Оборотный капитал и его финансирование

6550
Оборотный капитал включает три составляющие, управление которыми позволит своевременно оценить, и в случае необходимости, оптимизировать оборотный капитал предприятия: кредиторскую задолженность, дебиторку и товарно-материальные запасы. А привлекая к управлению оборотным капиталом сотрудников всех подразделений, можно существенно улучшить ситуации с денежным потоком.

Оборотный капитал включает три составляющие, которые требуют надлежащего управления.

  • Кредиторская задолженность. Денежные средства, которые должны быть выплачены поставщикам за полученные товары и услуги. Частота выплат предопределяет темпы оттока денежных средств из компании.
  • Товарно-материальные запасы. Владение сырьем, незавершенным производством и готовой продукцией. Объем товарно-материальных запасов определяет объем связанных денежных средств.
  • Дебиторская задолженность. Денежные средства, которые должны быть выплачены клиентами за полученные товары и услуги. Частота поступлений предопределяет темпы притока денежных средств в компанию.

Среди экономистов нет единого мнения насчет того, следует включат денежные средства в оборотный капитал или не следует. Поскольку денежные средства не «оборачиваются» в бизнесе компании, их обычно не включают в оборотный капитал, а потому его определение ограничивается тремя вышеприведенными составляющими.

Из рис. 1, где показан цикл оборотного капитала, видно, что денежные средства входят в цикл тогда, когда производится выплата поставщику, а выходят, когда выплату производит клиент. Цель компании — минимизировать период времени, в течение которого денежные средства в этом цикле связаны, потому что чем дольше они там находятся, тем больший объем денежных средств нужно привлекать от инвесторов.

Идеальная ситуация при управлении оборотным капиталом — наличие так называемого отрицательного оборотного капитала. Она имеет место тогда, когда денежные средства поступают от клиентов до того, как выплачиваются поставщикам, ввиду чего оборотный капитал становится источником денежных средств, а не их вложением. Отрицательным оборотным капиталом располагают, в частности, операторы розничной торговли продуктами питания: их клиенты оплачивают покупки наличными средствами (или их эквивалентами), благодаря чему дебиторская задолженность у них отсутствует, их товарно-материальные запасы невелики, поскольку бóльшую их часть составляют скоропортящиеся продукты, а выплаты поставщикам они совершают не чаще, чем раз в месяц, уже после получения денежных средств от клиентов.

Да, свести к минимуму оборотный капитал можно путем сокращения товарно-материальных запасов, обеспечения скорого поступления денежных средств от клиентов и снижения частоты выплат поставщикам, но для этого необходимо установить кредитные лимиты для клиентов, ввести соответствующие договорные условия, знать процедуру закупки клиентов, оперативно выставлять счета и т. д. Чем больше шагов будет предпринято в этом направлении, тем больше улучшится ситуация с денежными средствами. В этой главе рассматривается широкий спектр шагов, при помощи которых можно минимизировать оборотный капитал, а также повысить качество обслуживания клиентов. Здесь можно выделить три стадии:

  • от закупки до оплаты — шаги с момента размещения заказа у поставщика и до момента получения товаров или услуг и оплаты счета поставщика;
  • управление товарно-материальными запасами — преобразование, хранение и движение товаров с момента получения сырья до предоставления готового продукта конечному потребителю;
  • от заказа до денежных средств — шаги с момента принятия заказа от клиента до предоставления товаров или услуг и получения от клиента денежных средств.

Рис. 1. Цикл оборотного капитала

Оборотный капитал и его финансирование

То, что денежные средства проходят весь цикл оборотного капитала всего за несколько недель или месяцев, вовсе не означает, что совокупная инвестиция в оборотный капитал носит такой же краткосрочный характер. Объем товарно-материальных запасов может постоянно меняться, ввиду того, что товары и материалы покупаются и продаются каждый день, но при этом имеется некий средний объем — остаточные (или резервные) запасы, которые стабильно поддерживаются. Эти остаточные

товарно-материальные запасы, по сути, являют собой перманентную инвестицию, финансировать которую целесообразно при помощи долгосрочного займа.

Типичный график изменения объема товарно-материальных запасов приведен на рис. 2. Дневной объем продаж колеблется в диапазоне от 0 до 30 единиц. Товарно-материальные запасы приобретаются раз в неделю — с таким расчетом, чтобы замещались не только уже проданные запасы, но и те, что могут быть проданы на следующей неделе. Совокупный объем товарно-материальных запасов изменяется в диапазоне от 20 единиц (непос редственно перед пополнением) до 110 единиц (сразу после пополнения), а средний объем составляет около 70 единиц. Этот средний объем необходимо поддерживать и финансировать в течение всего года.

Рис. 2. График изменения товарно-материальных запасов

Оборотный капитал и его финансирование

Сокращение товарно-материальных запасов, то есть снижение их среднего объема, даст уменьшение объема связанных денежных средств, но при этом возникает риск, что в один прекрасный день запасы того или иного товара иссякнут и компания не сможет совершить продажи. Вместе с тем экономия благодаря сокращению финансирования товарно-материальных запасов может быть гораздо значительнее, чем утраченная прибыль от нескольких неосуществленных продаж. Поэтому необходимо найти разумный баланс между увеличением объема продаж и уменьшением товарно-материальных запасов.

То же самое можно сказать и о средней величине дебиторской и кредиторской задолженностей. В то время как их объемы ежедневно меняются, чистый объем товарно-материальных запасов плюс дебиторская задолженность минус кредиторская — это долгосрочная инвестиция. Соответственно, средний чистый остаток оборотного капитала следует финансировать при помощи долгосрочного займа, процентная ставка по которому ниже, чем по краткосрочному. Вместе с тем непродолжительные провалы, которые порой случаются, — особенно у компаний, бизнес которых носит сезонный характер, — лучше покрывать при помощи краткосрочных займов, потому как процентные расходы по долгосрочным будут выше.

Если компании по тем или иным причинам затруднительно привлечь финансирование, сократить оборотный капитал можно при помощи таких способов, как управление товарно-материальными запасами, осуществляемое поставщиками, факторинг и других, которые рассматриваются ниже.

Если топ-менеджмент хочет расширять деятельность компании (путем увеличения дневного объема продаж), это неизбежно приведет к росту объема оборотного капитала — ввиду того, что необходимо будет увеличивать объем товарно-материальных запасов, чтобы минимизировать вероятность того, что какого-либо товара в нужный момент не окажется в наличии, а также финансировать чистое увеличение дебиторской задолженности за вычетом кредиторской задолженности. Следовательно, по мере роста компании объем денежных средств, связанных в оборотном капитале, увеличивается, и любые ограничения в плане финансирования бизнеса могут оказывать негативное воздействие на темпы роста. Обратное тоже верно: сокращение деятельности приведет к снижению объема оборотного капитала, благодаря чему высвободятся денежные средства.

Если процесс расширения деятельности тщательно спланирован и контролируется, то и финансирование дополнительного оборотного капитала можно спланировать. Однако если рост происходит неожиданно, компания может не располагать денежными средствами, необходимыми для финансирования дополнительного оборотного капитала. В отсутствие необходимого денежного потока единственным способом финансировать увеличение товарно-материальных запасов является отсрочка выплат поставщикам. Естественно, кредиторская задолженность при этом быстро растет. Для финансирования увеличения оборотного капитала и обеспечения своевременного выполнения компанией своих обязательств перед поставщиками необходимы инвестиции.

Мы также составили для вас регламент, который позволит оптимизировать оборотный капитал холдинга.

​Читайте также Оборотный капитал: как оценивать и контролировать объем

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль