Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпеть

2758
Теперь компании будут проявлять больше осмотрительности при выборе контрагентов и тщательно проверять бизнес партнеров с тем, чтобы при необходимости изменить практику расчетов. Причина в том, что многие компании отмечают ухудшение ситуации с платежами в российской экономике по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Это показали результаты исследования, которое журнал «Финансовый директор» провел совместно с ИА «Интерфакс».

В 2013 году ситуация с платежами, вопреки опасениям, не сильно испортилась. Это подтверждает анализ данных системы «СПАРК-Мониторинг платежей», в которой аккумулируются сведения о реальных платежах в основных отраслях. А вот в 2014 году почти все финансовые директора подтверждают, что кризисные явления в экономике и ситуация с отзывом лицензий у банков негативно сказались на платежной дисциплине их контрагентов.

Плохой и хороший

За 2013 год уменьшилось число тех, кто своевременно оплачивает платежи, — с 74 до 68 процентов. Вылетевшие из категории «хороших плательщиков», главным образом, пополнили группу компаний с небольшими задержками — не более 30 дней. Эта группа увеличилась до 30 процентов, что на 5 процентов больше, чем годом ранее. Примечательно, что сократилась и доля компаний, допускающих просрочку более 90 дней, — с 2 процентов в 2012 году до 1 процента в 2013-м.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпетьТрадиционно лучшую платежную дисциплину демонстрируют крупные компании — среди них доля «хороших плательщиков» составляет 82 процента, тогда как в малом бизнесе таких всего 63 процента. И, наоборот, в крупном бизнесе просрочку свыше 90 дней допускает меньше процента компаний, но она характерна для 1,6 процента небольших компаний.

Наиболее дисциплинированные плательщики, по данным системы «СПАРК-Мониторинг платежей», работают в таких отраслях российской экономики, как стекольная, мебельная промышленность, строительство, производство лесоматериалов и бумаги.

«Плохих должников» больше всего оказалось среди ремонтных компаний, автодилеров, АЗС, в страховании и воздушном транспорте.

ТАБЛИЦА. Платежная дисциплина компаний в зависимости от их размера (по данным системы «СПАРК-Мониторинг платежей»)

Размер компании просрочка в срок
свыше 90 дней 60–90 дней 30–60 дней до30 дней
2013
Малые (~1–50 чел.), % 1,6 6,6 5,7 23,0 63,0
Средние (~51–250 чел.), % 0,6 3,5 2,2 15,7 77,9
Крупные (>250 чел.), % 0,5 1,7 2,1 13,4 82,3
2012
Малые (~1–50 чел.), % 2,8 2,8 5,8 19,7 68,8
Средние (~51–250 чел.), % 2,2 1,5 1,9 15,4 78,9
Крупные (>250 чел.), % 0,6 1,3 1,3 15,2 81,6

Просрочек стало больше

С ростом задержек платежей в прошлом году столкнулись 55 процентов компаний, опрошенных экспертами проекта «СПАРК-Мониторинг платежей». А в 2014 году ухудшение платежной дисциплины констатируют почти все опрошенные финансовые руководители.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпетьНаталья Данилова, советник генерального директора по экономике и финансам компании «КорпусГрупп», делится, что клиенты в этом году явно наращивают сроки дебиторской задолженности, и сейчас она составляет в среднем по компании уже 60 дней, хотя в прошлом году была на уровне 45 дней. Соглашается с коллегой и Гаяне Асатрян, финансовый директор компании CSI Vostok: «платежная дисциплина наших контрагентов немного ухудшилась по сравнению с предыдущим годом». А Андрей Куликов, финансовый директор консалтинговой компании HEADS, помимо ощутимого осложнения ситуации со своевременностью платежей, отмечает одновременное падение и объемов контрактов. Наблюдается сокращение оборотных средств между компаниями. По его словам, такая ситуация сейчас характерна почти для всех отраслей.

При этом сильнее всего на рост просрочек жалуются компании малого бизнеса. По сложившийся традиции, малый бизнес в большей степени завязан на отсроченный способ оплаты, чем крупный. Среди небольших компаний много поставщиков крупных фирм и ритейлеров, которые практикуют довольно длительные сроки расчетов с партнерами. Вдобавок ко всему крупным компаниям легче диктовать условия при заключении контракта и настаивать на своевременной оплате.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпетьПо данным опроса, работу с клиентами по предоплате практикует всего пятая часть компаний. Отсрочка является единственной формой расчетов с контрагентами у 13 процентов опрошенных. При этом сами иногда допускают оплату на условиях отсрочки 37 процентов респондентов, а 29 процентов компаний это довольно часто практикуют.

Клиенты лишь 7 процентов опрошенных компаний всегда платят по счетам своевременно, а вот 72 процента респондентов сообщили, что их контрагенты иногда допускают просрочки платежей. Регулярно сталкиваются с задержками оплаты еще 18 процентов компаний, а клиенты 3 процентов опрошенных всегда задерживают платежи.

Интересно, что 65 процентов компаний сетуют на плохое финансовое положение своих контрагентов. Андрей Куликов обращает внимание, что некоторые компании задерживают выплаты даже заработной платы работникам в среднем до двух месяцев. Игорь Басов, финансовый директор компании Solopharm, платежная дисциплина постоянных партнеров которой в этом году осталась неизменной, подтверждает, что многие контрагенты испытывают проблемы с ликвидностью. Особенно это касается тех из них, кто использовал заемное финансирование в текущей хозяйственной деятельности. Однако в силу повысившейся конкуренции компании вынуждены предоставлять более гибкие условия платежей для сбыта своей продукции. В связи с данными факторами Игорь Басов ожидает, что платежные риски повысятся при привлечении новых контрагентов и расширении сбыта.

A вот 15 процентов опрошенных компаний видят причину несвоевременности платежей в недостаточном контроле за ними. Еще 9 процентов респондентов уверены, что их компании не являются приоритетными поставщиками у своих контрагентов, и поэтому те позволяют себе задерживать платежи или не платить вовсе. И 11 процентов участников опроса причиной задержек оплаты со стороны контрагентов считают «иные» причины: специфику «бизнеса по-русски», мошенничество, крупный системообразующий клиент, договоренности на уровне высшего руководства, недостаточная практика применения санкций к нарушителю и пр.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпеть

Многие готовы терпеть

Примечательно, что половина опрошенных компаний не видят ничего ужасного в работе с необязательными партнерами и готовы терпеть такое положение дел в дальнейшем. В том числе 46 процентов респондентов готовы закрыть глаза на регулярные просрочки со стороны «старых» клиентов, а еще 4 процента компаний могут рассмотреть такую вероятность при определенных обстоятельствах: в зависимости от оборота и длительности просрочки платежа, при условии получения от контрагента обеспечения, аванса или обещания, важности необязательного клиента для бизнеса или других дополнительных факторах.

Достаточно много компаний готовы подолгу ждать положенной оплаты. Так, 12 процентов опрошенных согласились ждать более двух месяцев, 15 процентов — от одного до двух месяцев, 32 процента — от 15 до 30 дней и 36 процентов — до 15 дней. По словам Андрея Куликова, они идут на уступки своим контрагентам, входят в положение — продлевают сроки платежей, предоставляют отсрочки. В то же время 43 процента респондентов заявили, что работать с такими клиентами не станут ни при каких условиях.

Столь высокая толерантность российских компаний к просрочкам платежа на фоне отсутствия действенных механизмов «очищения» рынка от недобросовестных плательщиков оставляет последним широкие возможности по бесплатному, по сути, кредитованию за счет своих поставщиков и создает благодатную почву для сохранения относительно невысоких показателей платежной дисциплины в ближайшем будущем.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпеть

Строгая дисциплина

Как показал опрос, всего 18 процентов компаний находят реальные предпосылки для улучшения платежной дисциплины, еще около трети респодентов надеются, что все обойдется без перемен, но целых 40 процентов опрошенных ожидают дальнейшего ухудшения ситуации с платежами в 2014 году. Общая ситуация в российской экономике и свежие воспоминания о кризисе 2008 года побуждают финансовых директоров задуматься о способах снижения риска неплатежей, которые могут превратиться в «снежный ком» и похоронить под собой не одну успешную в настоящее время компанию. Все больше финансовых директоров серьезнее проверяют платежную дисциплину контрагентов. Большинство компаний пока черпают сведения из интернета, опрашивают знакомых или пытаются понять из бухгалтерской отчетности партнера, насколько обязательным плательщиком он является.

Только четверть опрошенных компаний для проверки платежной дисциплины контрагента пользуются специальными сервисами по мониторингу платежей. В ближайшем будущем использовать такие сервисы планируют уже 33 процента опрошенных компаний, половина же по-прежнему будет собирать сведения через интернет или свой круг контактов. А в 18 процентах компаний есть специальный сотрудник, который отвечает за системную оценку кредитных рисков работы с контрагентами, установление лимитов, определение периода отсрочки платежа. Еще 18 процентов собираются ввести такую штатную единицу.

Одной из проблем текущего года бизнес назвал рост неплатежей, но многие готовы терпеть

Многие опрошенные компании пытаются что-то изменить в установленной практике расчетов с клиентами. Так, почти пятая часть респондентов в 2013 году стали чаще работать на условиях предоплаты, которые не дают бизнес-партнеру формальных возможностей для отсрочек платежей. По словам Натальи Даниловой, в компании «КрокусГрупп» ужесточили претензионную работу, выставляют пени, прописывают в дополнительных соглашениях штрафы за несвоевременное погашение задолженности, а также пытаются перевести неплательщиков на факторинг с банком. Кстати, даже при упоминании о факторинге многие контрагенты компании начинают лучше платить. Как поделился Игорь Басов, в Solopharm в качестве одного из инструментов работы с дебиторской задолженностью тоже рассматривают возможность привлечения факторинговых компаний. Кроме того, в компании планируют ужесточение финансовых мер относительно предоставления отсрочки платежей. Пока сократили максимально возможный период отсрочки платежа для контрагентов до 60 дней. Однако собираются ввести еще дифференцированные цены в зависимости от сроков платежа и предоставлять небольшие скидки тем контрагентам, которые будут работать на условиях предоплаты.

В свою очередь Гаяне Асатрян тоже подтвердила, что хотя с текущими контрагентами в CSI Vostok работают на прежних условиях, компания проявляет большую осторожность при решении вопроса о предоставлении товарного кредита новым контрагентам. Нестабильность российской экономики требует от финансовых директоров более консервативного подхода к оценке финансового положения и устойчивости контрагентов. В майском номере журнала "Финансовый директор" вы можете узнать о том, как работать в условиях снижения платежной дисциплины контрагентов и как быстро отсеять сомнительные компании, и отобрать для сотрудничества на долгосрочной основе только надежных контрагентов.

Материал основан на данных о своевременности оплаты счетов контрагентами, ежемесячно передаваемых компаниями-участниками проекту «СПАРК-Мониторинг платежей». Это российская система, которая в режиме онлайн дает возможность получать оперативные аналитические данные о рисках задержки платежей в разрезе организаций, регионов, отраслей. В настоящее время в системе содержится информация о платежной дисциплине более 200 000 организаций и индивидуальных предпринимателей из различных регионов РФ.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль