«Текущие ставки банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один торговый бизнес»

1859
Стручков Игорь
финансовый директор Группы компаний «МАГ-Спортив»

«Текущие ставки  банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один торговый бизнес»

Игорь Стручков, финансовый директор Группы компаний «МАГ-Спортив» 


- Падение спроса, рост цен на сырье, повышение процентных ставок по кредитам, увеличение просроченной дебиторки – эти факторы заставили многие компании изменить свою внутреннюю политику и направления в работе с поставщиками и клиентами. У вас что-то поменялось?

-   Текущий кризис в России – это, прежде всего, кризис снижения покупательского платежеспособного спроса. Если в 2009 году спрос и, соответственно, продажи в основных сегментах ритейла непродовольственных товаров (бытовая техника, компьютеры, автомобили, мебель и т.д.) снизился на 20 - 30%, то в 2015 году мы ожидаем сжатия спроса, а значит и продаж в этих сегментах на 40 - 50%.  Наш неоптимистичный прогноз связан с внешними ограничениями на фондирование российской экономики и текущей политики ЦБ РФ. 

Нашей Группе компаний в определенной степени повезло с тем, что антикризисные мероприятия у нас начались не в 4-м квартале 2014 года, как у большинства компаний, а уже во 2-м. В марте – мае 2014 года нам не удалось пролонгировать долговое финансирование в Сбербанке. В итоге перед началом высокого сезона продаж велосипедов (это доминирующая товарная группа в нашем товарном ассортименте), когда любая торговая компания  увеличивает оборотные средства, мы были вынуждены отвлечь значительную их часть (80 млн рублей) на погашение кредитной линии Сбербанка. Частично рефинансировать кредитный портфель в других банках удалось только в конце июня 2014 года.

При возникшем дефиците оборотных средств  перераспределили их в пользу розничного канала сбыта. Это 4 магазина в Москве и интернет-магазин федерального масштаба с покупателями от Калининграда до Владивостока. В результате продажи 2014 года в оптовом канале (дистрибуции) снизились  на 30% по сравнению с 2013 годом, зато в розничном канале продажи 2014 года превзошли прошлогодние показатели.

Вынужденное уменьшение товарного предложения в канале дистрибуции позволило нам перейти на жестко-консервативную кредитную политику в отношении дилеров с отгрузкой товара только по предоплате. К концу 2014 года и на сегодняшний момент у нас отсутствует просроченная дебиторская задолженность. На 2015 год решено оставить кредитную политику на том же консервативном уровне.

- Проблема импортозамещения не обошла стороной?

- Наша Группа компаний занимается дистрибуцией и ритейлом спортивного оборудования: велосипеды, фитнес-тренажеры, инвентарь для зимних видов спорта, аксессуаров и одежды. В канале дистрибуции вся продукция являются импортной, в рознице на импортные товары приходится примерно 75 - 80%  продаж.

 Основная проблема каждой торговой компании с импортным ассортиментом в 2015 году – рост рублевой себестоимости продукции, связанный с девальвацией курса  рубля к доллару и евро на 97% и 67% соответственно.  Мы понимаем  бесперспективность и невозможность линейной трансляции на покупателей  возросших закупочных цен на импортные товары.

- Какие меры антикризисного управления применяете?

-   Первый и самый основной пункт нашей антикризисной программы – повышение среднего рублевого чека на велосипеды в 2015 году «всего на» 20%:  если в 2014 году средняя розничная цена на велосипед  у нас составила 25 тысяч рублей  (ценовое позиционирование нашей Группы – средний и премиальный ценовые сегменты), то на 2015 год мы запланировали ее в размере 30 тысяч рублей. Для обеспечения такого сверхнизкого (по сравнению с приростом курса доллара и евро)  прироста среднего рублевого чека без потери маржинальности валовой прибыли, мы запланировали «двойную программу импортозамещения».   Наряду с увеличением с 10% до 30 - 40% доли в товарном ассортименте российских велосипедных брендов (Forward, Stels, Focus, Stinger) мы решили запустить отверточную сборку ведущих импортных брендов (Cube, Kross) на заводе «Велобалт» в Калининграде. В связи с налоговыми льготами лицензионная сборка велосипедов в Калининграде  даст экономию в себестоимости велосипедов разных моделей от 22 до 30%.

Второй пункт антикризисной программы сформировался  во многом благодаря произошедшему во 2-м квартале 2014 года сбою в банковском финансировании. Для реализации стабильного долгосрочного развития Группы с горизонтом до 2020 года в мае-июле 2014 - го мы разработали финансовую модель и подготовили бизнес-план для привлечения инвестиций в капитал Группы в диапазоне от 5 до 15 миллионов евро.

Сильная девальвация рубля в 4-м квартале 2014 года парализовала интерес практически всех инвесторов к рискам в российских проектах. Но в текущее время после восстановления цен на нефть, начала политической стабилизации в восточной Украине, февральского укрепления рубля к доллару и евро, интерес инвесторов к российским  проектам быстро восстанавливается. Каждую неделю мы проводим по 2-3 встречи с инвестфондами и частными фондами. На текущий момент подписано более 10 NDA (соглашение Группы с инвестфондом о неразглашении конфиденциальной информации),  с одним из фондов уже находимся на стадии обсуждения Term Sheet (предварительных условий сделки по финансированию).  Надеемся в бижайшие 1-2 месяца пройти все необходимые формальности (due diligence в том числе) и получить инвестиции в мае-июне 2015 года.

- В результате перераспределения доли в товарном ассортименте в пользу отечественных производителей длина операционного цикла сократилась?

-   Да, конечно. При замещении импортного бренда отечественным выигрывается интервал операционного цикла, связанный с доставкой импортного товара со склада вендора на дистрибуторский склад в Москве. В нашем случае этот интервал занимает  2~3 недели.  При среднегодовом периоде оборачиваемости складских запасов Группы в 70~80 дней  импортозамещение даст прирост оборотных средств, а значит и среднего стока, на 17,5 ~ 30% = (14дней ~ 21дней) / (70дней ~ 80дней). Оборачивая этот прирост оборотных средств (дополнительный складской запас) в 4,6 – 5,2 раз в год = 365 / (70дней ~ 80дней), мы получим прирост годовой себестоимости продаж в размере 80% ~ 156% = (17,5% ~ 30%) / (4,6 ~ 5,2). Практически удвоение годового объема продаж (по себестоимости = COGS) при 100%-м импортозамещении. В нашем случае, когда мы планируем осуществить импортозамещение на 20 ~ 30%, продажи по себестоимости  возрастут на 16 ~ 46%.  

Важно для  оценки изменения валовой прибыли при импортозамещении не забыть  умножить прирост товарооборота на снижение торговой наценки участков импорт + дистрибуция. В нашем случае дистрибуторская наценка составляет 20 ~ 25%, так что мультипликатор прироста валовой прибыли составит:  { (1+16%) ~ (1+46%)} * {(1-20%) ~ (1-25%)} =  0,9 ~ 1,17.

Это означает, что увеличение доли импортозамещения сверх 20 ~ 30% даст  дополнительный прирост валовой прибыли.   Проблема только в отсутствии качественных отечественных брендов для полного импортозамещения.

- Сейчас банки неохотно дают корпоративные кредиты, а в некоторых случаях поднимают ставки по ранее выданным. Приходится искать альтернативные источники финансирования. Стоит ли вопрос диверсификации источников финансирования перед вашей Группой?

- Текущие ставки  банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один мне известный торговый бизнес.  Компании продолжают держать в своих кредитных портфелях такие дорогие источники от безвыходности ситуации, но постепенно будут избавляться от них параллельно с уменьшением потребности в оборотных средствах при снижающемся потребительском спросе.  В планы нашей Группы входит 100% погашение дорогих банковских кредитов после привлечения инвестиций в Капитал, о котором я рассказал ранее.

Есть еще один выход из ситуации сверхдорогого текущего банковского финансирования.  Если у вас или ваших знакомых партнеров есть качественный залог в виде земли или недвижимости, лучше привлечь под эти активы банковские гарантии и аккредитивы и финансировать оборотные средства ими по ставке всего 2,5 – 5% годовых.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль