Ликвидность как отражение текущего финансового состояния компании

2988
Гранкин Константин
финансовый директор компании STEP
Высокая текущая загрузка, необходимость решения оперативных проблем, наконец, человеческий фактор часто отвлекают нас от глобальных вопросов, находящихся в компетенции финансового директора компании и приводят к формальному отношению к долгосрочному планированию ее деятельности. Одним из таких вопросов является задача анализа ликвидности.

Как известно, формальным поводом для банкротства компании является ее неспособность погасить  задолженность в сумме более 100 000 рублей в течение трех месяцев. Чтобы минимизировать, а еще лучше – исключить подобные риски, нужно следить за ликвидностью компании в режиме он-лайн. А при малейшем намеке на ухудшение этих показателей провести анализ причин и предпринять меры по их устранению.

С чего начать
Прежде всего, необходимо проверить бухгалтерскую и управленческую отчетность компании (баланс, отчеты о прибыли и убытках, движении денежных средств и т.д.). Даже беглое ознакомление с этими документами позволит профессионалу  определить основные  причины снижения текущей ликвидности. Нужно сравнить коэффициенты абсолютной, быстрой и текущей ликвидности с нормативным значением, сопоставить оборотные активы с текущими обязательствами. Вероятно, по результатам можно будет заметить некое несоответствие. Причин тому может быть несколько, но чаще всего проблемы связаны с тем, что предприятие в течение определенного времени работает с убытком, или сроки поступления денежных средств отстают от сроков их расходования, то есть возникает так называемый кассовый разрыв.

Как определить кассовый разрыв
Классическим отраслевым примером объективно возникающего кассового разрыва является производство консервированных овощесодержащих продуктов.  В летний сезон, когда овощи растут в открытом грунте, компании закупают овощное сырье и сразу его консервируют. Период массового потребления такой продукции приходится на зиму и начало весны. В результате  товар производится и остается на складе, а выручки нет до момента реализации. В этой ситуации налицо кассовый разрыв, потому что предприниматель ждет, когда продукция превратится в деньги, и вынужден финансировать расходы компании либо за счет наращивания кредиторской задолженности, либо привлекая заемные средства. Анализ отчетности этого проекта покажет, что в оборотных активах все большую долю занимает продукция на складе, а долг перед кредиторами или банками растет. Кассовый разрыв может также возникнуть, когда обязательства превышают оборотные активы, поскольку в этом случае нет достаточных источников для возврата заемных средств.

Стоит ли активно инвестировать
Еще одной возможной причиной снижения ликвидности может являться не обеспеченная соответствующими источниками финансирования агрессивная инвестиционная политика компании. Этот сценарий предполагает, что часть средств идет на финансирование долгосрочных активов: приобретение земельных участков, техники, недвижимости, участие в новых проектах через покупку долей и акций других предприятий.
Бывает, что у компании нет проблем с текущей ликвидностью, и нередко акционеры начинают вкладывать деньги в покупку внеоборотных активов. Наиболее благоприятная ситуация складывается тогда, когда собственный капитал предприятия полностью финансирует и внеоборотные активы, и хотя бы часть оборотных средств. Однако даже в этом случае показатели ликвидности могут существенно снизиться. За счет чего это происходит?
Рассмотрим на примере строительной отрасли. Собственники и акционеры, анализируя расходы, нередко понимают, что заплатили немаленькие суммы за аренду техники, и принимают решение о покупке новой. Иными словами, они инвестируют средства, извлекая деньги из оборотных активов на покупку внеоборотных. При этом часто предприятия не учитывают, что такие инвестиции могут оказаться убыточными, если при принятии решения о покупке были неправильно оценены, а именно занижены будущие эксплуатационные расходы и завышен внутренний спрос на работу техники. Поэтому все будущие инвестиции нужно оценивать с позиции экономической эффективности и с учетом рисков. Целесообразно составить бизнес-план, провести анализ  чувствительности, посчитать инвестиционные показатели.

Где взять деньги
Существует два пути. Самый простой способ  – обратиться к акционерам, однако в этом случае существует вероятность отказа. Вторая возможность – банковский кредит или договоренность с кредиторами об отсрочках. До принятия решения о предоставлении кредита банк  будет оценивать  риски заемщика, поэтому качество отчетности и планирования здесь встает на первое место. Чтобы бухгалтерская отчетность была привлекательной для банка, предельно важно соблюдать качество ее подготовки, достоверность, проведение инвентаризации активов-пассивов, задолженности и прочее. Также банки вправе потребовать бизнес-план компании на 4-5 лет или другой период, в зависимости от того, на какой срок привлекается кредит.
В случае же договоренности с кредиторами об отсрочках, компания пытается обеспечить финансирование своей деятельности за счет своих поставщиков и подрядчиков, тем самым ухудшая состояние их ликвидности. Поэтому кредиторы, как правило, неохотно идут на подобные сделки. С другой стороны, для кредитора лучше иметь точную информацию о сроках погашения задолженности, даже если и с задержкой по согласованному графику, чем неурегулированную задолженность, для получения которой, возможно, придется обращаться в суд. В случае согласования графика кредитор имеет возможность в плановом порядке решить проблемы собственной ликвидности.

Как наладить финансовые отношения с заказчиком
Важно, чтобы договоренность с заказчиком по исполнению договора, в том числе по срокам расчета соблюдалась. Известно, что сдвигаемые сроки негативно влияют на фактическое исполнение планов компании. Поэтому при заключении крупных контрактов необходимо определить всех ключевых сотрудников в структуре заказчика, которые, так или иначе, влияют на исполнение  обязательств заказчика по этому договору.
У заказчика могут быть свои особенности учета и оформления документации, о чем лучше узнать заранее. Когда контракт уже подписан и компания приступила к его реализации, важно проследить  за прохождением актов и иных документов по выполнению работ в первый месяц исполнения договора, понять специфические требования заказчика, согласовать с сотрудниками заказчика все спорные моменты. В итоге эта работа поможет снизить риски задержек платежей со стороны заказчика. Иногда сотрудники заказчика, которые отвечают за стройку и не относятся к своим обязанностям  должным образом, пытаются переложить ответственность за неэффективность организации строительства на подрядчика. Необходимо определить для себя финансовый лимит доверия к заказчику, а если он превышен – начать применять все предусмотренные договором действия, доводить и настойчиво отстаивать свои интересы. Причем, важно помнить о праве на неустойку и пени за просрочку платежа, приостановку работ, компенсацию накладных расходов в случае невыполнения работ по вине заказчика.
Также необходимо отметить, что если ликвидность предприятия в целом находится на приемлемом уровне, а внутри организационной  структуры компании варьируется, например, по разным проектам, это может негативно сказаться на финансовом состоянии компании. В этом случае необходимо планировать доходность и финансовый поток по каждому проекту и, в случае выявления негативных тенденций по одному из них, оперативно реагировать и принимать решения.

Как провести анализ доходности проекта при долгосрочных контрактах
При заключении долгосрочного контракта и составлении бюджета доходы и расходы обязательно надо распределить во времени на основании четко установленной взаимосвязи сметы и графика строительства. При реализации долгосрочных (более одного года) контрактов на условиях «твердой цены» одним из главных рисков является инфляционный, потому что материалы, зарплаты и услуги будут дорожать в течение срока действия контрактов. Если в состав работ входят импортные материалы и оборудование, цены на которые номинированы в иностранной валюте, нужно проанализировать эти риски, так как существует  вероятность изменения курсов.
Таким образом, при расчете бюджета рекомендуется спрогнозировать влияние инфляции на расходы проекта, и в случае подписания твердой цены с заказчиком  учесть инфляционные  риски. Стоит обязательно оценивать  доходность длительного контракта в период его действия. Самым правильным является регулярный мониторинг остатка выполнения по  договору. По завершении отчетного месяца логично посмотреть, какие виды работ по контракту остались невыполненными, в каких объемах, и оценить возможное отклонение цены работ по бюджету от текущей рыночной цены. Лучше всего регулярно пересчитывать бюджет проекта, с точки зрения расходов, по мере продвижения по контракту, учитывая влияние как инфляционных, так и сезонных факторов. Например, в случае если сроки работ передвинулись, а с заказчиком подписана твердая цена, надо понимать, что он не готов будет компенсировать зимнее удорожание. Поэтому основной вывод оценки доходности контракта – регулярный мониторинг остатка расходного бюджета в течение всего срока проекта.

Как создать резерв под обязательные платежи
Еще на стадии составления годового бюджета компании рекомендуется формировать необходимые резервы для осуществления обязательных платежей: заработной платы, налогов, процентов по кредитам и т.д., чтобы четко понимать, где быстро найти средства. Такие резервы можно создать в виде неснижаемого остатка по расчетному счету или воспользоваться банковскими финансовыми инструментами – например,  мобильными депозитами.
Если финансовый директор понимает, что необходимо, условно говоря, 5 млн рублей в месяц на процентные платежи, то в тот момент, когда поступают средства от заказчиков, стоит внести на депозит эту сумму.
При приближении срока платежа руководитель сможет снять со счета средства, оплатить проценты, дождаться того момента, когда снова поступит выручка, и пополнить депозит обратно. Таким образом, у компании всегда будет необходимая сумма под обязательные и непредвиденные расходы.

Как выбрать инструменты внешнего финансирования
Когда задействуются банковские средства, важно обратить внимание на следующее: время, на которое привлекается проектное финансирование для инвестиционной программы предприятия, должно соответствовать сроку окупаемости этого проекта. Что выбрать – кредит или возобновляемую кредитную линию? Если есть потребность в денежных средствах постоянно, тогда стоит взять кредит, если же такая потребность возникает периодически, то предпочтительнее работать с возобновляемой кредитной линией.

Что делать с "лишними" деньгами
Деньги "лишними" не бывают. Если у компании по итогам квартала на расчетном счете образовалась крупная сумма, как правило, это свидетельствует о неэффективной работе финансовой службы. Такие средства нужно вкладывать в краткосрочные или среднесрочные надежные финансовые инструменты, чтобы они не задерживались на расчетных счетах. Одна из самых больших опасностей заключается в том, что на «лишние» деньги всегда находятся охотники: акционеры хотят получить дивиденды, менеджеры активно инвестировать в новые проекты и пр. И здесь мы снова возвращаемся к основе всего – актуальному годовому бюджету. Необходимо придерживаться четко установленной в нем стратегии. В том случае, если размер запланированного свободного денежного остатка не снижается до конца отчетного периода и сопоставим с размером чистой прибыли по отчету о прибылях и убытках, можно сделать вывод, что скопившиеся на счету деньги являются эквивалентом заработанной прибыли. Когда руководитель будет полностью убежден, что эти деньги не нужны для финансирования текущей деятельности, можно заявить их в качестве инструмента для финансирования на следующий период, предложить акционерам выплатить дивиденды по итогам года или отложить на депозит с конкретным сроком.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль