Проверка по трансфертному ценообразованию: чего ожидать и как готовиться

2440
Балдин Андрей
главный юрисконсульт ООО «ЛЕКС-Сервис»
У компаний, которые проводили в 2012 году сделки с взаимозависимыми лицами, остается совсем немного времени, чтобы подготовиться к налоговой проверке по трансфертному ценообразованию. До 20 ноября необходимо представить в инспекцию уведомление о сделках, а с 1 декабря налоговики уже будут вправе запрашивать необходимую им информацию. Как всегда, проверка может прийтись на самый неподходящий период. Поэтому следует заранее подумать о том, чего будут добиваться налоговики, учесть возможные сценарии поведения компании при проведении налогового контроля и, конечно, подготовить документацию.

Основные принципы работы по новым правилам

Чтобы подготовиться к проверке, в первую очередь нужно представлять, какие цели преследуют нововведения в целом. А значит, чего будут добиваться налоговики.

С крупными налогоплательщиками государство предпочитает договориться. Им предлагают уплатить «трансфертную госпошлину» в размере 1,5 млн рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и заключить соглашение о ценообразовании для целей налогообложения на условиях главы 14.6 НК РФ. Все остальные налогоплательщики, а также те, кто не подписал соглашение о ценообразовании, обязаны предоставлять налоговому органу информацию, которая позволит своевременно доначислить налог до «полноценного» - исходя из рыночных цен. Порядок подготовки и представления документации в целях налогового контроля регламентирован статьей 105.15 НК РФ. Кроме того, предусмотрена возможность обезопасить себя от уплаты пеней в связи с введением трансфертного ценообразования (п. 3 и 6 ст. 105.3 НК РФ). Для этого налогоплательщики самостоятельно осуществляют корректировку сумм налога (авансовых платежей) и погашают недоимку в установленный срок. Для бюджета более важно своевременно получить налог в полном размере, а не пени.

Неисполнение требований законодательства о трансфертном ценообразовании чревато последствиями. Так, за непредставление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ). Также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогов в связи с применением трансфертного ценообразования (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Естественно, за такие налоговые нарушения должностных лиц могут привлечь и к уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

При этом местом рассмотрения материалов и судебных исков по «трансфертным проверкам» является местонахождение ФНС России - г. Москва (ст. 30, 101, п. 14 ст. 105.17 НК РФ, ч. 2 ст. 189 АПК РФ). Таким образом, оспаривание решения налогового органа для компании выразится, как минимум, в существенных расходах.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что цель введения новой главы - снижение затрат государства на обеспечение налоговых поступлений. В случае если с налогоплательщиком не договариваются о применяемых для налогообложения ценах, ему вменено обеспечить «прозрачность» информации по сделкам. Фактически на налогоплательщика частично перекладывается работа по сбору налогов. И от того, как он выполнит эту работу в преддверии проверки, во многом зависит безболезненность ее прохождения.

Активная и пассивная модель поведения компании

Согласно статье 105.15 НК РФ, документация представляется на основании требования налогового органа. Нормы данной статьи позволяют выделить две возможные модели поведения компаний при подготовке к проверке. Рассмотрим их и возникающие при этом последствия.

Первую можно охарактеризовать как пассивную. Налогоплательщик предоставляет только те сведения, которые указаны в пункте 1 статьи 105.15 НК РФ — о себе и о контролируемых сделках. Отметим, что такая ситуация может сложиться и в случаях, если организация перепродает товары только взаимозависимым лицам. При этой модели поведения в налоговый орган не поступает информация о сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится такая проверка, с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При проведении налогового контроля приоритетным методом является метод сопоставимости рыночных цен (подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 105.7, ст. 105.9 НК РФ). Однако в данном случае его применение затруднительно из-за отсутствия общеизвестной информации о сделках, которые можно считать сопоставимыми с учетом конкретных коммерческих и финансовых условий (п. 1, 2 и 4 ст. 105.6, ст. 105.8 НК РФ).

Следовательно, проверяющие выбирают любой другой из перечисленных в главе 14.3 НК РФ метод - удобный для себя. Все методы, кроме приоритетного, основываются на данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности компании и третьих лиц. Таким образом, проверяемую организацию выставляют на одну линию с третьими лицами в данной отрасли, что может сильно повлиять на определение рыночной цены - она может оказаться выше или ниже цены в контролируемой сделке. Компании придется либо соглашаться с выводами налоговиков, либо нести значительные расходы, чтобы их оспорить.

Вторую модель поведения можно обозначить как активную. Она выражается в предоставлении фискальному органу иной информации, возможность чего предусмотрена пунктом 2 статьи 105.15 НК РФ. Под такой информацией понимаются дополнительные сведения, которые не могут быть истребованы у налогоплательщика. Но эти сведения могут содержать данные о самостоятельном применении методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ. Также они могут содержать информацию, подтверждающую правильность сравнения коммерческих или финансовых условий в контролируемых и сопоставимых сделках.

Например, компания совершала сделки с различными контрагентами, среди которых были и взаимозависимые лица. Значит, она располагает возможностью самостоятельно определить приоритетным методом интервал рыночных цен. Это позволит еще до проверки установить, попадают ли в этот интервал цены в контролируемых сделках.

Сведения обо всех заключенных сделках и о расчете интервала рыночных цен в качестве иной информации налогоплательщик и представит в налоговую инспекцию при получении требования. На основании представленных данных налоговый орган будет располагать достаточной информацией для применения метода сопоставимости рыночных цен. В этом случае налоговики не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен (п. 6 ст. 105.6 НК РФ). То есть они применят приоритетный метод. Если налогоплательщик не допустил ошибки в расчетах или при сопоставлении коммерческих и финансовых условий сделок, то претензиям взяться неоткуда.

В 2013 году предоставление дополнительной информации, подтверждающей рыночность цен в контролируемых сделках, не имеет иных плюсов, кроме вышеназванных. Но уже в отношении сделок 2014 года все изменится.

Согласно требованиям статьи 105.3 НК РФ, налогоплательщики должны исчислять налоги по сделкам с взаимозависимыми лицами исходя из сумм, которые были бы получены, если бы сделки были заключены не со взаимозависимыми лицами. Пунктом 1 статьи 129.3 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение этого требования, о чем написано в начале статьи. Однако компании будут освобождены от ответственности по этой статье, если представят в налоговый орган документы, обосновывающие рыночный уровень применяемых цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129.3 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227ФЗ, налоговая ответственность по статье 129.3 НК РФ не применяется за налоговые периоды 2012 и 2013 годов. Но по решениям о доначислении налогов за налоговые периоды, начиная с 2014 года, налогоплательщикам уже грозит штраф. Его сумма увеличивается от 20 процентов (за 2014-2016 годы) до 40 процентов, установленных статьей 129.3 НК РФ. Значит, есть смысл заблаговременно подумать об обосновании применяемых для налогообложения цен и о том, чтобы своевременно предоставить эту информацию налоговому органу.

Как работает метод сопоставимости цен

Суть метода изложена в пунктах 2-6 статьи 105.9 НК РФ. Порядок определения интервала цен зависит от того, информацией о каком количестве сопоставимых сделок располагают компания и проверяющие. Если такая сделка одна, то цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен. Но только в случае, когда коммерческие и финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и финансовыми условиями анализируемой сделки. При наличии информации о нескольких сделках применяется установленный в пункте 3 статьи 105.9 НК РФ алгоритм расчета интервала рыночных цен.

Можно предположить ситуацию, когда на этапе проведения подготовительной предпроверочной работы налогоплательщик выявил отклонение в цене контролируемой сделки от рассчитанного интервала рыночных цен. Тогда можно попытаться заблаговременно скорректировать «ценовой коридор» до необходимого размера, заключив сделку с невзаимозависимым лицом на необходимых условиях. В отдельных случаях это возможно сделать даже задним числом.

Какую информацию будут использовать налоговики

При проведении налогового контроля налоговики используют информацию, перечисленную в статье 105.6 НК РФ. По приоритету использования ее можно разделить на основную (п. 1 ст. 105.6 НК РФ)и дополнительную (п. 2 ст. 105.6 НК РФ).

Сведения о сделках, предоставляемые налогоплательщиками, относятся к основной группе. Но они в перечне видов информации занимают последнее место. А в первую очередь законодатель выделил сведения о ценах и котировках бирж, таможенную и государственную статистику, данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии данных из основной группы налоговики могут использовать дополнительную. Туда входят иные общедоступные источники информации и сведения о налогоплательщике (п. 4 ст. 105.6 НК РФ).

Это надо иметь в виду, подготавливая данные для налоговой проверки. Если по заключаемым налогоплательщиком сделкам цены отличаются от котировочных, биржевых, статистических, необходимо быть готовыми обосновать их. В этом помогут условия сопоставимости сделок. Отметим, что по сравнению с пунктами 3–11 статьи 40 НК РФ начиная с 2012 года существенно расширены признаки сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок. Однако для обоснования отличия уровня «внешних» цен от рассчитанного налогоплательщиком интервала рыночных цен достаточно тех же аргументов, которые приводились при спорах с налоговиками о рыночности цен по статье 40 НК РФ.

К примеру, решения налогового органа о доначислении налога часто подлежали отмене, поскольку не учитывали следующие условия сопоставимых сделок:
• низкие показатели потребительских свойств товара, вызванные неправильным их складированием и хранением (постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.12 № А57-1798/2011);
• количество (объем) товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей (постановление ФАС Уральского округа от 07.06.12 № Ф09-4497/12);
• местоположение квартир, их состояние, планировка, благоустройство и иное (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.12 № А81-4740/2011);
• данные о характеристиках товара, их обременение (залог) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.12 № А11-796/2011);
• характеристика и состав сходных компонентов товара, наличие товарного знака и репутация на рынке товаров (постановление ФАС Центрального округа от 20.12.11 № А14-12623/2010);
• предмет и состав арендной платы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.11 № А43-29360/2010).

Возможные источники информации

Перечень источников информации, который может быть использован налогоплательщиком, Налоговым кодексом не установлен. Фактически назван только один - собственные сделки. Естественно, что в первую очередь компании стоит использовать информацию по совершенным ею сделкам с невзаимозависимыми лицами. Ведь именно на основании этих данных рассчитывается интервал рыночных цен.

Но этой информации может быть недостаточно для обоснования рыночности цен, применяемых в целях налогообложения по контролируемым сделкам. Ведь цены компании по объективным причинам могут отличаться от цен конкурентов. Значит, организация вправе обратиться к иным источникам. Можно использовать те, которые будет применять налоговый орган.

При отсутствии сопоставимых сделок налогоплательщику придется применять любые из иных методов расчета рыночных цен, названных в главе 14.3 НК РФ, помимо приоритетного. Однако легко представить ситуацию, когда для компании сделка единична, но при этом она совершена с взаимозависимым лицом. Метод последующей цены реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли могут оказаться бессильными. Примером такой сделки является реализация объекта основных средств или нематериального актива. Согласно пункту 9 статьи 105.7 НК РФ, если все пять методов не позволяют определить рыночность цены в контролируемой сделке, то налогоплательщик вправе привлечь независимого оценщика для определения объекта оценки в разовой сделке. Под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

В этом случае в уведомлении по сделке, которое нужно будет представить в налоговый орган для проверки, указывается цена, определенная экспертом. В данном случае сложно добиться сопоставимости коммерческих и финансовых условий. Поэтому налоговый орган также не сможет применить ни приоритетный метод, ни какой из иных четырех. И будет вынужден согласиться с оценкой эксперта или привлечь собственного.

Статья подготовлена по материалам журнала «Практическое налоговое планирование».
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль