Платежная дисциплина в кризисных условиях. Оценка бизнеса

1989
Кризис в экономике привел к росту просрочки платежей. Рецессия и ослабление российской валюты не прибавляют оптимизма. В ходе исследования, проведенного «Финансовым директором» совместно с агентством «Интерфакс», оценками поделились представители бизнеса.

В 2014 году в 1,5 раза увеличилась доля «плохих» плательщиков, свидетельствует анализ платежной дисциплины компаний, проведенный на основе данных « СПАРК-Мониторинг платежей»*. В то же время парадоксально смотрится рост числа «хороших» плательщиков: с 68 до 74 % за 2014 год. В эту группу переместились неплательщики из других категорий: доля участников с просрочкой до 30 дней сократилась с 20,2 до 18,3 %, 30–60 дней — с 4,5 до 2,9 %, 60–90 дней — с 5,3 до 3 % (см. таблицу).  Кстати, в Школе финансового директора, есть курс рассказывающий, как вывести предприятие из финансового кризиса.

Платежная дисциплина компаний (в зависимости от их размера)

Размер компании Средняя просрочка платежей (%) В срок (%)
свыше 90 дней 60–90 дней 30–60 дней до 30 дней
2014

Малые (~1–50 чел.)

2,7

5,2

4,7

22,9

64,6

Средние (~51–250 чел.)

1,6

2,3

2,2

15,1

78,8

Крупные (>250 чел.)

1,2

1,8

2,2

19,2

75,6

2013

Малые (~1–50 чел.)

1,6

6,6

5,7

23,0

63.0

Средние (~51–250 чел.)

0,6

3,5

2,2

15,7

77,9

Крупные (>250 чел.)

0,5

1,7

2,1

13,4

82,3

Улучшить платежную дисциплину неплательщиков заставило не проснувшееся чувство ответственности, а введение их партнерами требований о предоплате.

Размер просрочки платежей

Доля «рьяных неплательщиков», допускающих просрочки более чем на три месяца, выросла у всех категорий бизнеса. Но у небольших компаний она оказалось ниже — 1,6 раза по сравнению с 2,4 раза у крупного и 2,6 раза у среднего бизнеса.

Зато малые и средние компании могут похвастать ростом среди них числа «хороших» плательщиков (с 63 до 64,6% среди малых и с 77,9 до 78,8% среди средних).

Крупные же компании стали чаще задерживать оплату до 30 дней: с 13,4 до 19,2 %. Такая разница между МСБ и крупными компаниями может быть следствием введения предоплаты. Ведь заставить небольшую компанию играть по новым правилам проще, чем крупного клиента. Платежная дисциплина как раз тот случай, когда применительно к плательщику «размер имеет значение».

Платежная дисциплина и пересмотр условий работы

Для 44 % компаний условия работы с партнерами в 2014 году не менялись. К примеру, лишь некоторые поставщики ПП «Корпорация ТехноНИКОЛЬ» попросили дополнительные гарантии в виде поручительств других компаний из группы, поделилась Жанна Махоткина, финансовый директор холдинга.

Предоплату от партнеров требует 21 % компаний и еще 13 % респондентов стали чаще использовать это условие в расчетах. О повсеместном переводе на предоплату говорят компании, чей бизнес завязан на импорте: их иностранные партнеры «повесили» риски на Россию и за редким исключением требуют стопроцентной предоплаты. По словам Наталии Алексеевой, к.э.н., МВА, финансового директора ГК «ТРИЭР», новым клиентам отгрузки осуществляются только по предоплате, а постоянным партнерам за предоплату предусматривается скидка, что ускоряет денежный оборот. Действенность скидок за предоплату признает и Федор Башкиров, финансовый директор компании «Агрико».

Оплату с отсрочкой иногда допускают 42 % опрошенных, еще 27 % практикуют ее чаще всего, а для 8 % респондентов это единственный способ расчета с клиентами. Но условия отсрочек многие компании ужесточили. «При предоставлении отсрочки мы анализируем риски, связанные с конкретной компанией, а также закладываем жесткие санкции за нарушения условий договора. Сами стараемся платить поставщикам по факту получения товаров и услуг», - делится Федор Башкиров. А по словам Жанны Махоткиной, отсрочку они предоставляют только проверенным клиентам. Причем им подняли плату за отсрочку, так как стоимость денег выросла. «Если у контрагентов будут возникать просрочки, у них есть стимул как можно быстрее расплатиться, иначе они не смогут получить следующую партию продукции, и стоимость денег тоже заставляет поторопиться с оплатой», - уточняет эксперт.

В  ООО «Спиракс-Сарко Инжиниринг» дифференцировали подход к предоставлению отсрочки для разных групп контрагентов, с большинством ключевых клиентов кредитные условия пересмотрели в сторону увеличения. В дополнение к обычной проверке контрагентов по базе «СПАРК» и анализа их финансовой отчетности Елена Казимирук, ACCA, финансовый директор компании, отслеживает историю взаимоотношений с клиентом в  ERP-системе и на ее основе в дальнейшем принимает решение о возможности сохранения прежних кредитных условий.

Однако компании пытаются войти в положение партнеров. Так, покупатели ГК «ТРИЭР» производят и реализуют из сырья компании товары ежедневного спроса, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, отпускные цены на которые регулирует государство. «Мы стараемся с пониманием относиться к временным затруднениям в оплатах и индивидуально подходить к решению в каждом случае (речь идет о крупных долгах, долги ниже лимита контролируем не так жестко), — уточняет Наталия Алексеева. — В то же время результаты первых месяцев текущего года показали, что без своевременных мер мы вряд ли достигнем заданных бюджетных показателей». Ощутив некоторое падение ликвидности, в ГК «ТРИЭР» ввели систему кредитных лимитов, величины которых рассчитаны индивидуально по каждому клиенту.

Платежная дисциплина в перспективе

Многие компании пессимистично оценивают состояние платежной дисциплины на ближайшие полгода, отмечая отсутствие поводов для оптимизма. Похвастать, что их клиенты платят вовремя, могут лишь 12 % опрошенных. Партнеры 66 % компаний допускают просрочки иногда, а еще 16 % сталкиваются с ними регулярно. На то, что клиенты всегда задерживают оплату, пожаловался 1 % респондентов. В 22 % случаев срок задержек не превышает 15 дней, четверть компаний имеют дело с просрочкой до месяца, а вот 9 % вынуждены ждать оплаты больше двух месяцев. По словам Наталии Алексеевой, нарушения сроков оплаты случаются и у их клиентов, но не свыше 60 дней. И Елена Казимирук подтвердила, что время от времени их клиенты допускают просрочки, обычно в пределах 15 календарных дней. Причины этого различны: от банальной утери документов, необходимых для проведения платежа в соответствии с внутренними процедурами клиента, до кассовых разрывов.

В плохом финансовом положении контрагента видит причину просрочки 61 % респондентов. И хотя ситуация с задержками в ПП «Корпорация ТехноНИКОЛЬ» не сильно отличается от той, которая была год или два назад, по словам Жанны Махоткиной, просрочки клиентов в основном связаны с неполучением в срок оплаты от заказчиков. А Федор Башкиров помимо нехватки оборотных средств называет еще одну причину задержек — это попытки компаний не платить на общем фоне. Еще 4 % компаний связывают просрочки с тем, что не являются приоритетным поставщиком для клиента. И почти каждый пятый респондент признает внутреннюю причину — они уделяют недостаточно внимания контролю за платежной дисциплиной покупателей. Но работу в этом направлении ужесточают почти все компании.

К примеру, в  ООО «Спиракс-Сарко Инжиниринг» ежедневно формируют отчетность по просроченной дебиторке, которая оперативно обрабатывается юридическим отделом. Наличие различных санкций в договорах тоже способствует соблюдению платежной дисциплины. В ПП «Корпорация ТехноНИКОЛЬ» практикуется авторассылка напоминаний при приближении срока оплаты, а при возникновении просроченной задолженности сразу включается спецпроцедура работы с таким контрагентом. В ГК «ТРИЭР» планируют внедрить полноценную программу по управлению дебиторкой, с вовлечением в ее реализацию всех участников процесса начиная с менеджера по продажам и заканчивая юридической поддержкой на досудебном и судебном этапах. Ведь проще предотвратить проблему, чем ликвидировать ее последствия.

О том, что ситуация с платежами ухудшится, предупреждают 45 % опрошенных (в прошлом году таких было 40%). В ее улучшение верят всего 12 % компаний (годом ранее 18%). Наталия Алексеева не разделяет оптимизма: хотя и наблюдается стабилизация, расслабляться преждевременно, иначе гарантирована потеря контроля, которая может дорого стоить компании. Почти 20 % респондентов (год назад 29%) не ждут принципиальных изменений. Среди них и Федор Башкиров, по словам которого возможны ухудшения в летние месяцы и улучшение осенью. Почти треть компаний затруднились с ответом, хотя год назад таких было вдвое меньше.

По мнению большинства участников опроса, ситуация с платежной дисциплиной может выправиться, если данные о неплательщиках будут предаваться огласке. Так, 62 % опрошенных верят, что платежная дисциплина улучшится, если уведомлять контрагентов о планах обнародовать информацию о просрочке. Но Елена Казимирук предупреждает, что такой шаг повысит риск ухудшения отношений с клиентом. Кроме того, нередко контракты содержат условия о конфиденциальности, что не позволит продавцу разглашать информацию по их исполнению. К тому же информация о поданных против компаний исках является общедоступной, то есть предлагаемый механизм действует уже сейчас, и заботящиеся о своей репутации компании стараются исполнять обязательства на стадии досудебных мероприятий.

* « СПАРК-Мониторинг платежей» позволяет в  онлайн-режиме получать аналитические данные о рисках задержки платежей в разрезе организаций, регионов, отраслей. На  01.04.2015 в системе содержится информация о платежной дисциплине более 280 000 организаций и ИП из разных регионов РФ.

Интересный материал? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль