carr) высказал свое мнение по этому вопросу в статье «Информационные технологии ничего не значат» (опубликована в майском выпуске Harvard Business Review). Проводя параллели между эволюцией IT-индустрии и развитием электроэнергетической отрасли, железнодорожной системы, телеграфа и других сфер услуг, которые человечество теперь считает безусловно полезными, Карр считает, что информационные технологии следует рассматривать как «фактор удобства для производства». Это означает, что если компания не справится с управлением информационными технологиями, то они не только не обеспечат ей стратегические преимущества, но даже ослабят ее позиции. Он признает, что информационные технологии сохранят важное значение, однако в идеале управление ими должно стать обыденным делом.

В издательстве Harvard Business School Press вышла новая книга под названием «Что действительно работает», в которой «инвестирование в информационные технологии» отнесено к числу двухсот навязчивых идей менеджмента, не приносящих компаниям дополнительной стоимости. Проанализировав показатели ста шестидесяти компаний за последние пять лет, авторы книги Уильям Джойс (William Joyce), Нитин Нория (Nitin Nohria) и Брюс Роберсон (Bruce Roberson) попытались определить, за счет чего «победителям удалось победить».

Согласно их исследованию совокупный доход акционеров — оценка уровня корпоративной производительности (benchmark for corporate performance) — зависит от четырех основных функций менеджмента (стратегии, исполнения, корпоративной культуры и организации), а также от проявления хотя бы двух из четырех второстепенных факторов — таланта сотрудников, лидерства, инноваций и способности к поглощению других компаний.

Компании с высоким рейтингом по четырем основным и любым двум позициям из четырех второстепенных последовательно опережали своих соперников, что позволило авторам вывести так называемую формулу успеха: «4 + 2 = длительный успех в бизнесе». «Зачастую менеджеры не имеют четкого представления о том, что делают, или думают, что успех зависит от одной области, а на самом деле им следовало обратить внимание на совсем другие области», — говорит Нитин Нория. Что касается информационных технологий, то Нория отмечает: «Я был поклонником IT и даже участвовал в разработке бизнес-курса по ним, но мы не обнаружили взаимосвязи между затратами на информационные технологии и корпоративной производительностью».

Однако пока еще есть те, кто верит, что информационные технологии дают конкурентные преимущества. Консультанты McKinsey & Company потратили два года на изучение этой проблемы и сделали вывод, что инвестиции в информационные технологии пока еще позволяют компаниям выбиться в лидеры, но при условии, что они знают, какие «рычаги» нужно при этом задействовать.

По словам авторов книги «Что действительно работает», инвестирование в информационные технологии является ключом к повышению производительности именно тех проектов, которые усиливают инновационные преимущества компаний. Консультанты McKinsey & Company Диана Фарель (Diana Farrell), Терра Тервиллигер (Terra Terwilliger) и Ален Веб (Allen Webb) отмечают, что вместо попыток увеличить производительность служащих компаниям следует наметить сферы, в которых информационные технологии позволят повысить эффективность бизнес-процессов и конкурентоспособность деятельности. Компании также должны избегать подражания другим фирмам, которые в их отрасли расцениваются как лучшие. К примеру, несмотря на обусловленный информационными технологиями успех компании Wall-Mart (которая продает дешевые товары), для универмагов высокого класса эта фирма является плохой моделью для подражания, поскольку в первую очередь они должны справляться с сезонностью продаж модных товаров. Также при инвестициях в информационные технологии очень важно правильно рассчитать время внедрения этих технологий. Если вложения в информационные технологии направлены на инновации или обеспечивают реальную прибыль, то они экономически оправданны.

Консультанты McKinsey согласны с Нориа в том, что компании зачастую не уделяют должного внимания целям, ради которых и внедряют информационные технологии, пуская проекты на самотек. Они также поддерживают точку зрения о том, что компаниям следует избегать большой приверженности информационным технологиям, без которых легко можно обойтись. В частности, консультантыMcKinsey упоминают об эксперименте одного банка, который с помощью программного обеспечения по управлению работой с клиентами предполагал улучшить обслуживание клиентов и увеличить объем продаж. В результате его внедрения банк фактически не получил ожидаемого прироста прибыли в конце дня.

Специалисты McKinsey все еще надеются, что при определенных обстоятельствах информационные технологии смогут обеспечить компании существенные преимущества, но Карр считает по-другому. По его мнению, нужно следовать трем правилам менеджмента:

  • тратить меньше;
  • чаще перенимать успешный опыт других, чем лидировать;
  • коцентрироваться в первую очередь на устранении слабых сторон компании, а не на новых проектах.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль