Как обосновать кредитный лимит для покупателя

236
Железнова Татьяна
директор по финансам ОАО «Челябинский механический завод»
Кредитные лимиты, установленные для клиентов компании, помогают жестко контролировать работу коммерческой службы и не допускать роста просроченной дебиторской задолженности. Как это делается? Рассмотрим пример.

Определить кредитные лимиты можно, используя подход, проверенный на практике в ОАО «Челябинский механический завод».

Расчет кредитного лимита на одного контрагента условно разделяется на три последовательных шага. На первом определяется приемлемая для компании сумма дебиторской задолженности по всем покупателям. На втором шаге оценивается финансовое состояние каждого дебитора. И, наконец, на третьем рассчитывается лимит дебиторской задолженности контрагента. Теперь подробнее о каждом шаге. 

Планирование кредитного лимита

Есть несколько способов, позволяющих рассчитать максимально допустимое значение дебиторской задолженности для компании в целом. Например, вычислить норму, опираясь на показатели оборачиваемости дебиторской задолженности средние по отрасли и региону. Или же попытаться решить эту задачу при помощи коэффициентов ликвидности. Более простой способ – считать максимально допустимой ту сумму дебиторской задолженности, которая запланирована в прогнозном балансе на конец отчетного периода. Это будет оправданно, если бюджет компании сбалансирован, то есть:

  • строгое следование бюджету позволяет достичь целей, сформулированных топ-менеджментом и собственниками. Например, выполняются требования к рентабельности собственного капитала (ROE) или рентабельности чистых активов (ROA);
  • в бюджете движения денежных средств, составленном с учетом дебиторки, нет кассовых разрывов;
  • остальные бюджетные показатели, как финансовые (рентабельность, чистая прибыль и т.д.), так и нефинансовые (например, объем продаж в натуральном выражении), устраивают менеджмент.

Если же бюджет не сбалансирован, пожалуй, самый наглядный и достаточно простой способ исправить это – воспользоваться моделью Du Pont. Этот инструмент позволяет без труда определить, какие бюджетные статьи необходимо увеличить или уменьшить, если, например, запланированное значение ROA не соответствует ожиданиям собственников. Причем корректировки могут затронуть даже такие, казалось бы, не связанные с этим показателем статьи, как дебиторская задолженность или себестоимость выпускаемой продукции.

Размер кредитного лимита для конкретного контрагента зависит не только от ожидаемой суммы дебиторской задолженности в целом по компании, но и от надежности покупателя. Очевидно, чем больше сомнений вызывает платежеспособность того или иного клиента, тем меньше продукции ему можно поставить на условиях отсрочки платежа. Поэтому, прежде чем приступать к расчету кредитного лимита, потребуется создать систему оценки кредитоспособности своих контрагентов.

Подходы могут быть самые разные. Например, на Челябинском механическом заводе надежность контрагентов оценивается с помощью рейтинга надежности и набора финансовых коэффициентов.

Рейтинг надежности измеряется в баллах и зависит от периода работы с покупателем, объема реализуемой ему продукции, а также от доли просроченной задолженности в общей сумме продаж (см. табл. 1). Определение рейтинга можно поручить одному из сотрудников коммерческой службы. Если критерии начисления баллов жестко формализованы, злоупотреблений можно не опасаться. Кстати, в обязанности менеджера по продажам, инициировавшего поставку с отсрочкой платежа, нужно включить сбор всех документов, необходимых для оценки финансового состояния контрагента и юридической чистоты сделки, а именно:

  • бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за предыдущий год и на последние отчетные даты текущего года;
  • пакет юридических документов – устав, свидетельства о регистрации юридического лица, о постановке на налоговый учет и др.

Для анализа платежеспособности покупателя на Челябинском механическом заводе используют коэффициенты общей ликвидности (оборотные активы : краткосрочные обязательства) и быстрой ликвидности ((денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + дебиторская задолженность) : краткосрочные обязательства).

Оценка финансовой устойчивости покупателя основана на коэффициентах автономии (собственный капитал : заемный капитал) и иммобилизации (вне­оборотные активы : оборотные активы). Также принимается во внимание сумма собственных оборотных средств клиента (оборотные активы – краткосрочные обязательства). Итоги отражаются в сводной таблице кредитоспособности, там же указывается рейтинг клиента и другие его характеристики (период сотрудничества, выручка, чистая прибыль и пр.). Эта сводная таблица и послужит основой для принятия решения о размере кредитного лимита (см. табл. 1).

Определение кредитного лимита

Известен общий кредитный лимит, проведена оценка финансового состояния покупателей, претендующих на поставки с отсрочкой платежа. Теперь необходимо разобраться в том, как поделить общий лимит между контрагентами.

На Челябинском механическом заводе допустимую дебиторскую задолженность распределяют последовательно, по мере поступления заявок на кредит от контрагентов. При прочих равных условиях вероятность договориться об отсрочке платежа у нового покупателя, обратившегося в первые дни месяца, намного выше, чем у другого новичка, подавшего заявку в конце месяца. Поскольку на практике о контрактах с клиентами, имеющими высокий рейтинг надежности (с кем заключается уже не первая сделка), известно заранее, они всегда имеют приоритет при рассмотрении.

Допустим, лимит дебиторской задолженности ЗАО «Альфа‑10» на сентябрь – 23 650 тыс. рублей, а фактическое значение дебиторки на середину месяца – 16 530 тыс. рублей. Неизрасходованный остаток лимита – 7120 тыс. руб. (23 650 тыс. – 16 530 тыс.). Планируется, что до конца месяца в счет погашения дебиторской задолженности поступит еще 2100 тыс. рублей. Тогда же, в середине сентября, ЗАО «Альфа‑10» получает две заявки от новых клиентов на приобретение техники:

  • компания «Рубин» планирует купить одну единицу продукции стоимостью 3000 тыс. рублей, готова в качестве предоплаты перечислить 20 процентов от суммы заказа, а остальные 80 процентов оплатить уже после отгрузки равными долями в течение четырех месяцев;
  • компания «Алмаз» собирается приобрести товара на 6000 тыс. рублей. Предприятие согласно на предоплату 20 процентов от суммы поставки и меньшую отсрочку – на два месяца (оплата также равными долями).

В таблице 1 приведены коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности этих двух предприятий. Рейтинг надежности у обоих равен 4 (1 [срок работы с клиентом менее года] × 1 [не было продаж, новый клиент] × 4 [нет просроченной задолженности]).

Несмотря на то что компания «Рубин» завершила оба отчетных периода с прибылью, ее собственные оборотные средства отрицательны, что говорит о ее неспособности отвечать по срочным обязательствам. О низком уровне платежеспособности также свидетельствуют коэффициенты текущей и общей ликвидности. Внеоборотные активы, хотя и занимают небольшую долю в структуре баланса, частично финансируются за счет кредиторской задолженности по поставщикам и подрядчикам. Учитывая все перечисленное, сделка с ООО «Рубин» признается рискованной.

Что касается ООО «Алмаз», его финансовое положение гораздо лучше: положительные значения прибыли, собственных оборотных средств, а также достаточно высокий удельный вес внеоборотных активов в структуре баланса. Судя по показателям ликвидности, компания вполне платежеспособна. Несмотря на низкое значение коэффициента автономии, в структуре пассивов кроме краткосрочной кредиторской задолженности значительный удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы.

В первую очередь будет рассмотрена заявка ООО «Алмаз». Компания претендует на коммерческий кредит в 4800 тыс. руб. (6000 тыс. руб. × (100% – 20%)). Эта сумма меньше остатка суммарного лимита дебиторской задолженности «Альфа-10» (7120 тыс. руб. плюс ожидаемое погашение на 2100 тыс. руб.), заявка будет удовлетворена. После утверждения заявки в запасе остается еще 4420 тыс. руб. (7120 тыс. – 4800 тыс. + 2100 тыс.). Отдел продаж заинтересован в развитии отношений с группой компаний, в которую входит ООО «Рубин». Рассматривается и вторая заявка на поставку с отсрочкой платежа. Но из-за того что сделка с «Рубином» рискованна, «Альфа-10» готова поставлять продукцию при условии поручительства другого юридического лица. Также ужесточаются условия по предоплате (вместо 20–30%) и периоду рассрочки (два месяца вместо четырех).

Описанная логика действий при оценке кредитного лимита покупателя позволяет компании жестко контролировать размер дебиторской задолженности, используя при этом гибкий подход к принятию решений в отношении разных категорий клиентов.

Таблица 1. Оценка кредитоспособности покупателя

Показатель Покупатели
ООО «Рубин» ООО «Алмаз»
2014 г. Первое
полугодие
2015 г.
2014 г. Первое
полугодие
2015 г.
Период существования, лет 6 8
Выручка, тыс. руб. 167 030 90 595 1 248 720 532 360
Чистая прибыль, тыс. руб. 4759 2521 153 556 68 343
Показатели платежеспособности:
- коэффициент быстрой ликвидности, ед. 0,64 0,68 2,25 2
- коэффициент общей ликвидности, ед. 0,96 0,98 2,56 2,26
Показатели финансовой устойчивости:
- собственные оборотные средства, тыс. руб. –6799 –4255 2 204 033 2 267 003
- коэффициент автономии, ед. 0,07 0,07 0,14 0,26
- коэффициент иммобилизации, ед. 0,11 0,1 0,6 0,54
Рейтинг надежности 4 4
Уровень допустимой дебиторской задолженности на текущий год, тыс. руб. 23 650 23 650
Уровень фактической дебиторской задолженности на момент кредитного комитета, тыс. руб. 16 530 16 530
Ожидаемое погашение дебиторской задолженности до конца месяца –2100 –2100
Возможность предоставления дополнительного обеспечения Поручительство
другого юр. лица
Нет

Автор решения – Татьяна Железнова, директор по финансам ОАО «Челябинский механический завод».  

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль