Распределение затрат управляющей компании

1528
Kогда необходимо распределение затрат управляющей компании? Если управляющая компания – центр затрат или выполняет управленческие и обеспечивающие функции по отношению к компаниям группы. Распределение затрат позволит оценить реальную прибыль, которую приносит группе та или иная «дочка».

Дочерние компании фактически освобождены от многих расходов, которые несли бы, будучи самостоятельными на рынке. Особенно в холдингах, где многие обеспечивающие процессы централизованы.

Распределение затрат позволит не только оценить прибыль, но и поможет разобраться в том, что выгоднее – содержать собственные функциональные службы в бизнес-единицах (IT-отдел, HR-служба и пр.), централизовать их или вообще закупать подобные услуги на внешнем рынке.

Группы затрат управляющей компании

Итак, все затраты управляющей компании можно поделить на две группы (см. табл. 1):

  • услуги корпоративных сервисов. Это затраты ее функциональных подразделений, связанные с оказанием услуг бизнес-единицам (снабжение, финансовое и юридическое обслуживание, IT-поддержка и пр.). Сюда включаются расходы как на содержание персонала централизованных служб, так и на приобретение товаров и услуг сторонних организаций;
  • корпоративный налог. Затраты на содержание топ-менеджмента группы компаний, а также расходы, связанные с управлением холдингом в целом (расходы на корпоративный PR, развитие брэнда и т. п.). Они не контролируются бизнес-единицами никак.

Таблица 1. Перечень распределяемых затрат управляющей компании холдинга (пример)

Статьи расходов Пояснение к статьям Централизованные
функциональные
службы
Услуги корпоративных сервисов
Налоговая поддержка Заработная плата и прочие
расходы на сотрудников отдела
по налогам
Отдел по налогам
Расходы на аудит (РСБУ) Расходы на услуги сторонних
организаций по аудиту отчетности
Отдел методологии
Расходы на банковское обслуживание:
Услуги казначейства управляющей компании Заработная плата и прочие расходы на сотрудников казначейства Казначейство
Банковские комиссии Расходы на банковские комиссии
за обслуживание расчетных счетов, переводы денежных средств и т. п.
Бухгалтерское обслуживание Заработная плата и прочие расходы на сотрудников бухгалтерии,
осуществляющих ведение бухгалтерского учета компаний группы
Бухгалтерия
Юридическая поддержка:
Услуги юридического отдела управляющей компании Заработная плата и прочие расходы на сотрудников юридического
отдела
Юридический отдел
Расходы на нотариальные пошлины Расходы на услуги нотариуса
Расходы на юридические услуги сторонних организаций Расходы на регистрацию иностранных
сотрудников, объектов недвижимости и т. п.
Услуги службы безопасности:
Расходы на охрану Расходы на услуги частных охранных
предприятий
Служба безопасности
Расходы на поддержку системы пропусков Расходы на абонентское обслуживание электронной системы пропусков
IT- поддержка:
Услуги IT-отдела
управляющей компании
Заработная плата и прочие расходы на сотрудников IT-отдела,
осуществляющих поддержку пользователей
IT-отдел
Расходы на каналы
данных и интернет
Расходы на подключение и абонентская плата за интернет-канал
Обслуживание
оборудования
Расходы на услуги сторонних организаций по техническому обслуживанию
Обслуживание ПО Расходы на услуги сторонних организаций по абонентскому обслуживанию ПО
Расходы на услуги связи Расходы на подключение и абонентская плата за связь
Кадровое обслуживание:
Услуги HR-отдела
управляющей компании
Заработная плата и прочие расходы на сотрудников HR-отдела HR-отдел
Расходы на подбор
персонала
Расходы на услуги сторонних
организаций по подбору персонала
Расходы на обучение
и тренинги
Расходы на услуги сторонних организаций по обучению сотрудников группы
Расходы на корпоративные мероприятия Расходы на проведение корпоративных мероприятий для компаний группы
Корпоративный налог
Расходы на персонал Заработная плата и прочие расходы на топ-менеджмент компании
Расходы на аудит (МСФО) Расходы на услуги сторонних организаций по аудиту консолидированной
отчетности по МСФО
Расходы на общекорпоративный PR Расходы на развитие брэнда, выпуск газеты, публикации в СМИ и т. п.
Прочие затраты
подразделений управляющей компании
Затраты подразделений управляющей компании,
не связанные с оказанием услуг бизнес-единицам. Затраты
на услуги подразделений друг другу

Распределение затрат

Услуги корпоративных сервисов целесообразно распределять на все бизнес-единицы без исключения и независимо от того, каким центром ответственности они являются. Допустим, в группе есть подразделение, отвечающее за эксплуатацию зданий и являющееся центром затрат. Такое подразделение наверняка пользуется услугами корпоративных сервисов (управление персоналом, IT-обслуживание и пр.), поэтому и расходы на них должно нести наравне с остальными бизнес-единицами.

Что касается корпоративного налога, его сумма распределяется только между центрами прибыли и инвестиций. Включение части корпоративного налога в бюджет бизнес-единицы по сути дает ее руководителю задание обеспечить такой уровень дохода, который покроет не только собственные затраты бизнес-единицы, но и расходы на корпоративное управление (корпоративный налог) и обеспечит при этом требуемый уровень прибыли. Если же компания группы не является центром прибыли, то такое задание просто теряет смысл.

База для распределения затрат

Перейдем к вопросу выбора базы для распределения затрат управляющей компании (драйвера). На практике чаще всего в качестве драйвера выступает единый показатель, например выручка. Но, учитывая приведенную выше классификацию затрат, такой подход не совсем объективен, поскольку не всегда компания с наибольшей выручкой потребляет наибольшее количество услуг корпоративных сервисов. Объем потребления зависит от множества других факторов, таких как темпы роста численности сотрудников, количество банковских операций и т. п.

Поэтому для услуг корпоративных сервисов целесообразно использовать несколько баз распределения, для каждой услуги – свой драйвер (см. табл. 2). Тут поможет ответ на вопрос: «От чего зависит сумма расходов по данной статье?» Например, расходы на подбор персонала зависят от плана по приросту численности сотрудников, а затраты на корпоративные мероприятия – от общего количества сотрудников. При этом необходимо помнить о возможности получения фактических данных о величине показателя-базы распределения. Например, в качестве драйвера стоимости услуг по IT-поддержке пользователей могут быть выбраны трудозатраты IT-отдела в человеко-часах. Однако если в управляющей компании не внедрена система учета трудозатрат (не формируется табель учета рабочего времени), то рассчитать фактическое значение такого драйвера затрат просто невозможно.

Таблица 2. Базы распределения для стоимости услуг корпоративных сервисов (пример)

Статьи расходов Базы распределения
Налоговая поддержка Трудозатраты сотрудников отдела, выручка от реализации
Бухгалтерское обслуживание Количество хозяйственных операций, оборот
(доходы + расходы)
Юридическое обслуживание Количество договоров
IT-поддержка Количество пользователей, количество сотрудников
Расходы на услуги связи Количество абонентов, количество сотрудников
Кадровое обслуживание Численность сотрудников, фонд заработной платы
Подбор персонала Прирост численности сотрудников
Снабжение Количество заказов на закупку, сумма заказов
на закупку, сумма прямых расходов
Канцелярские расходы Количество сотрудников
Аренда, коммунальные услуги Занимаемая площадь, количество сотрудников
Транспортные услуги Пробег автомобилей согласно путевым листам

В случае корпоративного налога драйвером может служить выручка или другой показатель, характеризующий финансовый результат бизнес-единицы. Распределение пропорционально выручке скорее подойдет холдингам с однородной структурой производимой продукции или реализуемых товаров, поскольку в данном случае пропорции между выручкой и показателями финансового результата различных бизнес-единиц будут примерно одинаковыми.

Если же холдинг торгует широкой номенклатурой товаров, то распределение затрат пропорционально выручке может исказить картину, поскольку не будет учитывать пропорции между прямыми затратами различных бизнес-единиц. Есть риск, что компании, продающие товары с небольшой маржой, но высокой ценой или очень большими объемами реализации, будут постоянно показывать заниженный финансовый результат. Поэтому для таких холдингов в качестве драйвера больше подойдет валовая прибыль. Этот показатель позволит учесть перекосы, вызванные разницей в цене и себестоимости товаров бизнес-единиц.

Заранее договоритесь о том, что следует считать внутренними продажами. Определите перечень внутригрупповых операций, которые должны учитываться при формировании бюджетов, и зафиксируйте его в методике консолидации. Там же перечислите корреспондирующие статьи по этим операциям. Для тех статей, где не предусматривается внутригрупповая реализация (закупка), «закройте» аналитику «Внутри группы». Иначе, если хотя бы одна компания по ошибке или умышленно внесет данные по внутригрупповым оборотам в статьи, не предусмотренные методикой консолидации, элиминировать их в ноль будет невозможно, а это приведет к искажениям в консолидированном бюджете.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда у Вас наивысшая нагрузка на работе?

  • Начало марта 28.57%
  • Середина марта 9.52%
  • Конец марта 28.57%
  • Начало апреля 4.76%
  • Середина апреля 9.52%
  • Конец апреля 19.05%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль