Способы приобретения активов в пользование

1259
Объем капитала, который компания может привлечь для финансирования расширения своей деятельности, ограничен ее кредитоспособностью, а объем средств, которые она может направить на приобретение активов, - объемом капитала. Соответственно, темпы роста компании предопределяются объемом денежных средств, которые могут быть инвестированы. Это заставляет искать иные способы приобретения активов.

Существуют следующие способы приобретения активов в пользование:

  • с точки зрения финансирования - лизинг, в том числе финансовый, оперативный (аренда) и продажа с последующим лизингом (возвратный).
  • с точки зрения операционной деятельности - франчайзинг и аутсорсинг.

Рассмотрим более подробно каждый из вариантов. 

Лизинг

Главное преимущество приобретения актива в лизинг по сравнению с приобретением в полную собственность для лизингополучателя заключается в том, что вместо разовой выплаты ему нужно будет совершить несколько платежей на меньшую сумму в течение всего срока службы актива. Денежных средств требуется меньше и окупиться инвестиция может быстрее. Оттоки денежных средств, связанные с приобретением актива в пользование, здесь примерно соответствуют притокам денежных средств, связанным с его эксплуатацией.

К примеру, компании необходим самолет, покупная цена которого составляет, скажем, 100 млн долларов. Срок службы самолета равен примерно 20 лет, и компания рассчитывает, что поступления от операционной деятельности позволят ей исправно выплачивать проценты и погашать задолженность. Если взять его в лизинг на 20 лет, размер годового платежа может составлять 7,5 млн долларов - соответственно, воздействие на денежный поток будет меньшим, чем при приобретении в полную собственность.

Вместе с тем общие расходы по договору лизинга могут быть бóльшими. В лизинговые платежи лизингодателем закладывается не только стоимость актива, но и проценты по финансированию, привлеченному им для приобретения этого актива, административные расходы и прибыль по сделке. Однако WACC для лизингодателя может быть меньшей, чем для лизингополучателя, что снижает стоимость финансирования для последнего. Процентная ставка по договору лизинга включает и стоимость воспринимаемого риска для лизингодателя; правда, если лизингополучатель не выполнит свои обязательства, лизингодатель получит актив обратно и сможет частично компенсировать недополученную прибыль поступлениями от выбытия. 

Налогообложение лизинговых операций может иметь существенное значение. Так как владелец актива имеет право на налоговые льготы, лизингодатель, являющийся владельцем, получает налоговую выгоду, а лизингополучатель только лишь может включить лизинговые платежи, которые относятся к операционным расходам, в расчет налогооблагаемой прибыли. Но в каждой стране действуют свои законодательные нормы, поэтому лучше по этому вопросу проконсультироваться с юристом.

Договоры финансового лизинга

Это долгосрочные договоры, срок действия которых охватывает весь срок службы актива, который к тому же обычно не подвержен моральному старению. Такой договор дает лизингополучателю все преимущества и недостатки владения, а потому в финансовых отчетах изделие, являющееся его предметом, отображается как актив и по нему начисляется амортизация.

Немаловажно и то, что обязательство совершать лизинговые платежи в будущем отображается в балансовом отчете лизингополучателя как задолженность, а потому соответствующие суммы включаются в расчет доли заемных средств в общем капитале и учитываются при оценке кредитоспособности.

В международных стандартах бухгалтерского учета приводятся критерии, позволяющие определить, что есть финансовый лизинг, хотя это зависит в большей степени от сущности операции, чем от ее формы. В число критериев входят следующие:

  • предусматривает ли договор лизинга передачу прав собственности на актив лизингополучателю в конце срока его действия;
  • имеет ли лизингополучатель право выкупить актив по цене, которая, как ожидается, будет явно ниже его реальной стоимости по состоянию на дату вступления этого права в силу, и высока ли изначально вероятность того, что лизингополучатель воспользуется этим правом;
  • охватывает ли срок действия договора лизинга большую часть срока службы актива, даже если передача прав собственности на него лизингополучателю не предусмотрена;
  • составляет ли в начале срока действия договора лизинга приведенная стоимость минимальных лизинговых платежей большую часть справедливой стоимости актива, взятого в лизинг;
  • являются ли активы, взятые в лизинг, изделиями специального назначения, эксплуатировать которые, не внося в них конструктивные изменения, может только лизингополучатель.

Договоры оперативного лизинга

Это краткосрочные договоры, срок действия которых охватывает лишь небольшую часть срока службы актива; иногда их называют договорами аренды. Лизингополучатель приобретает право эксплуатировать актив, но при этом не получает преимуществ и недостатков владения. Стоимость аренды по договору оперативного лизинга относится к операционным расходам.

Несмотря на то что лизингополучатель берет на себя обязательство совершать лизинговые платежи, соответствующие суммы не отображаются в его балансовом отчете как задолженность и включаются в его отчетность только лишь как примечание. Оперативный лизинг относится к забалансовому финансированию, а потому большинство компаний отдают предпочтение именно этому виду лизинга.

Франчайзинг

Компании, которой необходимо большое количество торговых точек, например магазинов или ресторанов, придется вложить немалые средства в их создание и наполнение товарно-материальными запасами, что, несомненно, замедлит темпы ее роста. Ускорить этот процесс и обойтись меньшими затратами позволит франчайзинг. Компания-франшизодатель продает франшизополучателю право на использование своего бренда, т. е. торговые точки второго работают под брендом первого, и система обслуживания клиентов у франшизополучателя аналогична системе обслуживания в торговых точках других компаний, работающих под тем же брендом. Преимущество этой модели для компании заключается не только в положительном влиянии на денежный поток (каждая проданная франшиза приносит доходы), но и в том, что собственники-управляющие, как правило, более мотивированны, чем наемные работники.

Франчайзинг работает только тогда, когда у компании имеются авторитетный бренд, история успешной деятельности и бизнес-модель, которую несложно воспроизвести, - как, например, у сетей ресторанов быстрого питания McDonald’s и Subway. Эти компании вряд ли сегодня имели бы столь широкое географическое присутствие, если бы все их торговые точки являлись их собственностью. Стандартные договоры на поставку, надлежащие информационно-технологические системы и другие обязательства
франшизополучателей позволяют франшизодателю сохранять контроль за деятельностью торговых точек и обеспечить стабильное поступление доходов.

Аутсорсинг

Аутсорсинг - это передача функций по выполнению бизнес-процесса или предоставлению услуги другой компании (подрядчику) на договорной основе. Переданы таким образом могут быть, к примеру, функции по производству комплектующих или готовой продукции, а также функции по предоставлению ИТ- или охранных услуг.

Аутсорсинг бизнес-процесса осуществляется, как правило, для того, чтобы его выполнением занималась компания, которая может создать дополнительное конкурентное преимущество. Такая компания может, к примеру, обеспечить меньшие совокупные расходы или экономию на масштабе, благодаря чему себестоимость продукта или услуги снизится. Или же она может производить продукцию по новой технологии, которой компания-аутсорсер не располагает.

При этом обе стороны должны иметь реалистичные ожидания в отношении друг друга и поддерживать открытые деловые отношения, чтобы обеспечить бесперебойную доставку товаров или предоставление услуг.

Финансовое преимущество такой модели заключается в изменении структуры расходов и денежного потока. Расходы на основные фонды (амортизация) и персонал, как правило, являются постоянными. Это означает, что компании, чтобы генерировать покрывающую эти расходы прибыль, необходимо поддерживать объемы выпускаемой продукции на определенном уровне. При аутсорсинге же в договор с подрядчиком можно включить пункт о том, что соответствующий продукт или услуга будет приобретаться только по мере необходимости. Таким образом, расходы компании становятся переменными и определяются объемом товарно-материальных запасов и продаж. Это, в частности, позволяет свести к нулю постоянные расходы в периоды низкой деловой активности.

Преимущество аутсорсинга для денежного потока заключается в том, что он позволяет избежать приобретения активов. Помимо этого, выплаты подрядчику совершаются на обычных условиях, через 30 или 45 дней после окончания месяца, в котором выставлен счет, т. е. значительно позже, чем выплачивалась бы зарплата своим сотрудникам за выполнение той же работы.

Топ-менеджмент компании-подрядчика наверняка отлично понимает, какую выгоду в финансовом плане получит аутсорсер от сотрудничества с ним, и, несомненно, постарается включить в договор все расходы, связанные с управлением соответствующими видами деятельности. Вместе с тем если подрядчик выступает в качестве поставщика для нескольких компаний, он может распределить свои постоянные расходы между ними.

При работе по схеме аутсорсинга на смену рискам, связанным с владением активами и производством продукции, приходят риски, сопряженные с обеспечением качества продукции и непрерывности производства. Как отмечают топ-менеджеры многих компаний, управлять вторыми гораздо сложнее.

Способы высвобождения денежных средств, связанных в активах

Большинство топ-менеджеров не понаслышке знают, как обычно накапливаются активы: они приобретаются, когда компания испытывает в них потребность, а по прошествии нескольких лет оказываются не нужны. Избавление от таких бездействующих активов позволит высвободить денежные средства и складские площади.

Ревизию активов компания должна проводить по меньшей мере ежегодно - как в целях аудита (необходимо убедиться в их наличии), так и, что не менее важно, в целях учета денежных средств (необходимо установить, как они используются). Если активы не используются или используются редко, денежные средства, связанные в них, можно высвободить - путем их продажи или, если они изготовлены из металла или содержат металлические комплектующие, сдачи на металлолом. Такую ревизию необходимо проводить регулярно: задержка влечет за собой снижение стоимости перепродажи.

Продажа с последующим взятием в лизинг

Это альтернативный способ высвободить денежные средства, связанные в активах, находящихся в собственности, чтобы найти им лучшие способы применения - например, вложить в активы, которые могут принести более высокую прибыль. К нему также может прибегнуть компания, оказавшаяся в сложной финансовой ситуации, чтобы погасить часть растущей задолженности. При этом проданный актив зачастую берется в оперативный лизинг.

К примеру, компания несколько лет назад приобрела объект недвижимости, а совсем недавно обнаружилось, что его стоимость существенно выросла. Реализация его стоимости и приобретение на вырученные средства операционных активов, вполне возможно, станет оптимальным способом финансирования расширения бизнеса. Актив продается финансовой компании или банку и одновременно заключается договор лизинга, чтобы компания могла и далее его эксплуатировать. Компания получает полную
стоимость объекта недвижимости деньгами.

Минусом таких сделок является то, что если такой объект недвижимости обременен залогом, при его продаже необходимо прежде всего выплатить залогодержателю (к примеру, банку, который взял его в качестве обеспечения по кредиту) его залоговую стоимость. Кроме того, продажа актива, который мог бы быть предоставлен в качестве обеспечения по займу, влечет за собой снижение кредитоспособности компании, а следовательно - увеличение для нее процентной ставки. Прибыль от продажи актива также может подлежать налогообложению; правда, в некоторых странах в таких случаях предоставляется отсрочка уплаты налога, при условии, что такая прибыль снова инвестируется в активы.

Полезный материал? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36.29%
  • Подумываю об этом 26.61%
  • Нет, пока никаких перемен 27.42%
  • Это секрет! 9.68%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль