Что мотивирует финансовых директоров

4125
Филиппова Виктория
партнер, руководитель департамента «Финансы и Аудит» хедхантинговой компании «Cornerstone»
Что побуждает финансовых директоров делать выбор в пользу одного единственного работодателя среди прочих равнозначных по деньгам предложений?

В докризисный период наша компания провела крупномасштабное исследование, касающееся мотивации финансовых директоров в России. Специалисты Cornerstone опросили более ста пятидесяти финансовых руководителей из компаний разных индустрий, размеров и форм собственности с целью выявления различных мотивационных факторов и анализа их значимости и приоритетности для них. Анализ ответов проводился в разрезе трех возрастных групп: до 30 лет, от 30-40 лет и старше 40 лет, иначе был риск получить «среднюю температуру по больнице».

В опросе были предложены факторы:

  • Финансовая составляющая
  • Индустрия компании работодателя
  • Размеры оборота и финансовые показатели компании работодателя
  • Интересные, масштабные задачи для финансового директора в компании работодателя
  • Возможности дальнейшего профессионального и карьерного развития финансиста в компании
  • Готовность компании платить дальнейшее профессиональное образование финансового директора
  • Корпоративная культура компании-работодателя
  • Известное, узнаваемое имя компании-работодателя (бренд)
  • Уровень управленческой команды
  • Личность акционеров бизнеса
  • Уровень подчинения (акционеру или наемному менеджеру)
  • Стратегические цели компании
  • Возможность соблюдения work-life balance
  • Структура социального пакета
  • Прозрачность компенсационных схем

Если опустить фактор финансовой составляющей и подробнее остановиться на нематериальной мотивации – картина получилась следующая:

В возрастной категории до 30 лет лидирующими стали факторы:

  • бренд;
  • размер компании;
  • уровень управленческой команды.

В категории 30-40 лет лидеры:

  • интересные, масштабные задачи для финансового директора;
  • уровень управленческой команды;
  • возможности дальнейшего профессионального и карьерного развития финансового директора в компании

В категории старше 40 лет:

  • Стратегические цели компании;
  • личность акционеров бизнеса;
  • возможность соблюдения work-life balance.

Очевидно, что в кризис на первый план вышли факторы стабильности компании работодателя, позиции самого финансиста в компании и оплаты его труда.

Чтобы понять, как изменилась ситуация сейчас, я решила обсудить вопросы мотивации в кругу финансовых директоров:

Антон Чулихин, финансовый директор крупнейшей международной B2B компании

Например, Антон всегда принимает во внимание размер бизнеса, который, по его мнению, измеряется объемом продаж и в меньшей степени - инфраструктурой компании:

«Для меня всегда интересна работа с системой задач, на которые влияет размер компании: в компаниях крупного и среднего уровня - вы работаете не с локальными задачами, а с комплексом проектов, для этого у финансового директора должно быть системное мышление, системный подход. Также мотивирующим фактором является возможность развития компании и приобретение соответствующего опыта. Если выбирать между российской и западной компанией, я бы отдал предпочтение – западной. Вместе с тем мотивирует проектное развитие компании, например, внедрение SAP (программного обеспечения), когда в моем опыте был подобный проект, в нем участвовало не менее 100 человек или же строительство фабрики, участие во внутреннем аудите другой компании».

Юлия Минеева, финансовый директор международной IT-компании

По словам Юлии, социальная ориентированность компании также немаловажный фактор:

«Для меня уровень дохода не является самым главным фактором при выборе работы. Среди прочих равных по уровню компенсации предложений меня бы заинтересовало предложение, предполагающее постоянный профессиональный рост. Еще один важный фактор – репутация компании, ее стратегия развития, методы достижения целей».

Игорь Бабиченко, финансовый директор компании «ТЕХНОСЕРВ»

Для Игоря, в первую очередь, интересен масштаб задач, крупные и многомерные проекты, на которых и сотрудник и менеджер должны проявлять свои ключевые навыки и раскрывать лучшие бизнес-качества.

«Самое интересное, что через призму подобных проектов можно целевым образом и максимально объективно определить персональные KPI с соответствующей оценкой их достижения . Когда финансовый директор приходит на уже на сформированные и предельно отлаженные процессы без явно выраженной целостной задачи, роль менеджера в большей части определяется уровнем принятия рисков и может не требовать качественной самореализации в силу сведенной к минимуму "роли личности". Для меня же, в первую очередь, важна перспектива развития, выраженная в масштабных целях, требующих комплексных подходов и имеющих "цену" для каждого локального решения».

Антон Вишаненко, ех-финансовый директор НМТП, Уралхим, Мечел

«Вопрос с мотивацией зависит в первую очередь от того, на каком этапе жизненного и профессионального пути находится финансовый директор и в какой стадии развития находится сама компания»,- считает Антон.

По мнению эксперта, чтобы финансовый директор или любой другой директор компании обратили внимание на нефинансовую мотивацию, у них должны быть решены основные материальные вопросы: «Обычно только после достижения некого «джентльменского» набора материальных благ, люди начинают обращать внимание на факторы нематериального характера, такие как психологический климат в компании, ценности руководителя и акционера, возможность карьерного роста, обучение, развитие, время, потраченное на дорогу и т.д. Возможна ситуация, что даже при сильном психологическом диссонансе с работой, сотрудник будет продолжать работать только чтобы закрыть материальные вопросы, потому как они для большинства они все-таки являются первостепенными. Однако рано или поздно каждый начинает искать для себя ту среду, которая будет максимально конгруэнтна его личности и набору внутренних ценностей и установок».

Также Антон убежден, что важную роль в системе мотивации играет семейное положение и наличие детей: «Если у человека меняется семейный статус, появляются дети, то очень важным фактором, который может даже перевесить деньги и отсутствие карьерных перспектив - баланс между работой и личной жизнью, возможность уделять время семье и не оставаться перманентно в офисе после 22.00.»

Довольно сильным мотиватором для финансового директора является личность генерального директора или акционера, если речь идет о небольшой компании или start-up проекте: «Потому как СЕО является тем, с кем финансовый директор каждый день работает напрямую, то очень часто личность СЕО или акционера может являться тем якорем, который удержит финансового директора в компании и заставит его работать на «полную катушку». Когда каждый из них близок друг другу ментально, они разделяют ценности и стратегию развития компании - компания будет двигаться вперед значительно быстрее своих конкурентов. Обычно СЕО являются более опытными и знающими людьми, хорошими лоббистами, знатоками отрасли, поэтому финансовые директора могут предпочесть работать с ними из-за того, чтобы перенять знания и опыт».

По мнению Антона, возможность участвовать в запуске нового проекта, пусть даже и в рамках большой компании для многих успешных и уже реализовавшихся финансовых директоров, особенно в расцвете своей профессиональной жизни, может являться также сильным мотивирующим фактором: «Большинству рано или поздно хочется попробовать сделать что-то своими собственными руками, пожить в атмосфере предпринимательства и взять на себя риска больше, чем в обычной деятельности. Поэтому идея проекта, личности людей, вовлеченных в него, возможность реализовать себя и очень часто не в ипостаси финансового директора, могут заставить подняться с насиженных мест тех, кто занимает аналогичные позиции в более крупных и успешных компаниях».

В качестве примера Антон рассказал свою историю перехода с позиции финансового директора из компании «Мечел» в «Уралхим», который на тот момент еще не существовал: «Меня привлекла именно возможность поучаствовать в создании чего-то большого и нового с самых первых дней. Возможность самореализации, личность акционера и право решать непривычные для финансового директора задачи были основными мотивационными факторами для меня в тот момент. Все это в совокупности с вкладом других членов команды, объединенных одной идеей, позволило нам создать за 2 года лидера в своей отрасли, компанию с EBITDA в $850 млн., производящую 5 млн. тонн удобрений».

Получилось интересно, но Антон за меня подвел итог нашему общему обсуждению этой темы, высказав мысль, что, что система нематериальной мотивации должна нажимать на те «кнопки» у людей, которые важны им в определенный момент развития: «Если в 30+ это может быть возможность получения executive MBA, то в 35+ это может быть возможность участия в правительственном регулировании отрасли, комиссиях, конференциях, в 40+ - возможность уделять больше времени здоровью и семье, 50+ - участие в наблюдательных советах».

Наша компания планирует повторить исследование в 2013 году, но представленный в этой статье срез мнений уже достаточно показателен. Я думаю, что эта информация может быть интересна не только самим финансистам, но и работодателям для формирования по-настоящему конкурентно способного и мотивирующего предложения о работе для профессионального финансового директора.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль