Девять месяцев одного года

1384
Комягин Игорь
управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка
Три первых квартала 2012-го на рынке кредитования малого и среднего бизнеса срифмовались с ожиданием. Ожиданием нового витка кризиса, или проще – катастрофы. Может, и не конца света, конечно, но «где-то и около». И этот ключевой для периода фактор был весьма деструктивным.

Подчас ожидание негативных событий, особенно длительное и драматичное, оказывается опаснее самого негатива. Бабахнуло – все разгребают завалы, потом отстраиваются, пока же не грянуло – занимаются подкладыванием подушек под подушки. Ожидание не дает зарабатывать, вкладываясь в какие-то проекты здесь и сейчас, серьезно тормозит развитие. Но, к счастью, за первые 9 месяцев текущего года были заметны и другие любопытные тенденции, которые смягчали «генеральную линию» и давали пищу для размышлений.

Из-за того что условия фондирования для банков продолжают ухудшаться (западные рынки по-прежнему наглухо закрыты, а доступность ресурсов на российском перманентно снижается), ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса растут. Не резко, но заметно. За обозначенный период они увеличились от 0,5 до 3 процентных пунктов, в зависимости от ситуации в конкретном банке и у конкретного клиента. Пока бизнес принимает эти ставки, но делать ему это все сложнее.

Некоторые компании, к примеру, из сферы оптовой торговли, стараются заложить рост ставки в маржу, что выражается в повышении отпускных цен. Другие продавать дороже просто не могут: или завязаны на долгосрочные контракты, или покупатели дороже не возьмут. Ситуация еще не критичная, но однозначно напряженная.
Банки можно понять. В условиях низкой рыночной ликвидности им выгоднее кредитовать «физиков», ведь ставка по розничным кредитам значительно выше, более серьезные риски «упаковываются» туда, и таким образом банки поднимают собственную маржу. Понятно, что корпоративным заемщикам от этого не легче. Но есть и позитивная новость для них – ставки могли «отрасти» и больше (от 3,5 пункта и выше), если бы не конкуренция между кредитными организациями. Она заставляет банки «утилизировать» негативные тенденции на своем балансе, не перекладывая их целиком на клиента. Вероятность потерять качественного заемщика, который прекрасно знает, что собственное состояние позволяет ему занимать деньги по ставкам 13–14%, поэтому по 18% он брать не будет, часто оказывается важнее сиюминутных выгод.

Заведомо некачественный заемщик банкам не нужен, за ним оптом следуют ухудшение качества кредитного портфеля, дополнительное резервирование, давление на капитал. Поэтому постоянно усиливается конкуренция за надежного клиента, для которого в полный рост встает вопрос о вторичных факторах при выборе банка, помимо первичных ценовых. Естественно, это сервис, наличие или отсутствие каких-то дополнительных ковенант в кредитных договорах, размер дисконта по залогам и возможность работы с государственными институтами, осуществляющими поддержку сектора МСБ (малого и среднего бизнеса).

Важно (и приятно) отметить то, что банки стали более гибкими, в том числе при разработке продуктов. К примеру, к концу II квартала на рынке появилось много небезынтересных новинок: прежде всего, это всевозможные гарантии, тендерные и контрактные, тендерные кредиты как ответ на изменение законодательства и правил работы с госзаказами. Подобные продукты стали драйвером рынка, они помогали привлекать клиентов, работающих по госзаказу, в том числе и новых для банков.

Также заметно смягчение условий по существующим продуктам. Взять хотя бы овердрафтное кредитование: если раньше практически все банки требовали обязательного выхода в ноль через 30 дней, сейчас появились предложения без данного требования, а значит, клиентам можно работать в режиме револьверной кредитной линии, при этом в беззалоговом формате. В других случаях срок непрерывной задолженности увеличился – до 60 или даже 90 дней, что тоже существенно более удобно. В общем, конкуренция вынуждает банки затачивать продукты под конкретные клиентские сегменты.
Что касается спроса со стороны заемщиков, то здесь была заметна следующая тенденция: III квартал, по сравнению с первыми двумя, стал более активным. Откровенно плохим был первый квартал– замороженным, II можно назвать осторожным, а III действительно удивил. Да, лето, да, традиционно мертвый сезон. Но, к примеру, в нашем банке августовские показатели были сопоставимы с апрельскими, а апрель – один из лучших в году бизнес-месяцев. Вот здесь и сыграло роль пресловутое ожидание кризиса: если одни компании боятся входить в проекты и брать кредиты в условиях тотальной нестабильности, другие воспринимают нынешнюю ситуацию как возможность и готовы рискнуть. Они думают, что лучше взять кредит сейчас, чем не взять позже или взять позже, но дороже и на более жестких условиях. В целом же, заглядывая вперед, можно сказать, что прогноз, который давали в начале года, предсказывая рост портфеля по сегменту МСБ в 15%, скорее всего, оправдается.

Кстати, заметно возросла активность регионов, куда плавно переместились многие столичные производства. Причем даже не с их стороны, а со стороны компаний, осуществляющих сервисные и сопутствующие услуги для этих предприятий. Мы отметили, что число заявок в Петербурге и Екатеринбурге растет. Не лавинообразно, но ощутимо. Да, с регионами стало интереснее работать.

Говоря про спрос, стоит также отметить диссонанс между краткосрочным и долгосрочным кредитованием: спрос на первое на несколько порядков выше. Хотя тут есть тонкий момент. Возможно, спрос на 3-4-5-летние кредиты и мог быть более существенным, потому что некоторые компании, несмотря ни на что, задумываются, к примеру, о серьезных инфраструктурных вложениях, но отсутствие предложения, которое объясняется в том числе длиной банковских ресурсов, снимает все вопросы.

Еще один малоприятный момент для заемщиков – требования к ним в 2012 году банки ужесточили. Причем не только в России, сходные тенденции заметны и в Европе, и в Штатах. В чем именно выражается «закручивание гаек»? В глубине анализа потенциального клиента: проверки стали тщательнее, их стало больше. Регулятор добавил новых требований, более четко определил порядок резервирования ссуд. Кредитные организации стали более пристально смотреть на дополнительные показатели работы клиента, обращать внимание на участие компании в арбитражах, на вовлеченность ее во всяческие спорные ситуации, которые могут реализоваться в кредитный риск. При этом выросли сроки проверок, правда, незначительно. У нас, к примеру, на один-два дня.

Портрет же заемщика в целом по системе не изменился. Все те тенденции, которые обозначились с началом кризиса 2008 года, по-прежнему сильны. Уход в тень, желание минимизировать налоговую базу, управленческая отчетность – все то, с чем бизнес пытался расстаться в сегменте МСБ в предкризисный период, на рубеже 2011–2012 годов и на протяжении всего этого года усиливалось. Конечно, есть обратные позитивные примеры, некоторые клиенты даже начали рассматривать возможность получения кредитных рейтингов как способ получить кредит по меньшей ставке. Но в целом объем таких клиентов в сегменте МСБ, к сожалению, значительно меньше, нежели тех, кто играет в минимизации и серые схемы.

Понятно, что самый животрепещущий вопрос сейчас – а чего, собственно, ждать? Ситуация с ликвидностью вряд ли резко улучшится. Разговоры про Грецию и Испанию, про возможный распад еврозоны, естественно, добавляют нервозности и давят на рынок. Соответственно, банки продолжат «набивать» подушки ликвидности – под возможные потери. При этом резкого удорожания кредитных ресурсов или полного запрета на кредитование каких-то отраслей тоже не произойдет. Во всяком случае, сейчас апокалипсические сценарии не кажутся наиболее правдоподобными. В целом мы ожидаем, что и 2013-й будет не самым лучшим за последнее время, но вполне рабочим годом.


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль