Что важно учесть при построении финансовой стратегии

1402
Отводова Елена
в разное время финансовый директор, советник в компаниях «Energy Consulting», «ТехноНИКОЛЬ» и "Роснефть"

Что важно учесть при построении финансовой стратегии
Елена Отводова, в разное время финансовый директор, советник в компаниях «Energy Consulting», «ТехноНИКОЛЬ» и "Роснефть"


- Часто финансовую стратегию предприятия начинают перестраивать под влиянием внешних факторов, когда меняются условия ведения бизнеса. Какие шаги стоит предпринять сегодня, чтобы создать эффективно работающий план действий?

- У финансовой службы и финансового директора, как ее руководителя, две ключевые задачи: обеспечить необходимыми сервисами основные бизнес-процессы компании и способствовать долгосрочной эффективности бизнеса. Это означает, что он должен понять стратегию компании и определить, что можно сделать для ее реализации. Главным инструментом финансового директора являются разработанные экономические технологии и модели принятия и реализации бизнес-решений, требующихся для внедрения стратегии. Важным при этом является прогнозирование и снижение различных рисков или их финансовых последствий. В этом простом определении и содержаться сами шаги, а именно:

  • определить основные стратегические риски;
  • оценить финансовые последствия этих рисков;
  • спланировать технологии, которые полностью или частично исключают вероятность реализации рисков с высокими финансовыми последствиями или заранее компенсируют эти последствия;
  • научить людей, вовлеченных в связанные с рисками бизнес-процессы, пользоваться этими технологиями, а также обеспечить необходимую для их применения мотивацию;
  • спланировать мероприятия оперативного финансового реагирования,  сценарии финансовой модели и бизнес-плана компании на случай наступления соответствующих событий.

- На какие вопросы стоит ответить финансовому директору, чтобы правильно оценить финансовое положение компании и ее ближайших конкурентов?

- Этот вопрос очень сильно связан с отраслевой и организационной спецификой. При определении ключевых финансовых индикаторов бизнеса в своей практике я обычно использую всю применимую теоретическую базу, отбирая необходимые и достаточные показатели в процессе анализа примерно следующей информации:

  • С какой целью мы проводим оценку финансового положения компании? Для определения целевых значений КПЭ, для банка, для аккредитации у клиента и т.д.;
  • Что мы продаем? Продукцию, товар, информацию, работы, услуги;
  • Кому мы продаем? Бизнесу (важно даже какому) или населению;
  • Каков масштаб бизнеса? Мелкий, средний, крупный холдинг, компания с филиальной структурой, компания-гигант;
  • Какое место занимает компания в масштабах всего бизнеса? Единственная компания, управляющая компания, материнская компания, основное дочернее общество, вспомогательное дочернее общество;
  • К какой отрасли относится бизнес и деятельность компании, входящей в этот бизнес? Важны оба параметра, так как необходимо учитывать взаимосвязанное влияние факторов успеха и риска;
  • Какова модель управления бизнесом? Вертикально-интегрированная или матричная, проектная или процессная;
  • Есть ли влияние сезонности и иных аналогичных факторов, вызывающих ту или иную цикличность в бизнесе?

- Поясните на примере, почему это важно.

- Одним из параметров оценки и сравнения финансового потенциала бизнеса являются показатели генерации стоимости на 1 сотрудника. Таким показателем может быть выручка, маржа, EBIT, EBITDA, EBITDAR, прибыль до налогообложения или чистая прибыль. Применение всех показателей одновременно особой пользы не имеет, только усложнит понимание. Ответы на вышеуказанные вопросы позволят решить, нужен ли такой тип показателя вообще и какой конкретно наиболее объективен.

- Какие инструменты могут помочь финансовому директору прямо воздействовать на капитал?

- Прямыми у финансового директора могут быть только инструменты, связанные с его узкопрофильными объектами управления – ликвидность и финансовые риски. Например, долговое финансирование или хеджирование валютных рисков на максимально выгодных условиях, то есть, как минимум на среднерыночных. По таким объектам управления как эффективность, оборачиваемость и рентабельность, которые находятся не только в зоне ответственности финансового директора, обычно применяются инструменты, позволяющие косвенно воздействовать, начиная с разработки и внедрения финансовой структуры и системы КПЭ, стимулирующих бизнес-управляющих на повышение рентабельности и оборачиваемости капитала, и заканчивая введением различных финансовых лимитов и ограничений.

- Какие модели оценки стоимости компании полезно применять для прогнозирования и обоснования финансовой целесообразности того или иного сценария развития компании?

- При оценке стоимости компании, неважно через биржевую стоимость ее акций или через рыночную оценку ее активов и капитала, существенную долю будет составлять субъективное представление участников финансового рынка о перспективах и рисках бизнеса. Соответственно, в этом вопросе не столько важны модели оценки, сколько меры, снижающие вероятность негативного представления.
Если перевести это в практическую плоскость, то например, выбор теневого сценария развития компании или исключение из него необходимости создания прозрачной системы внутреннего контроля, может привести к невозможности получения аудиторского заключения нужного формата. А это может снизить оценку при привлечении прямых инвестиций или долгового финансирования, особенно на зарубежных рынках капитала. Поэтому важно прогнозировать последствия выбранного сценария, своевременно принимать решения по важности этих последствий в свете влияния на акционерные ожидания и планы, своевременно менять сценарий развития и проводить необходимые для этого шаги. Все это далеко от полномочий финансового директора, но он, безусловно, может и должен проводить идейно-просветительскую работу.

- Какова роль финансовой службы в формировании стратегии компании?

- В моей практике формированием финансовой стратегии никогда не занимался кто-либо ниже уровня финансового директора. Роль самого финансового директора в этом вопросе также ограничивалась видением акционеров и/или топ-менеджеров о том, каким должно быть стратегическое управление, а также их текущими приоритетами. Что касается финансовой службы в лице других ключевых менеджеров, то их роль обычно заключалась непосредственно в реализации финансовой стратегии или в создании инструментов контроля ее достижения.

- Наличие финансовой стратегии положительно отразилось на результатах деятельности вашей компании?

- Безусловно, самый главный результат заключался в том, что компания, находящаяся в зоне максимальной отраслевой зависимости от экономических кризисов, смогла пережить кризис 2008 года не только без значимых ресурсных потерь, но и сохранив ключевые инвестиционные направления.

Читайте также:

Как разработать систему показателей деятельности для контроля над реализацией стратегии

Как финансовому директору повысить стоимость компании

Персона

Образование: Ярославский государственный университет, экономический факультет

Карьера: Обладает 17-летним практическим опытом финансово-экономического управления. В разное время занимала должности финансового советника в производственно-торговом холдинге ТехноНИКОЛЬ, финансового директора в ИТ холдинге Energy Consulting, руководителя практики корпоративных финансов, старшего менеджера и ведущего консультанта в группе БДО и Energy Consulting, главного бухгалтера в компаниях различной отраслевой принадлежности. В рамках консалтинговой практики специализируется на проектах по повышению эффективности финансово-экономической деятельности для крупного и среднего бизнеса. В числе широко известных клиентов Роснефть, Татнефть, Лукойл, Сургутнефтегаз, ФСК ЕЭС, Алроса, Нижнекасмкшина, ряд крупных машиностроительных предприятий Ярославской области и другие.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль