Работа за рубежом: личные впечатления

9011
Кузьмин Андрей
заместитель финансового директора по учету и отчетности компании AACL (Австралия)
В последнее время трудоустройство за рубежом стало рассматриваться многими финансовыми директорами как показатель успеха и профессионализма, поэтому и интерес к работе в иностранных компаниях заметно возрос. Не вдаваясь в дискуссию о моральной составляющей отъезда за рубеж и материальной выгоде, я расскажу о некоторых технических аспектах поиска работы и успешного карьерного роста в компании, находящейся далеко за пределами России.

Что нужно иметь для трудоустройства

Работодатели в Австралии прежде всего смотрят на 3 вещи:

  • разрешение на работу;
  • уровень владения английским языком;
  • профессиональные качества и опыт.

Для граждан России разрешение на работу фактически эквивалентно наличию визы, предусматривающей возможность работы. Понятно, что туристические визы права на работу не дают, когда как рабочие, студенческие и миграционные позволяют трудоустроиться. Лично я въезжал на Зеленый континент, имея статус постоянного резидента Австралии, но не имея предложения от работодателя. Впрочем, некоторые мои знакомые успешно находили работодателя еще будучи в России.

Работа за рубежом: личные впечатленияВладение английским (для Австралии) является, на мой взгляд, ключевым фактором. С одной стороны, Австралия – это страна иммигрантов, к приезжим здесь относятся с пониманием и акцент, даже достаточно серьезный, не будет препятствием для успешного трудоустройства. С другой стороны, английский должен быть достаточно хорош, чтобы донести свои мысли и знания сначала до интервьюеров, а затем до непосредственных руководителей. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что считающийся в России нормальным уровень upper-intermediate для работы за границей недостаточен.

Работа финансовым директором требует от человека различных личностных качеств, знаний и умений. В одних компаниях финансовый директор фокусируется на стратегических вопросах и общем руководстве, в других, как правило, маленьких, многое приходится придумывать и делать самостоятельно. В Австралии картина аналогичная, с той лишь разницей, что экспаты из России вряд ли смогут занять позиции топ-менеджеров на крупных предприятиях. Причина проста – плохое знание английского языка и местной специфики. С другой стороны, найти достойную работу с перспективой карьерного роста в менее крупных фирмах вполне реально. Но для этого надо многое делать «собственными руками».

Еще один немаловажный фактор – рекомендации с предыдущих мест работы. Даже если эти рекомендации из России, бывшему работодателю могут написать или позвонить из кадрового агентства, чтобы выяснить ваши прошлые достижения. Мне, например, несказанно повезло в том, что на моем последнем месте работы я трудился с людьми, которые очень хорошо владели английским и не поленились потратить свое время на переписку с агентом.

Поиск работы

Сам процесс поиска работы мало отличается от процесса поиска работы в России. Основные этапы:

  • составление и размещение резюме;
  •  интервью с кадровыми агентствами;
  • интервью с работодателем.

Форматы успешных резюме в каждой стране различаются. Поэтому недостаточно просто перевести ваше резюме с русского на английский – его необходимо адаптировать. В интернете несложно найти присущие данной стране требования. Главное, тщательно проверить резюме после перевода, чтобы устранить все неточности и грамматические ошибки. Далее резюме размещается на сайтах кадровых агентств, специализированных социальных сетей (например, LinkedIn) и рассылается в ответ на интересующую вакансию. В общем, все так же, как в России.

Хотелось бы отметить, что рынок труда финансовых специалистов в Австралии более активный, чем в России. Если считать процент приглашений на интервью от числа всех разосланных резюме, то в моем случае в Австралии он был выше примерно раза в два. Сам процесс собеседования по сути мало чем отличается – разве что оно проходит на английском языке и не надо изобретать ответ на вопрос, почему вы собираетесь сменить место работы. При этом заработная плата в Австралии в среднем выше, чем в России.

В Австралии и, как я слышал, в Великобритании один из основных критериев отбора соискателей на вакансию - знание специфики отрасли. Финансисты из этого правила отнюдь не исключение. Например, я проработал более 10 лет в сфере сельского хозяйства, соответственно, и отклик на резюме получил от компании, специализирующейся в этой области.

Не могу не упомянуть об интересной схеме, по которой был организован испытательный срок – в России мне с таким не доводилось сталкиваться. Я подписал срочный договор с кадровым агентством и у своего непосредственного работодателя трудился на условиях аутсорсинга. Сумма вознаграждения состояла из: заработной платы, налогов, взносов в пенсионный фонд (в Австралии - superannuation) и вознаграждения кадрового агентства за поиск специалиста. В общем, расходы примерно такие же, а в штат попадают только проверенные сотрудники.

Первые недели на работе

Новая работа – это всегда новые открытия, что же говорить о работе в другой стране! Во-первых, меня очень удивила финансовая схема работы предприятия. Оказалось, схему, по которой конкретная компания перечисляет налоги в бюджет, утверждает австралийская налоговая служба (для этого существует специальный документ). Безусловно, это значительно упростило жизнь и предприятия, и фискальных органов, поскольку проверке подлежит только соответствие налогообложения уже утвержденной схеме.

Другой интересной новостью было то, что австралийским компаниям чужды проблемы трансфертных цен. А все потому, что предприятия имеют законное право платить налоги как по каждому отдельно взятому юридическому лицу, так и в целом по группе компаний. Соответственно, все внутренние транзакции элиминируются, все внутрихолдинговые налоговые оптимизации оказываются совершенно ненужными. Вместе с тем налоговое законодательство Австралии считается одним из самых сложных в мире, во многом потому, что предусматривает огромное число вычетов, уменьшающих базы подоходного налога и налога на недежные выплаты (fringe benefit tax – FBT).

Следующее открытие – это достаточно высокая технологичность бизнес-процессов. Даже в небольших фирмах (в нашей работает не более 40 человек) очень большое внимание уделяется автоматизации учета.

Еще одно наблюдение – по моим ощущениям к любому работнику изначально относятся как к самостоятельному специалисту, которому не нужен контроль со стороны руководителя. Поэтому и еженедельные оперативные совещания проходят с шутками и прибаутками, за все время работы ни разу не видел, чтобы кого-то распекали или хотя бы словесно “мотивировали”, как это часто практикуется в российских компаниях.

К моему удивлению, достаточно распространенный вариант корпоративного отдыха в Австралии – это quiz (командные интеллектуальные игры, вроде российского “Что? Где? Когда?”), в которых принимают участие все сотрудники без исключения. Такие состязания, действительно, очень сплачивают коллектив, хотя мне очень тяжело представить подобное в России, хотя бы потому, что российским директорам почему-то бывает “стыдно” проиграть, а подчиненным - выиграть.

И пару слов напоследок. С переездом в Австралию я, конечно, потерял в статусе, променяв позицию топ-менеджера на среднюю менеджерскую. Но это неизбежно, по крайней мере мне неизвестны случаи, когда кому-либо из российских топ-менеджеров удавалось сохранить свой статус при переезде. Однако приобретения мне кажутся более важными – здесь, на мой взгляд, больше возможностей для профессионального роста и более стратегичный и взвешенный подход к ведению бизнеса.

Я лишь поделился своим опытом, решение остается за вами.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль