Деофшоризация приведет к более жесткому контролю за офшорными сделками

2545
Шпак Андрей
Налоговый эксперт
В начале этого года Правительство РФ поручило профильным министерствам до мая 2014 года разработать поправки в проект законодательных изменений, предусматривающих меры по деофшоризации экономики страны. Минфин на сайте ведомства разместил законопроект, направленный на установление правил "контролируемых иностранных компаний", а также концепции налогового резидентства для юридических лиц. Документ вносит существенные изменения, готовиться к которым надо уже сейчас.

Деофшоризация приведет к более жесткому контролю за офшорными сделками
Андрей Шпак, налоговый эксперт


Рассмотрим ключевые положения законопроекта и рекомендации, которые помогут к ним подготовиться.

Подача уведомления и специальная отчетность

1. Законопроект вводит понятие "контролируемой иностранной компании" («КИК»), которая определяется как организация:

  • не являющаяся налоговым резидентом РФ;
  • являющаяся налоговым резидентом одного из государств, внесенных Минфином России в утверждаемый для этих целей Список государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения ("Список офшорных юрисдикций");
  • контролируемая организациями или физическими лицами-резидентами РФ;
  • неимеющая акций, прошедших процедуру листинга и допущенных к обращению на одной из фондовых бирж.  

2. Законопроект также распространяет определение КИК на "фонды, партнерства, товарищества и иные формы осуществления коллективных инвестиций" без образования юридического лица, созданных в одной из стран Списка офшорных юрисдикций и контролируемых резидентами РФ.  Определение в его текущем виде оставляет открытыми целый ряд вопросов относительно его применимости к конкретным структурным решениям, в том числе различным формам трастов. Также на данный момент нет ясности, будет ли применяться Список иностранных юрисдикций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.07 № 108н или будет разработан новый Список.

3. Критерием контроля со стороны российского резидента законопроект называет возможность оказания определяющего влияния на решения, касающиеся распределения прибыли контролируемой организации, а в случаях контролируемых организаций, не являющихся юридическими лицами. В частности, признаком контроля считается доля прямого или косвенного участия в организации (совместно с супругом или  несовершеннолетними детьми, а также иными лицами), превышающая 10 процентов.   При этом законопроект не устанавливает признаков, в силу которых взаимоотношения с "иными лицами" могут быть рассмотрены как дающие основания к расчету совокупной с такими лицами доли участия.  

4. Документ возлагает на налогоплательщика обязанность самостоятельно подать в инспекцию уведомление по установленной форме об участии в иностранных организациях, отвечающих определению контролируемых компаний, а также о компаниях и организациях, резидентство которых не подтверждено.  Уведомление должно быть подано в случае, если доля прямого или косвенного участия налогоплательщика в иностранных организациях, находящихся  с Списке офшорных юрисдикций, составляет более 1%, а для иных иностранных организаций – 10%.

5. Срок подачи уведомления - 20 дней с даты возникновения оснований для его подачи, либо 1 марта календарного года в отношении уведомлений, основания для подачи которых возникли или существовали без изменений в предыдущем календарном году.

6. В случае включения в налоговую декларацию прибыли контролируемой компании (см. ниже), налогоплательщик обязан приложить к декларации финансовую отчетность такой контролируемой компании и аудиторское заключение, если по законам соответствующей юрисдикции установлено обязательное проведение аудита финансовой отчетности. 

7. За непредставление сведений о контролируемых компаниях законопроект предусматривает штраф в размере 100 000 рублей. 


Налоговая база

1. Прибыль КИК определяется в законопроекте как прибыль, рассчитанная в соответствии с 25 Главой НК РФ, уменьшенная на сумму дивидендов, выплаченных за счет этой прибыли.  Для российских налогоплательщиков, контролирующих иностранные компании, прибыль таких контролируемых компаний учитывается при определении налоговой базы пропорционально доле участия, а в случае косвенного владения через другие контролируемые компании - также за вычетом прибыли таких иных контролируемых компаний, уже включенной в налоговую базу налогоплательщика пропорционально долям владения ими.   В случаях, когда долю участия налогоплательщика определить невозможно, законопроект обязывает учитывать прибыль контролируемой компании в полном объеме.  Датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, за который определяется сумма прибыли контролируемой компании.

2. За неуплату или неполную уплату налога с прибыли контролируемых компаний предполагается штраф в размере 20% от суммы нераспределенной прибыли, с которой не уплачен налог.

Налоговое резидентство и место фактического управления

Законопроект вводит понятие "иностранной организации, являющейся налоговым резидентом РФ".   Критериями, по которым иностранную организацию можно признать российским налоговым резидентом, предлагается считать осуществление "руководящего управления" с территории РФ, проведение заседаний совета директоров в РФ, местонахождение главных должностных лиц, архивов и ведение бухгалтерского учета на территории РФ.     

Доходы от косвенной продажи недвижимости

Законопроект также расширяет норму подпункта 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ касательно налогообложения в РФ дохода от реализации акций (долей) компаний, более 50 процентов активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ,  распространяя данную норму не только на акции (доли), находящиеся в прямом владении отчуждающего лица, но и на случаи косвенного владения подобными акциями (долями).

Что стоит делать уже сейчас

Если законопроект будет принят и опубликован в 2014 году, то в силу норм статьи 5 НК РФ, он может начать применяться уже с 1 января 2015 года. Планируемые изменения могут иметь существенные налоговые последствия, в частности, в следующих ситуациях:

  1. Если в структуру российской группы входят (или принадлежат российскому физическому лицу) иностранные компании, особенно компании из юрисдикций, внесенных в Список офшорных юрисдикций;
  2. Если управление иностранными компаниями, независимо от их юрисдикции, осуществляется с территории России. Например, директорами компаний являются российские граждане, либо руководство деятельностью иностранных директоров происходит из России;
  3. Если лицо - российский резидент участвует в принятии решений о распределении прибыли "структуры", например, является учредителем, протектором или бенефициаром траста, находящейся в юрисдикции, внесенных в Список офшорных юрисдикций.

Несмотря на то, что в законопроект еще могут внести изменения, на мой взгляд, стоит уже сейчас:

  1. Провести «инвентаризацию» иностранных компаний, входящих в корпоративную структуру и потенциально попадающих под действие правил контролируемых иностранных компаний (КИК);
  2. Провести диагностику процесса принятия решений и документооборота, а также уровня фактического присутствия в юрисдикции регистрации (т.н. «substance») в отношении таких компаний;
  3. С учетом проведенной диагностики построить карту налоговых рисков, включая:
  • риски признания иностранной компании налоговым резидентом в России или факта создания постоянного представительства;
  • риски признания иностранной компании контролируемой иностранной компанией и необходимости включения ее доходов в налоговую базу российских резидентов;
  • риск будущего налогообложения прямой или косвенной продажи долей в российских компаниях, принадлежащих иностранной компании группы.

       4. Оценить возможные варианты снижения рисков, в том числе:

  • необходимость сохранения и модификации иностранного элемента в структуре группы;
  • перевод компаний в другую юрисдикцию, например, не входящую в Список офшорных юрисдикций;
  • повышение уровня присутствия и перевод дополнительных функций в иностранную юрисдикцию;
  • изменение процесса принятия и документирования решений;
  • внедрение дополнительных мер по защите активов при переводе владения в российское правовое поле;
  • обоснование уровня трансфертных цен между российскими и иностранными компаниями группы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль