Валютные риски. Как оценить степень риска и обезопасить компанию

951
Если компания принимает в уплату за свою продукцию или услуги иностранную валюту, то она принимает на себя валютный риск. Здесь следует оценить уровень риска, разработать план снижения этого риска, ежедневно заниматься реализацией этого плана и учитывать каждую транзакцию.

Стоимость иностранной валюты по отношению к национальной валюте компании может колебаться в течение срока между заключением контракта и получением средств и серьезно влиять на прибыль от продаж. Серьезность этой проблемы лишь возрастает с течением времени в результате усиления глобальной конкуренции и повышения вероятности приема платежей в иностранной валюте.

При работе с иностранной валютой компании следует оценить уровень валютного риска, спланировать и реализовать его снижение, ежедневно заниматься реализацией этого плана и должным образом учитывать каждую транзакцию. Все эти действия детально рассматриваются ниже.

ТЕРМИНОЛОГИЯ, применяемая при котировании иностранной валюты

При сравнении цены одной валюты с ценой другой валюты базисной валютой считается валюта, количество которой остается неизменной, а котируемой валютой, или валютой сделки, — валюта, количество которой меняется. Доллар США — самая распространенная базисная валюта. Например, если доллар является базисной валютой, а один доллар стоит €0,7194, то такое представление валютного курса называют обратной котировкой евро. Однако если базисной валютой является евро, то курс будет выглядеть как $1,39 за евро (т. е. 1/0,7194). Такое представление называют прямой котировкой. Если ни базисная валюта, ни котируемая валюта не являются долларом США, то соотношение двух валют называют кросс-курсом.

При обратной котировке сначала указывают доллар США, а затем — парную валюту. Таким образом, USD/EUR (доллар/евро) означает, что $1 равен
€0,7194. EUR/USD (евро/доллар) — прямая котировка — означает, что €1 равен $1,3900. При котировке любой валютной пары главное — помнить, что количество первой из указанных валют всегда равно единице.

Пример

Компания Toledo Toolmakers узнает от банка, что 1 июня она получила €50 000. Финансовый директор Toledo хочет конвертировать эти средства в доллары, звонит в банк
и запрашивает у него обменный курс доллар/евро. Банк отвечает, что курс равен $1,3900 за €1. Финансовый директор немедленно продает евро по курсу 1,3900. Расчеты завершаются через два рабочих дня, на дату поставки валюты, 3 июня, Toledo получит $35 971.

В большинстве случаев обменные курсы котируются до четвертого знака после запятой, поскольку суммы валютных транзакций настолько велики, что такая точность имеет большое значение для сделок. Пункт — это изменение на одну единицу четвертого десятичного знака котировки.

Валютный дилер котирует цены бид (покупателя) и офер (продавца) валюты.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Обменный курс любой валютной пары называют спот-курсом. Когда две стороны валютной транзакции обмениваются средствами, это число называют
датой поставки или датой валютирования. Если компании валюта необходима немедленно, она осуществляет спот-расчет, хотя фактическое заверше- ние сделки происходит один-два дня спустя.

Природа валютного риска

Будем считать, что национальной валютой компании является доллар США. Если с того момента, когда клиент принял обязательство заплатить компании,
доллар подорожает по отношению к валюте клиента, то клиент заплатит меньшую сумму, а компании придется показать в учете убыток от курсовой раз-
ницы после получения платежа.

Обменный курс с равным успехом может измениться и в другую сторону, в результате чего у продавца возникает прибыль. Небольшие компании, у ко-
торых объем внешней торговли незначителен, просто принимают прибыли и убытки от изменения спот-курса. Однако у крупных компаний с большим
объемом международной торговли это может привести к резким колебаниям прибыльности. Такие компании обычно ищут способы уменьшения волатильности прибылей.

Решением является хеджирование (статьи об этом - в обновлениях рубрики). Прежде чем обращаться к хеджированию, финансовый директор должен определить, если ли у компании валютный риск, который необходимо хеджировать. Это довольно сложная задача. 

Сбор данных для управления валютным риском

Определение валютного риска компании может быть непростой задачей для специалиста по валютным операциям, который получает поток неупорядоченной информации от бухгалтерии, бюджетного, налогового и финансового департаментов. Специалисту необходимо каким-то образом преобразовать данную информацию, причем не только в текущий отчет о валютной позиции, но и в надежный прогноз о величине этой позиции в среднесрочной перспективе. После этого ее можно использовать в качестве основы для стратегии хеджирования.

Крупные компании, использующие ERP-системы, могут автоматически получать чистый текущий валютный риск, однако у компаний с распределенными системами учета такой возможности нет. Их персонал должен запрашивать необходимую информацию у филиалов и вручную вводить данные в электронные таблицы для вычисления чистой валютной позиции каждого из них. Очевидно, что компании, имеющие ERP-системы, имеют преимущество в сфере определения размера этой учетной экспозиции.

Валютное прогнозирование может оказаться необычно сложным из-за множества филиалов, каждый из которых несет определенный риск по нескольким валютам. В идеале необходим прогноз по каждой валюте. Чтобы справиться с такой задачей, специалист по валютным операциям обычно ограничивается только теми валютами, которые используются наиболее широко, и игнорирует валюты, по которым компания имеет минимальные позиции. Полученная в результате прогнозная экспозиция представляет собой оценку наиболее вероятного размера валютных транзакций, ожидаемых в кратко- и среднесрочной перспективе, что позволяет составить план хеджирования.

Учетная экспозиция, особенно когда она получена на основе информации из ERP-системы, характеризуется высокой точностью. Прогнозная экспозиция обеспечивает лишь умеренную точность в краткосрочной перспективе, причем эта точность быстро снижается в пределах года. Низкая точность сильно влияет на объем хеджирования, на которое компания готова пойти.

Продолжение - в обновлениях рубрики. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль