Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

1795
Агеева Елена
финансовый директор ООО «Голдер-Электроникс»
Простейший способ поддерживать оптимальный остаток на складе – увязать закупки товара с планом продаж, не забывая о времени с момента размещения заказа до поступления на склад.

Плановый объем закупок товара можно рассчитать по следующей формуле.

Формула 1. Расчет планового объема закупок товара

Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Плановый объем закупки товара шт. Результат расчета
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Плановый объем продаж товара шт. в мес. План продаж
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Время доставки товара мес. По информации службы логистики или компании-продавца
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Расчетный остаток товара на складе шт. Данные складского учета и прогноз продаж
 

Но при таком подходе не принимается во внимание рентабельность продаж. Представьте, у компании не хватает оборотных средств, чтобы купить все товары. Есть риск, что в плане закупок будут превалировать номенклатурные позиции, реализуемые с минимальной наценкой и в небольших объемах. А для пополнения запасов товаров, обеспечивающих значительную долю выручки и прибыли, денег не останется. Решить эту проблему можно, если диверсифицировать подходы к планированию закупок разных товаров. Для совершенствования системы заказа товаров нужно выделить наиболее значимые товарные позиции, работа с которыми обеспечит компании максимальный маржинальный доход и высокую оборачиваемость запасов. Сделать это поможет ABC- и XYZ-анализ.

ABC-анализ предполагает распределение товарных позиций по трем группам (А, В и С соответственно) на основе комплексного критерия, вычисляемого по следующей формуле. .

Формула 2. Расчет комплексного критерия для ранжирования товарных запасов

Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Комплексный критерий для ранжирования запасов усл. ед. Результат расчета
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Цена реализации товара руб. План продаж
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Маржинальная рентабельность % Отношение маржинального дохода к выручке
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Период оборота товарных запасов мес. Отношение произведения среднего товарного запаса за период и длины периода в месяцах к выручке за тот же период
 

В формуле 2 числовые коэффициенты 0,2, 0,5 и 0,3 – вес задействованных показателей, определяемый экспертно специалистами компании. У самого комплексного критерия фактически нет единицы измерения (в формуле рубли прибавляются к процентам и месяцам.) Это не имеет большого значения для ранжирования. Но если такой вариант не нравится, можно создать собственную систему балльных оценок.Товарные позиции ранжируются по комплексному критерию в порядке убывания. В группу А попадают первые 10 процентов наименований из списка, B – следующие 25 процентов, С – все остальное.

Подходы к планированию их закупок различаются:

  • группа A – тщательное планирование и строгий контроль закупок; какие-либо изменения даты размещения заказа или его объема запрещены; первый приоритет при оплате; обязателен страховой запас;
  • группа B – жесткий контроль складских остатков и заказов; второй приоритет при оплате; страховой запас желателен;
  • группа С – товары, запасы которых восполняются по остаточному принципу (когда закончились на складе); разумно пренебречь их покупкой, если не хватает средств на пополнение товаров из категорий А и В; страховой запас не обязателен.

Далее проводится XYZ-анализ, весь ассортимент делится на три группы по коэффициенту вариации спроса. К примеру, к группе X относятся товары, спрос на которые стабилен (коэффициент вариации не более 10 %), продажи прогнозируются без труда и с высокой точностью. Ассортиментные позиции с коэффициентом вариации от 10 до 25 процентов – группа Y. И к последней группе Z относятся товары, спрос на которые возникает эпизодически (коэффициент вариации больше 25%).

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа позволяет создать матрицу, включающую девять групп запасов от АХ (товары – лидеры продаж со стабильным, легко прогнозируемым спросом) до CZ (товары-аутсайдеры, которые изредка приобретаются клиентами). И для каждой из них нужно выработать правила управления товарными остатками. Логика может быть такой. Планирование портфеля заказов для товаров из групп AX, AY, AZ и BX, BY, BX должно быть особенно тщательным. Поскольку именно их продажи приносят большую часть выручки, разумно позаботиться о том, чтобы они постоянно присутствовали на складе. При этом подход к формированию страхового запаса в каждой из групп будет отличаться. У товаров, входящих в группы AX и BX, продажи стабильны и прогнозируемы.

Тратиться на дополнительный страховой запас смысла нет. В то же время спрос на товары AY и BY может меняться, поэтому стоит держать некоторое количество на всякий непредвиденный случай.Товары из группы CZ вполне можно вывести из ассортимента, для CY потребуется страховой запас (формируется по остаточному принципу), для CX возможно обойтись и без страхового запаса или снизить его до минимума.

Подготовлено по материалам «Системы Финансовый директор»

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль