Как подготовиться к выездной проверке и защитить свою налоговую выгоду

2088
Сахарова Ольга
генеральный директор компании «АвторитетЪ-Консалтинг»
Выездная налоговая проверка для большинства компаний - это серьезное испытание. Поэтому важно к ней подготовиться не только бухгалтерии, но и финансовой службе компании. А помогут в этом критерии оценки рисков, которыми руководствуются налоговики для отбора кандидатов на выездную проверку.

Напомним, налоговики вправе проверить период, не превышающий трех лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом прийти с проверкой они могут когда угодно, никаких ограничений здесь кодекс не устанавливает. Но продолжительность выездной проверки не может превышать двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Поэтому неудивительно, что инспекторы всерьез стали решать вопрос повышения эффективности налогового контроля. Первое и основное, что уже действует на практике, - это коренное изменение подхода к проведению проверок.

Как относиться к критериям риска проверки

Еще пару лет назад ФНС всерьез заговорила о значительном сокращении выездных проверок в пользу камеральных. Об усилении камералок и проведении выездных ревизий для недобросовестных налогоплательщиков говорится и в Концепции системы планирования проверок (утв. приказом ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). В ней перечислены 12 критериев для самостоятельной оценки риска выездной проверки, причем показатели были выработаны вовсе не для того, чтобы запугивать налогоплательщиков проверками, а, наоборот, чтобы лишний раз компании не дергать. В первую очередь это касается рентабельности, налоговой нагрузки и зарплаты сотрудникам.

  1. Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли. Если верить критериям, инспекция может назначить выездную проверку, когда налоговая нагрузка у компании ниже, чем в среднем по виду деятельности. На практике инспекторы действительно требуют пояснений, если нагрузка меньше средней. Но кроме этого у ФНС России есть другой, только секретный показатель, который упоминается в свежих внутренних документах: если налоговая нагрузка менее 1 процента, вопрос о назначении выездной проверки инспекция должна рассмотреть в обязательном порядке независимо от отрасли, в которой работает компания.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Если вы реально ведете бизнес расчитанный на долгосрочную перспективу с высокими сроками окупаемости, и получаете убытки, которые предусмотрены бизнес-планом, готовьте аргументы для налоговиков. Пояснения можно представить на налоговой комиссии, на которую вас, возможно, позовут. Будьте готовы отстоять свою позицию, а не сдавать «нарисованные» декларации и отчетность без убытков.
  3. Отражение в налоговой отчетности больших сумм налоговых вычетов за определенный период. Все отраженные вычеты по НДС должны быть подтверждены реальными счетами-фактурами. Их налоговики потребуют на проверке, так что в интересах компании все еще раз перепроверить и устранить все недочеты.
  4. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе. Очень внимательно отнеситесь к этому критерию. Сложно объяснить комиссии, почему у вас, например, размещена вакансия с зарплатой 30-40 тыс. рублей, а фактически начисленная зарплата в среднем 10 тыс. рублей.


Как компании обосновать налоговую выгоду

Как правило, действия, связанные с получением необоснованной налоговой выгоды направлены либо на незаконное возмещение сумм, либо на занижение налогов. Об этом сказано в подготовленном Минфином и ФНС России обзоре практики по рассмотрению жалоб налогоплательщиков и судебных споров по вопросам необоснованной налоговой выгоды (письмо от 31.10.13 № СА-4-9/19592).

Наиболее частым основанием для решения суда о получении необоснованной налоговой выгоды является нереальность хозяйственных операций, чуть реже наказывают компании за отсутствие должной осмотрительности, третья по частоте претензия - создание схемы, направленной на увеличение стоимости товара. Во избежание подозрений со стороны налоговиков и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды, необходимо быть готовым к предоставлению доказательств того, что:

  • сделка совершается лицом, у которого есть на это право, и что руководство контрагента в курсе проводимых операций. Подписывать первичные документы должны уполномоченные на это сотрудники. А чтобы подтвердить это, запаситесь копиями учредительных документов, выписками из ЕГРЮЛ, приказами, доверенностями и другими необходимыми бумагами, заверенными контрагентом. Ряд компаний, например, делают видеозапись при заключении сделок;
  • «спорный» контрагент имеет все необходимые ресурсы для поставки товаров в адрес вашей компании, как трудовые, так и материально-технические. Доказательством этого могут служить собранные заранее копии договора аренды, штатного расписания и других документов, подкрепленных бухгалтерской отчетностью контрагента. Можно также составить акт осмотра производственных, складских и офисных помещений контрагента;
  • бухгалтерская и налоговая отчетность контрагента за предшествующие периоду заключения сделки, а также на протяжении действий договорных отношений с контрагентом, подтверждают его добросовестность;
  • у вас сохранилась деловая переписка с контрагентом, информация о его корпоративных сайтах, о деловой репутации руководства и т.д.;
  • имеется конкурсная документация, если договор с контрагентом заключался посредством размещения заказа;
  • в сделке участвовали реальные сотрудники вашей компании и контрагента и при необходимости вы сможете предоставить их контактные данные;
  • вашей компании действительно требовалось провести нетипичную для нее сделку, например, разовые вексельные операции, договор переуступки. Безопаснее сразу подготовить четкое для этого случая объяснение руководства.

Это, конечно, не исчерпывающий список, который гарантировал бы отсутствие претензий со стороны налоговиков. Но, взяв его за основу, и учитывая специфику деятельности вашей компании, вы можете разработать свои требования и стандарты при ведении хозяйственной деятельности, которые впоследствии помогут вам с уверенностью отстоять свою позицию и перед налоговиками, и в суде.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль