Сейчас самое время оценить, как новый бюджет повлияет на бизнес

1141
Калинин Алексей
руководитель практики госконсалтинга компании SBS-consulting
Федеральный бюджет 2014-2016 годов формируется исходя из общей позиции «доходов будет меньше, чем планируется, так что лучше заняться сокращением расходов». Эта позиция неоднократно звучала в выступлениях ключевых лиц Правительства РФ. Она же заявлена и в Бюджетном послании Президента России.

Бюджетный процесс еще с начала 2000 годов устроен таким образом, что к лету уже большая часть параметров федерального бюджета определена, а к августу  проект бюджета практически готов к внесению в Государственную думу. Тем самым, оценить вероятные последствия принятия нового бюджета для бизнеса можно уже сейчас.
В бюджетном послании-2014 и, соответственно, проекте бюджета на 2014 год заявлено, что государству необходимо обеспечить стабильность налоговой системы: «дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования». Иначе говоря, роста налогов, скорее всего, не будет. Впрочем, учитывая прогнозируемую дефицитность федерального бюджета, снижения налогов тоже ожидать не приходится. С очевидной сложностью реализации столкнутся и любые инициативы, связанные с приобретением налоговых льгот и преимуществ: Минфин России будет отстаивать неизменность налоговой системы, защищая каждый рубль бюджетных доходов. Формулировка бюджетного послания достаточно прозрачно указывает на то, что область возможных изменений ограничивается только инвестиционной активностью, при этом «в крайнем случае» означает, что каждое подобное решение потребуется проводить на уровне Правительства России, в обязательном порядке доказывая появление в последующие годы выгод, компенсирующих выпадающие доходы бюджета. Именно поэтому в числе «одобренных» бюджетным посланием предложений заявлена налоговая поддержка разработки новых месторождений, - коль скоро российский бюджет опирается на сырьевые доходы, можно временно поступиться частью затрат ради увеличения налогооблагаемой базы в будущем. А вот налоговые инициативы в других областях, в том числе в развитии малого и среднего предпринимательства, традиционных отраслей, скорее всего, будут оставлены без внимания.
Относительная стабильность сохраняется и в системе сбора социальных платежей. Впрочем, здесь стоит обратить внимание на поручение Владимира Путина Правительству «определиться с целесообразностью передачи полномочий по администрированию социальных взносов (с сохранением их персонифицированного учета) Федеральной налоговой службе». Иначе говоря, при сохранении ставок социальных платежей в 2014-2015 годах может произойти реинкарнация ЕСН (единого социального налога) с возрождением роли ФНС России в их сборе.
Что же касается расходной части бюджета, здесь, помимо сокращения расходов,  интерес представляют следующие положения. Во-первых, в бюджетном послании заявлено выявление резервов и  перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов. Вновь поднимается тема государственно-частного партнерства, привлечения частных инвестиций к решению государственных задач и вложения государственных средств в инфраструктурные проекты.  На этом фоне можно ожидать расширения государственной поддержки крупных инфраструктурных проектов, и, соответственно, появления спроса со стороны крупных государственных корпораций и близких к государству структур на товары и услуги, особенно в сфере строительства.
Во-вторых, это  создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры. Отказываясь поступаться бюджетными доходами, государство стремится к развитию механизмов финансирования на возвратной основе, когда бюджетные средства и средства внебюджетных фондов направляются в частный сектор на условиях инвестирования. Сложная формулировка «Правительству Российской Федерации необходимо уже в текущем году начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств» означает готовность государства вкладываться на долевой основе в крупные проекты.  Учитывая, что в 2013-2014 годах к завершению подойдут работы по объектам Олимпиады в Сочи, в первую очередь новые механизмы финансирования ориентированы на трудоустройство «высвобождающихся» с юга России строительных мощностей, но в дальнейшем, по мере налаживания процесса рассмотрения и согласования проектов, доступ к государственному финансированию смогут получить компании из всех отраслей экономики. В выигрыше останутся, опять же, крупные корпорации, способные провести переговоры и согласовать с государственными структурами свои масштабные начинания, однако их спрос и будет порождать тот самый «мультипликативный эффект».
В общем и целом, как и в случае с большинством бюджетов последних лет, большинство участников российской экономики практически не ощутит влияние изменений бюджетной политики. В условиях стабильности налоговой системы воздействие федерального бюджета будет опосредованным, за счет средств, передаваемых государственным корпорациям, региональным бюджетам, крупным распорядителям бюджетных средств.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль