Нужна ли сегодня отраслевая специализация финансовому директору

3717
Филиппова Виктория
партнер, руководитель департамента «Финансы и Аудит» хедхантинговой компании «Cornerstone»
Запрос на точное попадание в отрасль при поиске нового СФО в компанию по-прежнему остается одним из самых главных от наших заказчиков. Работая на рынке труда 20 лет, консультанты Cornerstone наблюдают существенную эволюцию подходов к поиску СФО и требований клиентов к потенциальным кандидатам на позицию главного финансиста. За это время ушло и преклонение перед СФО-экспатами, и сомнительное требование «налоговой оптимизации», и обязательный «пунктик» МВА.

Прежде всего, при получении запроса от заказчика, мы стараемся разобраться, действительно ли в данном случае отраслевая специализация финансиста острая необходимость, или же это желательная опция. Ведь зачастую, включая в описание позиции наличие отраслевого опыта у кандидата, заказчик даже не подозревает, насколько сильно ограничивает себя в выборе. Отрасль может быть довольно узкой и конкурентной, и тогда выбранного кандидата придется буквально перекупать, а, как известно, деньги – не лучшая мотивация, и всегда найдется кто-то другой, кто предложит еще больше. Или же с трудом найденного и выбранного кандидата нужно долго ждать, так как у него есть прописанные обязательства перед предыдущим работодателем или он сам ждет бонусов и будет готов к переходу после их получения.

Однако, безальтернативность выбора не единственный минус такого подхода. В пост-советской России разные отрасли экономики развивались неодинаково и неравномерно. В какие-то из них пришли крупные международные игроки, привнеся высокие стандарты работы, так называемые best practices, в том числе и в области управления финансами. Другие отрасли больше «варились в собственном соку», это касается и технологий, и бизнес процессов, и взглядов на роль и обязанности СФО. Внутриотраслевые переходы финансистов в таких нетехнологичных отраслях только усугубляли картину общей отсталости.

Таким образом, вполне очевидны минусы внутриотраслевого поиска кандидата на позицию СФО:

  • Ограниченное число специалистов
  • Немотивированность кандидатов
  • Увеличение времени поиска кандидатов
  • Отсутствие «свежего взгляда» на проблемы компании

Требование отраслевой специализации финансового директора, на наш взгляд, оправдывает себя только в особенных случаях. Например, когда нужно, чтобы кандидат смог быть непререкаемым авторитетом для «столпов» компании, людей, на которых держится весь бизнес, и которые не потерпят вмешательства дилетанта в свои дела. Например, крупная спортивная организация искала с нашей помощью СФО, который до этого долго работал в индустрии спорта. Он должен был не просто хорошо понимать бизнес процессы в спорте, но и прекрасно относиться к спортсменам, понимать их нужды, и так организовать работу финансовой функции, чтобы не обременять их излишней бюрократией, и предоставить спортсменам все условия для эффективного тренировочного процесса.

Еще один интересный запрос: поиск СФО в крупный Научно-Исследовательский Центр. Здесь требовался человек, который и прежде работал в науке. Интеллектуальный, возможно, кандидат наук, который прекрасно понимает специфику бизнеса и организации работы в таких компаниях и может быть авторитетом для научных мужей, которым тоже иногда приходится говорить аргументированное финансовое  «Нет».

Со своей стороны мы всегда консультируем заказчика о ситуации с кандидатами в конкретной отрасли и на смежных сегментах. Мы стараемся помочь взвесить все «за» и «против» расширения границ поиска, за счет привлечения «свежей крови» - кандидатов из других более прогрессивных, в смысле управленческих технологий, отраслей.

К примеру, в Европе при поиске нового СФО в компанию почти никогда не выдвигаются требования, касающиеся опыта в определенной отрасли. Гораздо большее внимание уделяется навыкам, используемым для достижения целей, так называемым, soft skills: лидерству, коммуникации, умению делегировать, планировать и достигать результатов.

Сами финдиректора в большинстве своем считают, что межотраслевые переходы не только возможны, они необходимы! В рамках проведенного Cornerstone исследования на эту тему 80% опрошенных СФО ответили, что хотели бы при следующем переходе сменить отрасль компании-работодателя. Основных аргументов два:

  1. Финансовым директорам не требуется специального отраслевого образования и глубоких технологических знаний. СФО отвечает за финансовую функцию, которая, в основных моментах, одинакова во всех индустриях. Конечно, определенная специфика существует, но ею можно овладеть в достаточно короткий период времени: 2-6 месяцев.
  2. Интерес к новой отрасли делает Финансового директора более мотивированным. Желание быстро освоиться и разобраться делают из новоиспеченного СФО настоящего трудоголика. Своей энергией он «зажигает» и старый коллектив. Компания в итоге только выигрывает от такого приобретения.

Чтобы получить более объемную картину, по традиции я решила обратиться за комментариями к СФО:

Антон Вишаненко,  ех-финансовый директор НМТП, Уралхим, Мечел

По мнению Антона, отраслевая специализация является важным, но сравнительно быстро приобретаемым навыком при правильном подходе:
«Без четкого понимания производственного процесса и отраслевой специфики финансовому директору будет сложно стать оппонентом для производственников, понять скрытые резервы повышения стоимости, подготовить и защитить бюджет. СФО, безусловно, необходимо понимать особенности каждой компании, и сделать это можно сравнительно быстро и эффективно с помощью книг по введению в специальность - учебников, изданных еще в СССР, где, по моему опыту, глубина анализа и качество материала выдерживают проверку временем. В профильных институтах также остались кадры - энтузиасты своего дела. Взяв такого преподавателя себе в менторы с целью погружения в производственный процесс, можно пройти блиц-кригом достаточно длинный путь и можно не сомневаться в степени его заинтересованности -  таким людям очень не хватает общения с реальным бизнесом и живыми проблемами, тем более на уровне замгенерального директора. Живое участие в сложных ситуациях вам гарантировано. После необходимой теоретической подготовки необходимо посетить промышленные предприятия и пообщаться с производственниками и, засучив рукава, самому изучить производственный процесс и в дальнейшем необходимо проводить минимум 20% времени "в полях". В любом случае, за полгода можно вникнуть в специфику любой индустрии достаточно неплохо для того, чтобы стать достойным оппонентом для руководства и директоров других направлений».

Игорь Бабиченко, финансовый директор компании «ТЕХНОСЕРВ»

Со своей стороны Игорь также говорит об универсальности навыков СФО:
«Профессия финансиста достаточна универсальная с точки зрения прикладного применения основных элементов финансового менеджмента. К счастью, финансисты, в отличие, например, от инженеров не имеют узкой специализации и, на мой взгляд, не ограничены в вопросах выбора отрасли как таковой. Изучаемый в университетах и бизнес-школах, обсуждаемый на ключевых конференциях, а также применяемый на практике инструментарий имеет единую базовую сущность с определенной поправкой на внутренние и внешние цели компании. Более того, говоря о позиции CFO, вопрос применения персональных навыков переходит в плоскость управления людскими коллективами, правильного восприятия бизнес-результатов и целеполагания, что в принципе характеризуется функциями общего управления и как следствие личной способностью CFO реализовывать данные функции безотносительно от отрасли как таковой».
Андрей Гайнанов, финансовый директор группы компаний Римера

По мнению Андрея, знание рынка компании очень важно для СФО:
«Нахождение в одной отрасли дает понимание бизнеса, позволяет расти не только в одной компании, но и внутри отрасли.
Для СФО важна не только отрасль, но и специализация компании: производство, сервис, сбыт, девелопмент; стадия развития, на которой находится компания; задачи, которые предстоит решать в среднесрочной перспективе. С одной стороны для финансиста задачи и инструменты их решения в разных компаниях и в разных отраслях похожи, но настоящая ценность финансового директора - это понимание бизнеса в целом, участие в выработке стратегии развития, а для этого надо очень хорошо понимать отрасль и специфику бизнеса».

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль