Мотивация сотрудников: советы руководителям

2086
Яфизов Марат
партнер, Alex Primus Executive Search, член НП «Эксперты Рынка Труда»
Несмотря на уже написанные десятки книг и форумы по мотивации персонала, работодатели по-прежнему находятся в поисках работающих приемов стимулирования профессионального роста и производительности труда сотрудников. Часто мотивация рассматривается в тесной связи с социальным пакетом и это правильно, ведь сама жизнь показывает их неразрывность.

Социальный пакет VS мотивация

Современная погоня за кадрами и высокими коммерческими результатами исказила само понятие «мотивация» и породила десятки тысяч избалованных сотрудников.

Прежде всего, необходимо вспомнить, что социальный пакет – это комплекс мероприятий, направленный на комфортные условия труда, которые позволяют выполнять свои функции хорошо и с экономией времени (ДМС, корпоративная связь, автомобиль и пр.). Сотрудник чувствует себя защищённым, не отвлекается от производства. А мотивация – система мер, позволяющая достигать улучшений, изменений, качественного и количественного роста, по отношению как к собственным, так и чужим результатам. Так как данные понятия не имеют четких границ, их часто путают. К тому же некоторые компании не только не предоставляют социальный пакет, так и вовсе не занимаются вопросами мотивации, ожидая при этом от персонала чудес. Поэтому на кадровом рынке сложилось три устойчивых направления:

  1. Путь непрерывных изменений – частая смена персонала всех уровней. В этом преуспели многие российские компании.
  2. Создание максимально комфортных условий труда – предоставление лучшего соцпакета. Данный подход лучше многих исповедуют европейские компании.
  3. Адаптация, обучение, делегирование… Первыми начали пожинать плоды этого энергоемкого и затратного подхода американские корпорации, а сейчас к ним все больше подключаются крупный холдинговые компании, игроки рынка телекоммуникаций и ритейла.

Без сомнения, все люди разные, и в краткосрочной мотивации для половины из них будет важным фиксированный оклад в системе монетарного стимулирования, как эффективный прием поддержки лояльности. Фиксированный оклад становится для многих решающим фактором при выборе работы и в процессе начавшегося сотрудничества между сотрудником и работодателем. Это не только оценка дисциплинированности сотрудника, обеспечение его необходимых жизненных потребностей, но и показатель благополучия самого работодателя, система ценностей компании в корпоративной политике оценки персонала как человеческого индивидуума.

Социальный пакет становится важным мотивирующим, но все-таки дополнительным фактором для опытных специалистов при смене работы. Сегодня самые щедрые работодатели предлагают:

  • ДМС, включая стоматологию, страхование от несчастных случаев;
  • компенсацию за корпоративную связь, автомобиль, питание;
  • годовой бонус от 10% и выше;
  • частичную оплату фитнеса;
  • достойные командировочные;
  • ежегодную индексацию оклада;
  • несколько дополнительных дней к отпуску за ненормированный рабочий день;
  • адаптационную надбавку до 50 000 рублей в первые шесть месяцев работы;
  • бесплатный авиабилет один раз в год;
  • участие в долгосрочном бонусировании, опцион;
  • продукцию компании со скидкой или даже определенный объем бесплатно (с одной стороны, поддержка своего бренда, с другой - профилактика воровства).

«Принцип кафетерия»

С 2005 года все чаще говорят про умный подход к формированию соцпакета -  flexible benefits, или «принцип кафетерия». Начинка может быть та же, а главный принцип соучастия сотрудника - возможность самому формировать свой комфорт. Кафетерий соблазнителен, на первый взгляд, и может помочь в привлечении кадров. Но дальше стоит самый сложный вопрос – удержание и получение прибыли от приобретения.

Отдельные компании пошли дальше, например, одна французская компания в FMCG сегменте заявляет, что удерживает и мотивирует своих сотрудников толерантным отношением к совершению ошибки, поддерживает  инициативу, содействует в карьерном росте и даже межконтинентальном перемещении, оплачивает курсы иностранного языка, предоставляет льготные, а иногда и беспроцентные займы. Чтобы создать персоналу хотя бы внешнюю расслабленность, здесь не обязывают соблюдать деловой дресс-код, предоставляют, так называемый, home office day или домашний офис.


Разный подход к мотивации отдельных сотрудников

На молодых специалистов положительно влияет прозрачная система карьерного развития, посещение передовых производств в мире, предоставление возможности участвовать в новых проектах в качестве лидера.

Сотрудники, которые работают более 2-3 лет, нуждаются в профессиональном развитии, и ряд передовых компаний уже практикуют не только оплату курсов повышения квалификации, но и ротацию внутри бизнесов, изучение сопряженных должностей. Создание комитетов по отдельным ключевым функциям компании, где опытный специалист может примерить на себя функцию руководителя.

Для многих сотрудников похвала локального руководителя, признание достижений на уровне глобального офиса также является важной частью немонетарной мотивации. В России так много глобальных компаний, которые уже локализовали свое производство, менеджмент и прочее, что сотрудники перестают ощущать себя частью всемирной корпорации. Поэтому деловые саммиты по обмену опытом играют важную роль в командообразовании и поддержке лояльности сотрудника.

Для уволившихся сотрудников принцип «открытых дверей» не самый важный, но хороший элемент мотивации, благодаря которому такие сотрудники возвращаются в компании, чьи стены когда-то покинули. Немаловажными компонентами, влияющими на мотивацию, являются внутренние коммуникации в компании, HR-бренд, процедура отбора и оценки кандидатов, формализм и бюрократия, а также сама процедура увольнения.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль