Как финдиректору определить потребность в финансировании

8892
Николаев Игорь
финансовый директор ООО «Арлифт»
Очень часто финансовый директор приходит в компанию, которая испытывает острую потребность в привлечении внешнего финансирования. Более того, я считаю наличие такой потребности главной причиной, по которой компания решает нанять финансового директора или сменить старого, если он не в состоянии решить проблему. Поэтому очень важно уже в первые дни работы в компании выявить данную потребность и принять соответствующие меры. Расскажу, как это сделать.

О том, что компании требуется внешнее финансирование, можно понять по следующим признакам:

  1. Компании хронически не хватает денег на осуществление текущих платежей (выплату зарплаты, расчёты с поставщиками и т.п.);
  2. Компании предстоят крупные разовые выплаты (погашение кредитов, финансирование инвестиционных проектов и т.п.), и компания не в состоянии аккумулировать денежные средства для их осуществления в силу недостаточности денежных поступлений от клиентов;
  3. У компании накоплена существенная кредиторская задолженность перед контрагентами, и кредиторы требуют срочно погасить данную задолженность.

Самый простой способ узнать о наличии потребности в финансировании — спросить об этом генерального директора. Если проблема действительно серьёзна, практически в 100% случаев генеральный директор об этом знает. Впрочем, иногда о наличии кассовых разрывов становится известно всего за несколько дней до их возникновения, например, при истечении срока кредитного договора, о котором все забыли. В любом случае, финансовый директор должен самостоятельно проанализировать ситуацию с ликвидностью в компании и запустить мероприятия по ликвидации потенциальных кассовых разрывов.

Что для этого надо сделать

  1. Сформировать платёжный календарь компании на ближайшие 3-6 месяцев. В данном календаре следует учесть как текущие поступления и платежи компании связанные с операционной деятельностью, так и все денежные потоки, связанные с привлечением и погашением кредитов, урегулированием других обязательств, осуществлением капитальных вложений и т.п. мероприятиями. Данную информацию можно получить как из заключённых компанией договоров с банками, покупателями, поставщиками, так и от руководителей смежных подразделений: они, как правило, хорошо осведомлены о планируемых в компании проектах, которые могут привлечь за собой серьёзные затраты. Задача финансового директора состоит в том, чтобы собрать эту информацию воедино и правильно структурировать в формате платёжного календаря. Платёжный календарь лучше делать в понедельной разбивке: помесячная разбивка может не отражать кассовые разрывы, возникающие в течение календарного месяца, а ежедневную разбивку обеспечить практически невозможно, особенно на начальном этапе работы в компании. В этом смысле понедельная разбивка является наиболее оптимальным решением.
  2. На основе сформированного платёжного календаря выявить интервалы, в которых финансовый профиль компании проваливается в отрицательную область (кассовые разрывы). Далее необходимо понять, что явилось причиной кассовых разрывов: падение выручки, либо рост денежных платежей. Как правило, в зрелых и сформировавшихся компаниях выручки обычно хватает для осуществления текущих платежей, и кассовые разрывы возникают при необходимости осуществления сверхнормативных перечислений: погашения кредитов, платежей поставщикам и т.п.
  3. По всем выявленным кассовым разрывам необходимо принять решение о порядке их устранения. Тут возможны три варианта:
  • запланированные денежные платежи передвигаются на другие периоды, когда у компании будет в наличии необходимая сумма денежных средств;
  • запланированные платежи удаляются из календаря или уменьшаются в размерах либо за счёт реструктуризации задолженности перед кредиторами, например, путём достижения договорённости о рассрочке платежа, либо за счёт отмены запланированных мероприятий, на которые у компании не хватает денег, например, участия в отраслевых выставках, проведения маркетинговых акций;
  • на сумму кассовых разрывов привлекаются заёмные денежные средства.

Как финансовому директору определить, что компания нуждается в финансировании

Потребность в финансировании финансовый директор может диагностировать, выявив одновременное соблюдение двух условий:

  1. В краткосрочной перспективе компания будет испытывать кассовые разрывы;
  2. Возможность их устранения за счёт перераспределения отдельных платежей во времени, либо удаления их из платёжного календаря отсутствует или крайне затруднена.

Величина потребности в финансировании соответствует величине предстоящих кассовых разрывов. Вместе с тем, поскольку для нового финансового директора ситуация в компании еще не является абсолютно прозрачной, и прогнозная величина кассовых разрывов может оказаться заниженной, целесообразно привлекать финансирование в размере 150-200% от прогнозируемых кассовых разрывов. 

Что же касается источников финансирования, их следует искать в следующей последовательности:

  • во-первых, эти источники стоит поискать внутри самой компании. Если компания имеет депозиты в банках, ликвидные ценные бумаги или иные активы, которые не задействованы в операционной деятельности и могут быть легко превращены в деньги, имеет смысл воспользоваться такими активами.
  • во-вторых, следует обратиться к акционерам компании или её материнским структурам. Преимущество этого источника состоит в том, что финансирование можно привлечь очень быстро и на очень лояльных условиях (зачастую — совершенно бесплатно)
  • в-третьих, следует поискать возможности по быстрому привлечению денежных средств, которыми по той или иной причине не воспользовались. Например, если компания имеет действующий договор возобновляемой или невозобновляемой кредитной линии, и по данному договору имеется неиспользованный лимит, то самое простое решение проблемы — привлечь деньги в рамках данной линии. Либо, если компания может быстро увеличить лимит овердрафта за счёт того, что обороты компании по расчётному счёту компании выросли, имеет смысл выйти на сотрудников банка с таким предложением.
  • в-четвертых, следует изучить возможности по привлечению дополнительного банковского кредитования. Это не самый быстрый способ, так как рассмотрение заявки с нуля обычно занимает у банков не менее 1 месяца, но достаточно надёжный, если компания прибыльна и обладает ликвидными залогами.
  • в-пятых, если деньги нужны срочно, то можно воспользоваться, при наличии соответствующего обеспечения, другими финансовыми инструментами: лизингом, факторингом и т.п.

При выборе источника финансирования кассовых разрывов, в первую очередь, необходимо руководствоваться возможностью получения необходимых денежных средств к моменту наступления кассовых разрывов и лишь во вторую — критерием стоимости этих ресурсов, поскольку издержки при невыполнении компанией своих обязательств перед контрагентами при наступлении кассового разрыва могут многократно превысить выгоды от несвоевременного привлечения ресурсов, но по более низким ставкам.

Следует отметить, что, конечно же, потребность в финансировании должна определяться финансовым директором с помощью штатных контуров бюджетирования и финансового планирования. Предложенные в данном материале инструменты хороши лишь на начальном этапе работы финансового директора, когда времени на развёртывание всех контуров финансового менеджмента нет, а проблемы надо решать практически в ручном режиме.

Другие блоги автора:

Как финансовому директору разобраться в обязательствах компании

Как наладить контроль за денежными потоками

Как финдиректору начать работу с учётными данными


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль