Анализ финансовой отчетности публичных компаний: пошаговая инструкция

6832
Морозова Ольга
финансовый директор логистической компании LogLab
Годовые отчеты крупных компаний - уникальная возможность видеть конкурентов изнутри и учиться на чужих ошибках. При этом важно уметь не только читать отчетность, но и анализировать ее. Разберем по шагам, на что обратить внимание при анализе финансовой отчетности и как использовать полученную информацию для принятия решений.

Анализ финансовой отчетности компаний, работающих в вашей индустрии, поможет вам сформировать мнение о сильных и слабых сторонах собственного предприятия, об ожидаемых отраслевых тенденциях. Существуют и конкретные причины, по которым вам будет полезно ознакомиться с годовыми отчетами других игроков:

  • Возможность изучить лучшие практики. Отчеты делятся на разделы, где подробно описываются риски (организационные и макроэкономические), а также проблемы компаний и приводится опыт их решений. Эта ценная информация поможет вам выстроить идеальную бизнес-модель, в рамках которой станет возможным развивать операционную, финансовую и инвестиционную деятельность;
  • Способ узнать конкурентов. Например, вы сможете понять, какой список целей ставило руководство интересующей вас компании много лет назад и каких результатов достигло сейчас;
  • Удобство в получении информации. Годовые отчеты доступны онлайн на сайтах компаний. Это очень важно постоянно загруженных работой финансовых директоров.

Разбирать бизнес-кейсы из практической жизни компаний, видеть конкурентов изнутри - это то преимущество, которое предоставляется в годовых отчетах. Теперь рассмотрим более подробно, как проводить анализ финансовой отчетности предприятия в годовом отчете компании. 

Шаг 1. Оцените показатели «чистый объем продаж» и «чистая прибыль»

Задайте вопрос: был ли рост этих показателей в течение последних четырех лет в таком же темпе или же существенно выше уровня инфляции? Если ответ да, это хороший знак.

Если чистая прибыль за последний год ниже, чем в предыдущие годы, необходимо выяснить, почему. Иногда есть веские причины для спада в доходах. Например:

  • жесткая конкуренция заставила компанию снизить цены;
  • стоимость коммунальных услуг выросла из-за необычно суровой и ранней зимы, природных катаклизмов;
  • произошло повышение цен на топливо и газ ввиду сокращения природных запасов;
  • компания перешла на использование дорогостоящего биотоплива с целью защиты национальной экологии.

Шаг 2. Проведите анализ отчета организации о движении денежных средств

В составе этого отчета больше всего интересует показатель «чистый денежный поток от операционной деятельности». Положительный ответ на вопрос, генерирует ли бизнес деньги от основной деятельности, важен, потому что эти денежные средства охватывают заработную плату, налоги, арендную плату, услуги поставщиков и подрядчиков, используемых для производства и оказания услуг, и т. д.

В периоды активного роста бизнес может не генерировать достаточно денег от основной деятельности и активно пользуется заимствованиями. Если компания показывает отрицательный денежный поток от операционной деятельности, вы должны найти ответы на следующие вопросы:

  • долго ли компания будет жить, следуя нынешней практике;
  • является ли негативный денежный поток временным;
  • это часть общего плана более выгодного будущего или ситуация, с которой компания уже не может справиться самостоятельно.

Показатель «чистый денежный поток от операционной деятельности» имеет решающее значение, потому что компания инвестирует в будущее, используя денежные средства, полученные от операционной деятельности. Другие виды деятельности - инвестиционную и финансовую - труднее интерпретировать. Например:

  • отрицательные денежные потоки от инвестиционной деятельности могут указывать лишь на то, что компания растет и покупает активы, которые позволяют производить больше продуктов/услуг;
  • чистый денежный поток от финансовой деятельности зависит от заимствований компании и сумм, уплаченных в виде дивидендов в течение года. Чтобы интерпретировать эти цифры объективно, нужна дополнительная информация о стратегии компании.

Шаг 3. Поставьте под сомнение отчет о совокупном доходе

С одной стороны, если компания стабильно показывает растущую прибыль, прежде нужно выяснить, за счет каких факторов:

  • компания вывела на рынок новый продукт, который повысил продажи;
  • руководство компании изменило тактику, например, решило выйти на новые рынки;
  • изменилась конкуренция, в результате компания привлекла новых клиентов.

Прибыль на бумаге иногда может привести к практикам, которые не очень хороши для долгосрочного здоровья компании. Например, существенное сокращение расходов чревато ущербом за счет снижения качества продукции и услуг, что в результате приведет с высокой долей вероятности к снижению продаж в будущем.

С другой стороны, убытки могут означать значительные инвестиции в исследования и разработки, которые спровоцируют увеличение будущей прибыли. Компания может испытывать временные потери из-за плохих решений. И тогда следует задать вопрос: эти решения необратимые или просто временные неудачи?

Из отчета о совокупном доходе один из интересующих нас показателей - это общий операционный доход (прибыль) и его отношение к общей выручке (нетто продаж). В идеале операционная прибыль должна расти как в виде абсолютного числа, так и в процентах от общей выручки. Это означает, что компания наращивает операционную прибыль и становится все более эффективной в течение долгого времени в управлении своими затратами. «Идеального процента» нет, потому что целевой процент варьируется от отрасли к отрасли.

Интересная статья? Добавьте страницу в закладки, распечатайте или перешлите коллеге. 

Шаг 4. Изучите отчет об акционерном капитале

Обратите внимание на информацию о том, как распределена прибыль. Если высокий процент прибыли объявлен в виде дивидендов, это может означать, что компания не планирует расширения границ бизнеса и инвестиции в инновации. Такая практика может привести к уменьшению стоимости акций в будущем.

Также обязательно остановитесь на таком показателе, как соотношение цены и прибыли (P/E) для акций компании. Не все годовые финансовые отчеты содержат эту цифру, так что найти ее можно в фондовых таблицах. Эта информация публикуется ежедневно, так как цена акций движется вверх или вниз. Важный момент: мы сравниваем коэффициент «соотношение цены и прибыли» изучаемой компании с аналогичным коэффициентом ее основных конкурентов в тот же отчетный период времени.

Шаг 5. Обратите внимание на отставание в течение последних четырех лет

Речь идет о стоимости размещенных, но не доставленных заказов, доступных для поставки/реализации в следующем году, в результате чего увеличится чистый объем продаж. Отставание означает, что заказы поступают быстрее, чем компания может их реализовать, а клиенты принимают некоторую задержку, что является признаком положительной деловой репутации компании. С другой стороны, слишком большая задержка может предполагать, что клиенты скоро будут разочарованы и разместят заказы в другом месте, что приведет к их оттоку в будущем.

Часто эту информацию помещают в дискуссионном разделе годового отчета (management discussion section). А в примечаниях к отчету о финансовом состоянии можно найти также кадастр по товарам/заказам, возврат которых будет осуществлен уже в следующем отчетном периоде и, следовательно, потенциально мог бы понизить чистый объем продаж изучаемого отчетного периода.

ВНИМАНИЕ!
В годовых отчетах компаний, оперирующих на рынке в течение 10 последних лет и более, можно смотреть и анализировать описанные в статье показатели. Этого будет вполне достаточно. Однако чтобы получить полную картину о работе бизнесов помоложе, полезно дополнительно изучить доклады об этих компаниях брокеров, которые оперируют на конкретном рынке.

Шаг 6. Пролейте свет на отчет о финансовом положении

Надо изучить показатели «собственный капитал» и «отношение совокупных обязательств к собственному капиталу». Как правило, отношение обязательств к собственному капиталу означает более низкий риск для кредиторов компании и более низкую стоимость заимствований для акционеров. Важно помнить, что в отчете о финансовом положении большинство компаний пытается пролить свет на активы, но не на обязательства. Помните: потребности человека сводятся к тому, чтобы получить пищу, найти укрытие и держать долг за балансом.

Также стоит посвятить время изучению расшифровок в приложениях к отчету о финансовом состоянии, таких как:

  • долговые обязательства;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • финансовые и условные обязательства;
  • аренда.

Не все финансовые активы и обязательства могут быть надежно измерены или являться результатом конкретных событий прошлого и, следовательно, отражаться в бухгалтерском учете. Например, компания Coca-Cola не сообщает, что товарный знак оценивается в сумму более 50 млрд долларов. Кроме того, заявление компании Boeing о финансовом положении не включает стоимость огромной профессиональной экспертизы из инженеров и экспертов аэронавтики. Важно не забывать делать выводы о том, что подобные нематериальные активы могут сделать рыночную стоимость акций успешной компании гораздо большей, чем декларируемые показатели из отчетности.

Важен аналитический подход

В условиях турбулентной макроэкономической среды, распространившейся на развитые и развивающиеся рынки, большинство компаний должны принимать сложные решения, рассчитанные на широкую перспективу. Курсы валют, цены на сырье, акции и политические споры продолжают дестабилизировать экономику, что затрудняет для компаний стратегическое планирование. Поэтому рекомендации финансовых лидеров, применяющих аналитический подход в качестве инструмента финансового менеджмента, имеют важнейшее значение для обеспечения устойчивого долгосрочного успеха любой компании. Принимать правильные решения, по моему опыту, вам помогут годовые отчеты лидеров отрасли.

ДОСЬЕ КОМПАНИИ

LogLab

Год основания: 2002.

Сфера деятельности: предоставляет услуги в области транспортной, складской и информационной логистики, а также весь спектр услуг в качестве таможенного брокера.

Основные факты: за 12 лет успешной работы на логистическом рынке команда LogLab реализовала более 50 проектов уровня 3PL-оператора (3rd party logistics) для клиентов из различных отраслей. C сентября 2010 года является платиновым членом организации Global Logistics Network (GLN). 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль