Как в условиях экономической рецессии изменить поведение компании и повысить ее конкурентоспособность

2017
Практика показывает, что принцип устройства большинства российских компаний не очень хорош для инновационного развития. Однако даже незначительные изменения, например, организационного климата, способны повысить конкурентоспособность предприятия. Надо всего лишь скорректировать стратегию и пересмотреть некоторые принципы работы.

15 апреля в рамках программы «Альфа-Профи», направленной на развитие профессиональных компетенций руководителей зарплатных компаний Альфа-Банка, состоялся семинар, на котором  Игорь Гурков, д.э.н., профессор НИУ ВШЭ рассказал, как можно диагностировать и выправить стратегические растяжения любой компании.

Как в условиях экономической рецессии изменить поведение компании и повысить ее конкурентоспособность

В ходе семинара слушатели могли проверить свои компании на наличие стратегических несоответствий с помощью специальных вопросников стратегической организационной диагностики и компьютерных программ их обработки.

Типы стратегий

Сначала надо опеределить, какой стратегии придерживается компания. Их всего четыре:

  • реактор;
  • защитник;
  • анализатор;
  • проспектор.

У каждой стратегии есть свои особенности (см. табл.).

Таблица. Основные типы компаний по виду применяемой стратегии и организационные характеристики

Как в условиях экономической рецессии изменить поведение компании и повысить ее конкурентоспособность

Максимально устойчивое экономическое положение характерно для анализаторов и проспекторов.

Анализаторы - это компании, обычно опирающиеся на уникальные, но отработанные технологии, и имеющие высокую репутацию. Они конкурентоспособны и финансово самодостаточны. Имеют крайне выгодное соотношение качества и издержек и продают продукцию по высоким, но адекватным ценам. Им характерен низкий уровень формализации и централизации управления.

В целом стратегическая позиция «анализатора» сочетает в себе открытие новых возможностей и их должное использование. Их позиция самая устойчивая и разумная.

Проспекторы характеризуются уровнем качества, превышающим среднеотраслевые показатели, но поддерживают низкие цены. Их действия обычно направлены на захват долей конкурентов. Для этого они стремятся к реализации новых, особо привлекательных товаров и услуг, доступных большинству потребителей. При этом их маркетинговая политика достаточно агрессивна. Часто они работают на грани рентабельности (иногда даже в убыток), но надеются привлечь широкий круг потребителей к своим товарам или услугам.

Защитники не принимают риска. Для таких компаний характерен высокий уровень вовлеченности руководства в вопросы текущего управления. Уровни централизации и формализации процессов управления у большинства таких компаний недостаточны. Им свойственен «групповой климат» – когда организация «как расширенная семья, где большое внимание уделяется консенсусу в принятии решений, лояльности и приверженности к традициям». В основе своей эта стратегия несет искусство кому-то что-то недодать.

Реакторы реализуют самую сложную стратегию – быть средним по рынку. Издержки предприятия превышают или соответствуют среднеотраслевому уровню, а значения параметров цена и качество - ниже, чем в среднем по отрасли.

Типичные ошибки организационной структуры

Правильный выбор стратегии - залог успеха дальнейшего развития бизнеса как в относительно благоприятных экономических условиях, так и в условиях экономического кризиса. Поэтому, если стратегия компании не подходит, ее следует пересмотреть.

Например, в российских компаниях часто наблюдаются следующие организационные несоответствия выбранным стретегиям:

1. поддержание организационного климата «на вырост», но плохо соответствующего текущей ситуации;

2. нередко «развивающий» климат, предполагающий высокое доверие сотрудникам и широкое делегирование полномочий, не соответствует стилю управления менеджеров высшего звена, не готовых делегировать полномочия по-настоящему;

3. многие руководители излишне склонны к риску.

Выправление стратегии

На самом деле многие компании не придерживаются той или иной стратегии безоговорочно. И не потому, что не хотят, просто добиться этого крайне сложно. Но, по мнению Игоря Гуркова, это делать можно и нужно.

Для начала надо понять, какой стратегии имеет смысл придерживаться в зависимости от собственных предпочтений и существующих внутренних и внешних условий. А затем подстраивать под эту стратегию то, что можно изменить, например, систему вознаграждений и организационный климат, а также то, что крайне сложно, но стоит пытаться менять, – технологии, окружение и даже персональный стиль руководителя.
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда у Вас наивысшая нагрузка на работе?

  • Начало марта 37.5%
  • Середина марта 12.5%
  • Конец марта 25%
  • Начало апреля 0%
  • Середина апреля 12.5%
  • Конец апреля 12.5%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль