Как построить конкурентный бизнес

1374
Забелло Наталья
руководитель аналитического отдела журнала «Финансовый директор»
В ближайшее время появится новое открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), капитал которого будет больше, чем у РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» вместе взятых. В собственность новой компании перейдет вся производственная инфраструктура железных дорог, локомотивный и вагонный парк, объекты социальной сферы этой отрасли, а также ряд вспомогательных предприятий. О том, как в такой огромной компании будет организовано управление, нам рассказала заместитель министра путей сообщения РФ Анна Белова.
Как построить конкурентный бизнес    
     

 

 

— Каковы цели реформирования МПС России?

— Реформа нужна для того, чтобы сделать железнодорожный транспорт эффективным и прибыльным. Сегодня при росте доходов в отрасли тем не менее наблюдается объективный опережающий рост издержек. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, мы не можем увеличивать доходную часть за счет роста цен, поскольку максимальный уровень тарифов устанавливает государство. Во-вторых, расходную часть нельзя снизить из-за того, что высок уровень износа основных фондов, требующих внепланового ремонта, дополнительных закупок запчастей и т. п., а инвестиционная составляющая в тарифы не заложена. В итоге мы балансируем на грани планово-убыточного или неприбыльного хозяйства, содержать которое государство не может себе позволить. Поэтому принципы организации бизнеса мы должны изменить таким образом, чтобы, не повышая тарифов, задействовать механизм, при котором издержки будут ниже доходов. Такой механизм известен — это конкуренция. Но самая главная цель реформы — это снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции.

— Если государство остается единственным собственником ОАО «РЖД», что же меняется для бизнеса? Как возникнет конкуренция, о которой Вы говорили?

— Да, у этого акционерного общества будет единственный акционер — государство. И вся инфраструктура — мосты, тоннели, пути, сигнализация, связь — это, естественно, монопольный сектор, который всегда будет находиться в собственности государства.

Что касается потенциального конкурентного сектора грузовых и пассажирских перевозок, промышленного производства, ремонта, строительства, торговли, то по этим видам деятельности в соответствии с программой структурной реформы из состава ОАО «РЖД» будут выделяться дочерние компании. Необходимо обеспечить снижение тарифа, приток дополнительных денежных ресурсов для развития инфраструктуры. Сделать это можно за счет высокоэффективных, прибыльных дочерних структур.

Предполагается, что в рамках имеющихся хозяйств в 2003—2004 годах мы проведем внутреннюю реструктуризацию, реинжиниринг, подготовим к выделению пилотные дочерние компании, чтобы создать прообраз рынка и посмотреть, насколько эффективно они будут работать. В ходе этой работы мы, естественно, будем освобождаться от дополнительных неэффективных издержек, капитализировать активы и привлекать инвестиции.

— Могли бы Вы выделить основные этапы построения конкурентоспособного бизнеса?

— Чтобы создать конкурентоспособный бизнес, нам нужна аналитика качественно нового уровня в налоговом, бухгалтерском и управленческом учете, позволяющая увеличить прозрачность системы управления финансами, использовать новые управленческие технологии, направленные на повышение эффективности бизнеса. Также необходимы новые подходы к созданию системы мотивации и, конечно, участие в этом процессе профессиональных менеджеров. Многое уже сделано. Например, котловой метод учета затрат не позволял реально управлять издержками, и мы отказались от его использования.

Необходимо было отказаться и от условного распределения затрат. Сегодня разработана принципиально новая номенклатура затрат, предполагающая возможность разделения их по видам деятельности (перевозки, строительство, торговля, социальная сфера). После ее введения мы сможем в два раза уменьшить количество условно распределяемых затрат. Таким образом, использование новой номенклатуры в ОАО «РЖД» позволит существенно повысить финансовую прозрачность и создать реальную базу для управления издержками.

Следующая наша задача — расчет стоимости каждой функции предприятия (так называемой бизнес-функции). Для этого мы подробно описали бизнес-процессы и структурировали их по бизнес-функциям. Рассчитав стоимость каждой бизнес-функции, мы можем принимать различные управленческие решения, например относительно того, что выгоднее — выполнять эту функцию самим или отдать ее на аутсорсинг. Для того чтобы уйти от монополизма и создать предпосылки для развития рынка, при тарифообразовании и учете реальных затрат нам нужно было учесть стоимость каждого элемента процесса перевозки: инфраструктуры, локомотивной тяги и собственно перевозки — вагонной составляющей, как мы ее называем. Результатом завершения этого этапа в том числе стало и появление нового прейскуранта, который 28 августа 2003 года вступил в силу2.

В прейскуранте тариф разделен на три составляющие: инфраструктурную, локомотивную и вагонную. На основании данного разделения любая компания, осуществляющая грузовые перевозки своей продукции, сможет определить, сколько она сэкономит, если повезет груз в своем вагоне или своим локомотивом, в том числе если это будет кольцевой маршрут, и т. д. Новый прейскурант — это реальная финансовая и нормативно-правовая основа для того, чтобы предприниматели могли оценить условия работы на новом рынке перевозок.

— Внедряется ли в ОАО «РЖД» система бюджетирования?

— Да, мы вплотную занимаемся этим процессом. К настоящему моменту разработана система бюджетирования, в рамках которой железная дорога рассматривается как центр финансовой ответственности; заводы или предприятия, работающие на отрасль (производство комплектующих, ремонтные услуги и др.) — как центр прибыли; ряд подразделений и инфраструктурных блоков, являющихся обеспечивающими подразделениями, — как центры расходов. Поэтому в рамках единого хозяйствующего субъекта нужно было провести структуризацию соответствующих бизнес-единиц и для каждой из них выстроить систему ключевых показателей управления и эффективности.

Были разработаны планово-бюджетные формы, методы анализа ключевых показателей эффективности, система взаимозависимости бюджетов на разных уровнях и в разных бизнес-единицах, система мотивации.

В организационной структуре ОАО «РЖД» было предложено создать специальное единое планово-бюджетное подразделение (ранее системы управления финансами и системы планирования были разделены).

В четвертом квартале этого года мы планируем внедрить элементы данной системы бюджетирования на пяти дорогах: Московской, Октябрьской, Приволжской, Юго-Восточной и Свердловской, чтобы уже начиная с 2004 года можно было управлять отраслью на основании информации об исполнении бюджета.

— Занимались ли вы автоматизацией отрасли?

— Я думаю, что отрасль сегодня имеет одну из самых высокоразвитых информационно-технологических систем — сеть мощных и прекрасно оборудованных вычислительных центров, включая головной вычислительный центр в Москве, эффективные средства передачи данных, охватывающие всю сеть железных дорог, квалифицированный и хорошо организованный персонал.

В то же время задача информационного обеспечения структурной реформы потребовала применения новейших технологий. В частности, для поддержки процессов инвентаризации имущества (а это более миллиарда объектов учета, рассредоточенных от Сахалина до Калининграда и закрепленных более чем за 5000 организаций-балансодержателей) и документального оформления всех действий по передаче имущества отрасли создана уникальная отраслевая система «Регистр». С ее помощью в короткие сроки был описан весь имущественный комплекс МПС России, подготовлены передаточные акты по всем организациям отрасли, решен вопрос сохранности государственного имущества в ходе реформирования отрасли. Представленная в правительство отчетная информация позволила согласовать и утвердить перечни имущества и обязательств, предназначенных для передачи в ОАО «РЖД». В настоящее время информация, содержащаяся в системе «Регистр», используется для проведения технической инвентаризации объектов недвижимости.

Что касается автоматизации бюджетных процессов, то, по нашему мнению, качественное совершенствование процесса управления в структуре, имеющей много уровней, а также сложные взаимосвязи между уровнями и объектами управления, может быть достигнуто только с помощью применения автоматизированной системы бюджетного управления и учета. Работы по созданию такой системы, которая должна стать основным функциональным ядром финансово-экономической информационно-управляющей системы ОАО «РЖД», уже ведутся.

— Планируются ли какие-либо изменения во взаимоотношениях с контрагентами?

— Да. Отрасль заказывает своим поставщикам товары и услуги на несколько миллиардов долларов в год. Это значительная сумма, позволяющая и развивать производственную базу промышленных предприятий, поставляющих нам продукцию, и управлять качеством закупаемой продукции. Благодаря этим мероприятиям значительно увеличился объем закупок в пределах утвержденного бюджета. Однако нельзя не отметить опережающий рост оптовых цен в промышленности по сравнению с уровнем индексации железнодорожных тарифов. Начиная с 2002 года существенно изменилась процедура закупки товаров и услуг: регулярно проводились тендеры, подготовлена инвестиционная программа для долгосрочного снабжения отрасли.

Кроме того, мы проводим и внутреннюю реорганизацию системы сбыта, ориентируясь на привлечение максимального количества клиентов. Уже сейчас мы готовы предложить грузовым перевозчикам работу на конкурсных условиях.

— Что делается для привлечения инвестиций в отрасль?

— В начале года был сформирован инвестиционный комитет, который все расходы отрасли рассматривает с точки зрения проектного финансирования и принимает решения относительно того или иного инвестиционного проекта.

Частные инвесторы могут вносить свои предложения в инвестиционный департамент, который рассматривает и отбирает их в соответствии с определенными критериями. Затем эти проекты представляются в инвестиционный комитет.

В этом году мы впервые провели тендер на привлечение лизинговых компаний для реализации программы лизинга пассажирского и грузового подвижного составов. В результате тендера мы получили очень выгодные финансовые предложения (долгосрочный лизинг в размере 50 млрд рублей).

Все наши усилия направлены на то, чтобы бизнес, который мы создаем, был жизнеспособным, стабильным и безопасным и, главное, служил прочным фундаментом развития российской экономики.

Беседовала Наталья Забелло

________________________________________
1 Планировалось, что компания начнет работу с начала октября, однако на момент подписания номера в печать соответствующие документы не были утверждены премьер-министром.
2 Постановление ФЭК РФ от 17.06.03 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)». – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль