Разделять и продавать

1465
В случае неудачного поглощения бизнеса многие компании стараются избавиться от невыгодного приобретения, но лишь некоторые финансовые директора готовы публично обсуждать этот вопрос.

Рой Харрис (Roy Harris)

В случае неудачного поглощения бизнеса многие компании стараются избавиться от невыгодного приобретения, но лишь некоторые финансовые директора готовы публично обсуждать этот вопрос.

Среди всеобщей неуверенности относительно сроков восстановления рынка cлияний и поглощений можно достаточно обоснованно предсказать только одно: количество направлений деятельности, которые компании намерены продавать, будет неуклонно возрастать. «Если бы я открывал собственное дело, то выбрал бы практику по ведению продаж бизнеса, а не поглощений», – говорит Томас Лис (Thomas Lys), преподаватель курса, посвященного слияниям и поглощениям, бизнес-школы Kellogg университета Northwestern (США).

Действительно, продажи бизнеса держатся на прежнем уровне даже в условиях общего спада активности на рынке слияний и поглощений. И примеры таких значительных сделок, как продажа компанией AT & T в 2002 году своего кабельного телевидения или предложение компании Vivendi Universal о продаже своего бизнеса в США, могут служить подтверждением начала новой волны продаж, считает Дэвид Барнс (David Barnes) из консалтинговой компании Houlihan Lokey Howard & Zukin, расположенной в Лос-Анджелесе и специализирующейся на слияниях и поглощениях.

«Количество продаж бизнеса должно значительно возрасти», – предсказывает Барнс. После двух десятилетий поглощений по завышенным ценам многим компаниям «необходимо продать некоторые второстепенные активы для того, чтобы снизить задолженность по кредитам, взятым в свое время для проведения поглощений», – объясняет он. Многие финансовые директора прекрасно это знают. Действительно, в только что вышедшем исследовании компании Accenture приведены результаты опроса 150 руководителей компаний из списка Fortune 1000: 27% респондентов сообщают о наличии корпоративной стратегии «более широкого использования продаж бизнеса и управления портфелем инвестиций».

Однако проблема заключается в том, что часто компании недостаточно качественно проводят работу в отношении таких «деталей», как оценка стоимости продаваемых активов или выбор наиболее выгодной формы продажи. В этом же исследовании фирмы Accenture значительная часть респондентов считают, что их компании более удачливы в проведении поглощений бизнеса по сравнению с продажами. Джастин Дженк (Justin Jenk), глава группы по слияниям и поглощениям и корпоративному реструктурированию в лондонском офисе компании Accenture, полагает, что исследование раскрывает факты как пренебрежительного отношения к сделкам по продаже бизнеса в целом, так и невнимательности к ключевым аспектам таких сделок, что может дорого обойтись компаниям-продавцам. «В удачные сделки всегда вкладывается душа независимо от того, продаете вы или покупаете», – считает Дженк. Он говорит, что было бы «интересно узнать причины столь осторожного отношения руководителей к продажам бизнеса».

Провальный бизнес

Барнс из Houlihan считает, что ответ очевиден: финансовые директора не любят продавать бизнес. «Многие придерживаются мнения, что продажа бизнеса означает его провал», – говорит он. Некоторые руководители боятся потерять имидж, продавая бизнес, который был недавно приобретен. «Поэтому компании неохотно обсуждают свои программы по продаже бизнеса», – продолжает Барнс.

После ухода финансового директора Марка Шварца (Mark Swartz), увлекавшегося поглощениями, компания Tyco International довольно открыто проводит программу по продаже ряда его приобретений. Но это происходит скорее потому, что новые управляющие заинтересованы в привлечении внимания к прошлым стратегическим ошибкам, возникшим после многочисленных скандалов с участием этой американской производственной компании. «Сделки подобно поглощению CIT (финансовая компания. – Примеч. CFO Europe) просто не имели смысла», – говорит Барнс, приводя в пример сделку общей стоимостью 9,5 млрд долл. США в 2001 году. Еще более поучительным является пример, известной на рынке слияний и поглощений компании Suez of France, которая в настоящее время вынуждена продавать активы для уменьшения своих долговых обязательств.

«Такие продажи случаются чаще, чем это могут себе представить многие инвесторы», – считает Барнс. Даже компании с хорошей репутацией, как, например, Cisco Systems, «не часто предоставляют информацию о продажах бизнеса», – говорит он. Конечно же, когда Cisco прекращает какие-либо операции, это трудно связать с предыдущими поглощениями. Поглощенные компании «растворяются в водовороте бизнеса Cisco», – объясняет Барнс.

Представитель Cisco говорит, что компания не намерена обсуждать продажи бизнеса, так как это может отразиться на ее конкурентоспособности. В заявлении Cisco говорится, что компания «распределяет ресурсы в соответствии с требованиями бизнеса и ориентируется на прибыльность основных операций. Поглощения по своей природе имеют высокую степень риска, и компания Cisco готова нести этот риск. Cisco удается проводить успешные поглощения, но мы понимаем, что некоторые сделки могут оказаться неудачными».

Брюс МакЭвер (Bruce McEver), генеральный директор расположенной в США компании Berkshire Capital, говорит, что продаже бизнеса часто не уделяется достаточного внимания со стороны менеджеров, поскольку она является результатом сделки поглощения, «проведенной другим руководителем», и фактически представляет собой «исправление ошибок». Berkshire консультирует клиентов в вопросах продаж финансовых подразделений бизнеса в случаях неудачных поглощений в банковской, страховой или брокерской сферах.

Однако проблемы, связанные с продажами бизнеса, имеют не только морально-этический аспект. «Часто очень трудно физически выделить отдельный бизнес», – говорит Барнс, занимающийся предпродажной подготовкой и вопросами выделения операций для продажи. «Если поглощение бизнеса прошло неудачно и бизнес решено продать, то замедляется весь процесс реструктуризации, – считает Лис из Kellogg. – Если не интегрировать новый бизнес в деятельность компании быстро и эффективно, то большая часть стоимости будет утеряна». Некоторые компании в ходе массовых поглощений в 80-х и 90-х годах использовали такой инструмент, как скупка акций на фондовом рынке, таким образом получая одновременно и необходимые, и ненужные активы. «Лучше покупать лишь те активы, которые вам интересны, – говорит Лис. – Но при поглощении с использованием скупки акций у вас просто нет выбора».

По мнению Барнса, в продаже бизнеса нет ничего постыдного, особенно если сделка проводится на должном уровне. «Если вы считаете, что какие-то активы вам больше не нужны, то Wall Street будет только приветствовать такое решение, тем более если вы сможете продать эти активы за хорошую цену и пополните запасы капитала для последующих поглощений», – говорит он. Некоторые компании, включая лидера поглощений – корпорацию General Electric, считают продажи бизнеса нормальным явлением в ходе роста и развития компании. Они рассматривают такие сделки как приносящие прибыль операции, являющиеся частью долгосрочной бизнес-стратегии. Действительно, все поглощаемые компании, которые не удовлетворяют требованиям General Electric по доходности капитала, попадают в систему, которую в компании называют «сократить, исправить или продать». Финансовый отдел компании General Electric уделяет продажам бизнеса такое же внимание, как и поглощениям, говорится в заявлении представителя компании.

Другая компания с большим опытом продаж бизнеса – DuPont – в настоящее время планирует продать свои старые текстильные операции, приносящие 6,5 млрд долл. США в год. «DuPont занимается этим бизнесом очень давно», – говорит финансовый директор компании Гари Пфайфер (Gary Pfeiffer). Но после тщательного анализа всех операций компания DuPont выяснила, что этот бизнес значительно отличается от остальных. «Это очень хороший бизнес в своей отрасли, – говорит Пфайфер. – Но производство быстро перемещается в Азию, а кроме того, в этой отрасли снижаются темпы роста и маржа прибыли. Мы решили, что этот бизнес может вырасти в стоимости, развиваясь как отдельное предприятие». Получить такой прирост в рамках DuPont гораздо сложнее. Более того, эта продажа позволит компании получить капитал для приобретения более прибыльного бизнеса.

«Мы решили провести продажу максимально эффективно, – говорит Пфайфер о планах продажи этого бизнеса. – В процессе оценки у нас участвовали две независимые команды, и помимо этого мы привлекли специалистов из Morgan Stanley». По его словам, задача для 150 сотрудников DuPont, работающих в проекте по планированию продажи бизнеса, – «подготовить наиболее выгодную сделку». DuPont выделила этот бизнес в новую дочернюю компанию и намеревается продать данный бизнес в этом году. Поскольку он будет реализован путем проведения IPO, то потребуется подготовка наибольшего объема финансовой документации для решения регулирующих и юридических вопросов. Как говорит Пфайфер, если вы можете выполнить эти требования, то сможете сделать и все остальное.

Таблица. Сделки по продаже бизнеса

Год США Западная Европа
Объем сделок, млрд долл. США Количество сделок Объем сделок, млрд долл. США Количество сделок
1998 204,89 2052 86,25 838
1999 256,1 2447 155,54 1372
2000 331,24 3145 242,26 2850
2001 235,36 3042 202,53 3695
2002 207,53 2703 176,68 3450

Источник: Mergerstat

Профессор Лис отмечает, что предыдущая продажа бизнеса, осуществленная компанией DuPont в 1998 году, когда она продала принадлежавшую ей в течение 17 лет фирму Conoco, явилась результатом «неудачного поглощения». Но Пфайфер считает, что тщательно спланированное IPO – в то время крупнейшее в мире – помогло компании DuPont сохранить достоинство. «С точки зрения организации сделки продажа Conoco была исключительно эффективной, – говорит он. – Сделка была завершена по максимальной цене».

Что бы ни являлось причиной продажи, Дженк из компании Accenture советует рассматривать эту сделку как часть долгосрочной стратегии, «в которой компания постоянно пересматривает, контролирует и упорядочивает свой инвестиционный портфель в соответствии с изменениями рынка». Консультации для клиентов, намеревающихся продавать бизнес, включают новаторские методики по выделению операций к продаже и изучение различных стратегий продажи бизнеса.

 

© 2002—2003 гг. CFO Europe, отделение The Economist Newspaper Limited. Все права защищены

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль