Как определить безубыточный объем продаж

2332
Безубыточный объем продаж – объем реализации, при котором компания не терпит убытки, но и прибыли тоже не получает. Информация о безубыточном объеме продаж поможет понять, когда следует урезать затраты, насколько велик запас финансовой прочности – в каком диапазоне допустимо уменьшать цены, какая компенсация в виде роста объема продаж при этом потребуется.

В зависимости от того, сколько товаров реализует компания – один или несколько, способы найти безубыточный объем продаж будут различаться.

Как рассчитать безубыточный объем продаж, если компания специализируется на одном товаре

Чтобы найти безубыточный объем продаж для одной товарной номенклатуры, можно:

  • воспользоваться графическим способом;
  • сопоставить постоянные издержки и маржинальный доход.

При построении графика безубыточности по горизонтали нужно отразить объем продаж в натуральном выражении, а по вертикали – выручку и расходы (валовые и постоянные). Тогда точка пересечения линий выручки и суммарных затрат покажет безубыточный объем продаж. Это наглядный инструмент, но использовать его не всегда удобно и целесообразно, поскольку подготовка графика занимает длительное время, а результат не всегда точный.

Сопоставляя маржинальный доход и постоянные затраты следует иметь ввиду, что безубыточный объем продаж – объем, при котором постоянные расходы компенсируются за счет совокупного маржинального дохода. Следовательно, чтобы его найти, нужно рассчитать, при каких продажах совокупный маржинальный доход будет равен постоянным затратам. Принимая, что в точке безубыточности прибыль равна нулю.

Формула 1. Расчет безубыточного объема продаж

Как определить безубыточный объем продаж

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Q

Безубыточный объем продаж

шт.

Результат расчета

ATR

Средняя цена за единицу товара

руб.

Финансовая отчетность

AVC

Средние переменные расходы на единицу товара

руб.

Финансовая отчетность

FC

Постоянные расходы за период

руб.

Финансовая отчетность

Этот метод достаточно точный, но может быть использован лишь при соблюдении двух условий:

  • в компании ведется учет по переменным и постоянным расходам (согласно учетной политике);
  • выпускается (продается) только один вид продукции.

Как найти точку безубыточности при широкой номенклатуре товаров

Чтобы вычислить точку безубыточности для предприятия с большим ассортиментом продуктов, можно воспользоваться модифицированной моделью, учитывающей вклад каждой номенклатуры на покрытие постоянных расходов (административно-хозяйственных, транспортных и т.д.).

Модель подразумевает два этапа расчетов. Сначала оценивается безубыточный объем продаж базового продукта, а затем с его помощью – и всех остальных номенклатур. В качестве базового может быть выбран совершенно любой товар из ассортимента. (можно сделать ревизию ассортиментной политики).

Формула 2. Расчет безубыточного объема продаж базового продукта

Как определить безубыточный объем продаж

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Qбаз

Безубыточный объем продаж базового продукта

шт.

Результат расчета

FC

Постоянные расходы за период

руб.

Финансовая отчетность или плановые данные

Qфакт баз

Фактический объем продаж базового продукта

шт.

Финансовая отчетность

CMфакт баз

Общий фактический маржинальный доход по базовому продукту

шт.

Финансовая отчетность

CMфакт_1...CMфакт_N

Общий фактический маржинальный доход по остальным продаваемым продуктам (1,... N – порядковый номер)

руб.

Финансовая отчетность

Безубыточный объем продаж всех остальных товаров определяется на основании данных об их фактических отгрузках и безубыточном объеме продаж базового продукта.

Формула 3. Расчет безубыточного объема для каждого продукта всей номенклатуры

Как определить безубыточный объем продаж

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Как определить безубыточный объем продаж Безубыточный объем продаж для n-го продукта шт. Результат расчета
Как определить безубыточный объем продаж Фактический объем продаж n-го продукта шт. Финансовая отчетность
Как определить безубыточный объем продаж Безубыточный объем продаж для базового продукта шт. Расчет по формуле
Как определить безубыточный объем продаж Фактический объем продаж базового продукта шт. Финансовая отчетность

Такие расчеты возможны только при условии, что компания ведет учет по переменным и постоянным расходам в разрезе товаров. Если это условие не выполняется, искусственно выделить переменную и постоянную компоненты затрат поможет Excel (подробнее см. Как рассчитать безубыточный объем продаж с помощью Excel).

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 34.71%
  • Подумываю об этом 27.27%
  • Нет, пока никаких перемен 28.1%
  • Это секрет! 9.92%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль