Управление риском: методы и планирование

904
Планирование, методы и процедуры управления риском предохраняют компанию от серьезного ущерба в результате проблем, связанных с риском. Рассмотрим методы управления риском и особенности планирования.

Некоторые хорошо управляемые компании потерпели неудачу, потому что не обращали внимания на риск. Например, трудно восстановиться после пожара, который уничтожил вычислительный центр или производственное здание, либо после кражи всех ценных бумаг и наличных денег. Хотя такие случаи и редки, они могут быть настолько катастрофичными, что восстановиться невозможно. Здоровая во всех других отношениях организация разрушается, люди остаются без работы, а владельцы теряют вложенный
капитал.

В меньшем масштабе, но значительно чаще возникают судебные иски, с которыми раньше или позже сталкиваются почти все компании. Они могут касаться травм работников, претензий покупателей или поставщиков по контрактам, либо это может быть сексуальное домогательство (sexual harassment) или какая-то форма дискриминации. Эти судебные иски обычно не ведут к закрытию компании, но они могут парализовать ее, если компенсации чрезмерны или компания вообще находится не в лучшем финансовом
положении.

Методы управления риском

Компания должна определить величину риска, который она готова принять.

Когда совет директоров предпринимает попытку количественно выразить это, он зачастую обнаруживает, что ему неуютно с тем уровнем риска, который имеется в данное время, и он принимает решение о дополнительных усилиях, т. е. новых методах по снижению уровня риска. Методы могут охватывать ряд областей управления рисками, например финансовые лимиты в отношении принимаемого и удерживаемого риска, параметры самострахования, финансовое состояние страховщиков и собственные страховые компании.

Методы могут не касаться некоторых вопросов, которые уже регулируются законом, например страхование компенсационных выплат работникам. Пример всеобъемлющей политики страхования представлен ниже. 

Всеобъемлющая политика управления рисками

1. Компания АВС приобретает страховой полис только у компаний категории А. М. Рейтинг
не ниже В++.

2. Все программы самострахования будут перестрахованы общим полисом, покрывающим все
убытки, превышающие $50 000.

3. Не будет использоваться страхование со стороны собственных страховых компаний.

4. Компания должна всегда иметь действующее страхование для следующих категорий и в указан-
ных суммах:

  • Страхование директоров и менеджеров, $5 млн.
  • Страхование общей ответственности, $10 млн.
  • Страхование коммерческого имущества, которое соответствует восстановительной стоимости всех объектов и запасов.
  • Страхование перерывов в деятельности, достаточное для четырехмесячной работы компании. 

В этой политике есть несколько ключевых моментов, которые следует учитывать.

Во-первых, компания может испытывать соблазн приобрести очень недорогую страховку, которая обычно предоставляется страховщиком, находящимся в плохом финансовом положении. Если в последующем компания предъявит требование по выплате страховой суммы, она может обнаружить, что страховщик не в состоянии сделать это. Поэтому первый пункт политики определяет минимальный финансовый рейтинг, который должен иметь страховщик, прежде чем компания купит у него страховой полис. Другая проблема состоит в том, что компания хочет ограничить максимальную сумму всех рисков, которые она готова принять с тем, чтобы не быть парализованной крупным убытком, который не покрыт страховкой.

Второй пункт политики, который требует ограничения самостоятельно страхуемых рисков, решает эту проблему. Наконец, совет директоров может чувствовать себя спокойнее, установив точную сумму страхового покрытия, необходимого в отдельных областях. Хотя в примере показано несколько конкретных сумм страховки, как правило, лучше представить формулу для расчета соответствующей суммы страховки, например страхового покрытия коммерческого имущества, которая будет покрывать восстановительную стоимость объектов и запасов. Это предохраняет сумму, указанную в полисе, от устаревания вследствие изменения условий бизнеса. Это некоторые из наиболее важных вопросов страхования, которые должны включаться в политику управления рисками.

Надо понимать, что страхование напрямую связано с собственным капиталом компании. Если компания осуществляет самострахование рисков и получает убыток, то он покрывается из собственного капитала. Если же определенные риски страхуются в страховой компании, то очень большой убыток, покрытый страховщиком, является дешевой альтернативой собственному капиталу, который в этом случае не расходуется. Стоимость такого «страхового капитала» равна страховой премии плюс доплаты или принятая на себя часть риска, деленным на сумму, выплаченную страховщиком. Опираясь на эту логику при принятии решения относительно управления рисками, следует использовать самострахование, когда страховая премия, деленная на наиболее вероятную выплату, больше стоимости приращения капитала, страховой полис - когда меньше. Вместе с тем если существует вероятность возникновения очень большого убытка, который способен поглотить весь собственный капитал, то данная логика перестает работать, и наиболее разумным будет приобретение страхового полиса независимо от его стоимости.

Планирование управления рисками

Компании нередко при планировании рисков концентрируются на событиях, которые происходили прежде, вместо того чтобы ориентироваться на то, что может произойти в будущем. Так, если в прошлом компании предъявляли иск за незаконное копирование программного обеспечения, то она, как правило, вводит всеобъемлющую систему аудита программного обеспечения, но совершенно не задумывается о том, что головной офис расположен на тектоническом разломе, поскольку в последнее столетие землетрясений в этом районе не наблюдалось.

Планирование управления рисками должно предусматривать не только создание систем, предотвращающих повторение прошлых событий. Не забывайте о значительных рисках стихийных бедствий, которые могут затронуть вашу компанию, даже если они не наблюдались в прошлом. К ним относятся не только риск нанесения ущерба объектам компании в результате землетрясения, пожара, ливня с градом, наводнения или цунами, но и риск нанесения ущерба ключевым клиентам и поставщикам, который может привести к сокращению продаж или к ухудшению снабжения.

Другая проблемная область - катастрофические последствия, связанные с отказом сложных систем. Например, производитель самолетов должен учитывать нагрузку на корпус при установке спутниковых телевизоров, поскольку корпус не рассчитан на крепление к нему дополнительного оборудования и, таким образом, на усложнение системы, приводящее к повышению вероятности отказа (разрушения корпуса). То же самое справедливо и для любой компании, использующей сложные системы, скажем, установки для перера-
ботки химических веществ, нефтепроводы и круизные суда. Такой подход применим даже к прокладке новых кабелей в офисном здании со сложной разводкой кабелей - соседние кабели могут создавать помехи и нарушать коммуникации. Для решения этой проблемы необходимо собрать вместе инженеров и эксплуатационщиков, которые отвечают за системы, заставить их проанализировать проблемные сценарии и отчеты об аварийных ситуациях и попытаться смягчить потенциальные проблемы.

Еще одной областью риска являются внутренние диверсии и терроризм, которые могут включать в себя порчу продукции, кражу информации, компьютерные вирусы и даже похищение сотрудников. В этом случае полезно привлечь внутренних и внешних специалистов к разработке возможных сценариев и выработке мер противодействия.

Для координирования анализа упомянутых выше сценариев рекомендуется создать группу кризисного управления, которая определит, какие риски наиболее вероятны. Она может с этой целью разработать анкету, позволяющую выяснить, в каких сферах респонденты видят наибольший риск для компании. Такую анкету следует раздать как руководителям, так и специалистам в ключевых операционных областях компании. Результатом может быть слишком большое количество выявленных рисков, поэтому группа кризисного управле-
ния должна сократить список рисков до приемлемого размера, например до 10-20 пунктов, исходя из вероятности риска и масштабов его воздействия на компанию. Поскольку потенциальных рисков очень много, полезно представить их в виде матрицы, например такой, которая приведена на рис.1, где каждый риск обозначается буквой (N - стихийное бедствие, S - системная проблема, X - внешняя угроза) и цифрой, описание которых приведено под матрицей. Матрица показывает также метод управления рисками: квадрат означает передачу риска с помощью страхования, круг - сохраненный риск. Например, риск похищения сотрудника обозначается как X2 (внешняя угроза) и смягчается с помощью страхования от похищения и уплаты выкупа, поэтому он помещен в квадрат. Это - простой способ визуального представления основных рисков компании.

Группа кризисного управления также разрабатывает системы мониторинга для выявления целевых рисков в момент их возникновения (или при наступлении событий, повышающих их вероятность) и системы для предотвращения или смягчения определенного набора рисков. Эта группа должна регулярно переоценивать набор наиболее вероятных рисков и модифицировать его при изменении условий, например при принятии новой корпоративной стратегии, выходе на рынок политически рискованной страны, осуществлении крупного поглощения. 

Рис. 1 Матрица рисков

Управление риском: методы и планирование

После внедрения системы управления рисками группа должна сделать оценку рисков непрерывным процессом, что требует наличия политики и процедур, а также системы мониторинга обновления информации о рисках во всех частях компании. Крупные компании, располагающие достаточными средствами, могут создавать компьютерные системы, которые регулярно получают данные по ключевым факторам риска из других корпоративных систем и представляют их в удобном формате группе кризисного управления и руководителям высшего звена.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль