Как выявить и устранить неэффективные бизнес-процессы компании

1750
Боровков Павел
генеральный директор «Консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков»
Пожалуй, это главная тема по популярности в нашей с вами, коллеги, среде. Во всяком случае, она популярна на «долгом забеге» и не зависит от конкретной экономической ситуации. Согласитесь, чуть ли не каждый разговор о развитии во многих компаниях сводится к тому, что нужно описать, а лучше – оптимизировать, её бизнес-процессы.

Могу заметить, что к этой задаче можно подходить двояко, как к вопросу – полупуст стакан либо полуполон? В нашем случае – чем полезнее заняться в первую очередь: устранить неэффективные бизнес-процессы, либо улучшить процессы ключевые? Интересные коллизии можно наблюдать, когда как раз ключевые являются неэффективными.

В любом из вариантов важно структурирование процессов – то есть, понимание, сколько их вообще, и какие из них важны для оптимизации. Поскольку общепринятой научной методологии такого выбора нет, каждый специалист на практике как-то по-своему подходит к вопросу.

Давайте подумаем, как в конкретном бизнесе идентифицировать его ключевой процесс? Наверное, это тот, что даёт основную массу его добавленной стоимости. Правдоподобно. Но дам вам пару примеров из нашей практики:

  • энергогенерирующее предприятие (таких много, пример показателен для них всех). Кажется, что их основной процесс – это генерация электроэнергии. Но, вдумайтесь, этот процесс – абсолютно технологичен, он определён стандартом отрасли. Он не зависит от конкурентной или бизнес-стратегии предприятия. А тогда какой процесс обеспечивает компании успех? Защита тарифа! Вот где их «золотая жила» или не очень золотая, при неоптимальности этого процесса;
  • управляющая компания группы отелей. Мы все являемся периодически клиентами таких компаний. Ведь мы останавливаемся в отелях и приносим им деньги, без нас, кажется, нет бизнеса. А вот и нет. Мы – гости отелей, и всего лишь звено в «цепочке питания». Сети отелей важно появление новых отелей в их управлении. Бизнес строится на этом. Следовательно, их реальный клиент – собственники ещё не вовлечённых в сеть отелей, либо зданий и территорий, которые можно в таковые превратить. И ключевой процесс тогда – не обслуживание гостя, а поиск новых отелей и переговоры.

Так и получается, что до поиска неэффективности лучше подумать, где её вообще нужно искать. Если у вас секретари долго не отвечают на телефонный звонок, теряется продукция на складе или даже уже на что-то жалуются клиенты, то, процессы, конечно, работают не в лучшем виде. Другой момент – критично ли это для вашего бизнеса?

Направьте свои усилия на поиск критичных процессов. Даже если они работают хорошо, то можно сделать отлично. И именно такое повышение эффективности даст значимый результат. Так как же их найти?
Я бы рекомендовал идти от стратегии. Но не от «высоколобой» и академически сформулированной, а от конкретной и технологически структурированной. В её описании, помимо всего прочего, должно быть место, посвящённое именно процессам. В технологии стратегического проектирования, которую используем, например, мы, применяется выделение процессов по двум признакам:

  • ключевые бизнес-процессы, с точки зрения конкретной выбранной стратегии;
  • процессы обратной связи.

О том же, какова эта технология и как выделить процессы для оптимизации на основе стратегии – поговорим в следующем нашем блоге.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль