«Мы ориентированы на устойчивый рост маржинальности»

889
Петрова Илона
главный финансовый директор ЗАО «ГEOTEK Холдинг», к. э. н.
Для России экономика нефтяной ренты – путь в никуда, но существуют бизнесы, причем высокотехнологичные, которые только выигрывают в условиях сырьевой зависимости. Поиск и освоение новых месторождений обеспечивает рост заказов у геолого-разведывательных предприятий, в том числе у сейсморазведчиков. Примечательно, что при всей вертикальной интеграции отечественного нефтегазового бизнеса крупнейший российский игрок на рынке сейсморазведки – независимая компания. Это IG Seismic Services, торгующаяся на Лондонской бирже с тиккером IGSS.

«Мы ориентированы на устойчивый рост маржинальности»

Появлению IG Seismic Services предшествовала крупнейшая в этом сегменте сделка по консолидации активов. Юридически она завершилась в декабре 2011 года. Через год депозитарные расписки на акции объединенной компании начали торговаться на Лондонской фондовой бирже. Котировки растут, хотя и при сравнительно небольшой активности торгов по этим бумагам. Минувший год был для холдинга вполне успешным. После чистого (консолидированного по компаниям) убытка по итогам 2011 года в 85 млн долларов IGSS получила чистую прибыль 12 млн долларов. О финансовой стороне интеграции активов и полученном за счет этого синергетическом эффекте рассказывает главный финансовый директор IGSS Илона Петрова.

Досье компании

IG Seismic Services

Сфера деятельности: сейсмическая разведка, обработка и интерпретация геофизических данных.

Основные факты: в числе крупных акционеров компании Николай Левицкий (26,8%), Volga Resources (13,0%), Schlumberger (12,0%). IG Seismic Services работает в основных нефтеносных регионах России, а также в Казахстане и Узбекистане. Сотрудничает c ведущими нефтегазовыми компаниями.

— Расскажите, пожалуйста, о структуре сделки с «Интегрой» и наиболее интересных аспектах подготовки к размещению депозитарных расписок в Лондоне.

— Сделка представляла собой так называемое reverce takeover: объединялись сопоставимые по масштабу операционные блоки, при этом для целей учета сделки приобретателем был периметр «Геотек Холдинга», а приобретаемой стороной — сейсмический бизнес «Интегра Групп», включая кипрскую материнскую компанию IGSS. При этом «Геотек» в рамках подготовки к сделке также претерпел определенные изменения — в середине 2011 года из группы выделили буровой бизнес. Все эти нюансы необходимо было отразить в пакете финансовой отчетности по МСФО, которая готовилась для листинга. Поскольку создаваемая в результате сделки компания не имела общей финансовой истории, для вывода депозитарных расписок на биржу пришлось готовить проформу отчетности за 2011 год, которая показывала некую гипотетическую картину финансовых результатов, как если бы объединение произошло в самом начале позапрошлого года. Также мы подготовили сразу два пакета отчетности за 2009–2011 годы. Первый показывал историю «Геотека» за этот период и отражал эффект от сделки на конец 2011 года. Второй — деятельность сейсмического блока «Интегры». Набор отчетностей достаточно обширный, и часто в ходе переговоров с инвесторами и аналитиками приходится пояснять, какая отчетность какой этап деятельности отражает. Впрочем, уже чувствуется, что рынок неплохо знаком с нашей историей.

— Получили ли вы ожидаемый от объединения синергетический эффект, в чем он выражается?

— Согласно нашим планам, финансовый эффект от синергии, а также качественный эффект от унификации и применения лучших управленческих практик ожидается в течение двух лет после сделки. Но уже в 2012 году мы получили положительные результаты. Рост эффективности и сокращение постоянных расходов нашли отражение в отчетности за прошлый год. В результате объединения мы выигрываем в логистике и экономим на транспортных расходах. В регионы присутствия предприятий, принадлежавших ранее «Интегре», не нужно теперь направлять сейсмопартии «Геотека» и наоборот. А там, где раньше работали подразделения двух компаний, мы оставляем одно. Дочерних обществ и филиалов стало меньше. Сокращения, однако, коснулись только офисных сотрудников, квалифицированных специалистов-производственников на нашем рынке не хватает, разбрасываться ими нельзя. Мы всегда находим им применение. Еще один важный момент связан с тем, что до объединения «Интегра» и «Геотек Холдинг» были основными конкурентами в сейсморазведке. Мы приходили к одним и тем же заказчикам, участвовали в одних и тех же тендерах, в результате торгов цена заметно снижалась, иногда давая отрицательную экономику. Впрочем, конкуренция на рынке сохраняется и после нашего объединения, в России остаются сильные игроки, но все же единая ценовая политика в IGSS делает бизнес более эффективным.

Персона

Илона Петрова, главный финансовый директор IG Seismic Services

Образование: окончила Государственный университет управления им. С. Орджоникидзе, получила степень кандидата экономических наук в Санкт-Петербургском техническом университете, получила сертификат ДипИФР ACCA.

Карьера: в 2011 году вступила в должность главного финансового директора IG Seismic Services. С 2006 года работала вице-президентом по экономике и внутреннему контролю ЗАО «Геотек Холдинг». Начинала свою карьеру руководителем на Красноярском алюминиевом заводе. Имеет большой опыт финансового управления предприятиями реального сектора экономики. Преподает на программах MBA и Executive MBA.

— На 31 марта 2013 года портфель ваших заказов оценивался примерно в 826 млн долларов-то есть на 69 процентов больше, чем год назад. Это связано с ценовой политикой?

— Рост портфеля объясняется увеличением двух-, трехлетних контрактов в структуре заказов и более ранним заключением договоров. Мы исходим из того, что объемы работ компании будут стабильно расти. Кроме того, мы ориентированы на рост маржинальности. Именно масштабы объединенной компании позволяют нам воплощать дорогие, но эффективные проекты. Мы стали первыми в России проводить сейсморазведку по технологии высокоплотной сейсмической съемки UniQ. Она разработана нашим акционером — компанией Schlumberger (ей принадлежит 12-процентный пакет в IGSS. — Прим. ред.). Мало кто на нашем рынке может себе позволить партию стоимостью свыше 35 млн долларов. Мы вышли фактически на новый рынок. Это был сложный проект в части расчета его экономики. У Schlumberger есть данные, но они накоплены на месторождениях в их регионах присутствия, в нашем случае речь идет о Сибири, 50-градусных морозах, трехметровом снежном покрове. Мы построили собственную модель денежных потоков, которая показала срок окупаемости проекта на уровне менее трех лет. Сложность представлял расчет себестоимости, особенно в части переменных расходов — экономистам многое пришлось обсуждать с производственниками. Сейчас проект завершился, его реальная себестоимость оказалась даже немного ниже, чем планировали. Главная ценность новой технологии в увеличении маржинальности нашей деятельности: за меньшее время мы можем провести больше физических наблюдений — это основной натуральный показатель в нашей отрасли, он лежит в основе ценообразования. Себестоимость каждого такого наблюдения снижается. Заказчик выигрывает многократно: получив сейсмику высочайшего качества, он может вести буровые работы прицельно, существенно увеличивая рентабельность разработки новых месторождений.

— Как проходит реорганизация финансовой службы в объединенной компании?

— Мы решили ее выстраивать по модели, которая ранее доказала свою эффективность в «Геотеке». Исходим из того, что экономисты и специалисты по труду должны быть ближе к производственникам, иметь двустороннюю связь с ними. Некоторые региональные офисы «Интегры» упраздняем, создавая дополнительные штатные единицы в производственных подразделениях. У каждого подразделения на местах есть свой куратор в управляющей компании, он взаимодействует непосредственно с персоналом дочернего общества или филиала: общается с производственными и экономическими службами, согласовывает планы доходов и расходов, словом, делает много нужной работы. Сейчас на кураторов ложится дополнительная нагрузка, количество управляемых подразделений увеличилось (за счет филиалов, принадлежавших «Интегре»). Это открывает перспективы, следующий карьерный шаг для них — назначение руководителями финансовых служб дочерних компаний.

С бухучетом иначе — планируем создавать единый центр обслуживания. Оставить на местах первичный учет, остальной функционал «поднять наверх». Это позволит высвободить до 20 процентов персонала в финансово-экономическом блоке.

— Как в компании построена система финансового планирования?

— Наша операционная деятельность носит проектный характер. Заказчик объявляет тендер, мы изучаем предложение, проводим предварительную оценку экономики проекта. После победы в тендере заводится так называемая карточка проекта. Детально рассчитываем требуемые ресурсы: амортизацию оборудования, необходимый объем ГСМ и взрывчатки, количество дней, численность занятых в проекте сотрудников и так далее — все это накладывается на график работ, выверенный с точностью до дня, затем натуральные показатели переводятся в деньги. И мы видим всю экономику проекта с нужной степенью детализации. Такая работа занимает до двух недель. Эти карточки в течение года складываются, а с 1 октября у нас начинается бюджетный цикл. Дело в том, что основной объем работ мы проводим в Сибири, в труднодоступных районах, куда можно добраться только по зимникам. При подготовке бюджета данные по проектам консолидируются. Мы вынуждены учитывать, что к началу сезона у нас не все работы законтрактованы, то есть тендер уже выиграли, но договор не подписали. Бюджет имеет поквартальную разбивку, при отклонении показателей он пересчитывается, в целом бюджет гибкий. Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается с таким расчетом, чтобы приобрести необходимое оборудование до начала сезона.

— На чем основывается стратегическое планирование в вашей компании? Какие задачи стоят перед финансовой службой холдинга?

— В компании разработана пятилетняя модель развития. Основные цели на 2013–2017 годы: повышение рентабельности по чистой прибыли, снижение абсолютной величины долга и показателя Net Debt/EBITDA, оптимизация денежных потоков за счет повышения эффективности управления оборотным капиталом. На финансовую службу, кроме совершенствования процессов в финансово-экономическом блоке, ложится реализация программ по снижению затрат, оптимизация кредитного портфеля с точки зрения сроков погашения и ставок, автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе Oracle’s Hyperion.

Личные темы

Что вы считаете самым большим своим достижением?
Мое главное достижение — это большая и дружная семья, а еще удовлетворенность от работы в IGSS и общения со студентами, разделяющими мою страсть к управленческому учету.

Расскажите, пожалуйста, о преподавательской деятельности.
Преподаю более 20 лет. Мне нравится делиться знаниями и опытом со студентами, обычно это происходит в рамках программ MBA. Стараюсь рассказывать практические аспекты управления экономикой предприятия. Приятно, когда мои выпускники делают успешную карьеру и в нашей компании, и в компаниях конкурентов.

Кто он — идеальный студент?
Лучший студент — это инженер с практическими навыками работы, желающий обновить знания в экономической области. Он придирчив, знает, что хочет получить от курса. Идеальный студент выслушает, покажет, что понял меня, и задаст грамотный вопрос.

«Мы ориентированы на устойчивый рост маржинальности»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль