Как оптимизировать расходы на содержание служебного транспорта

5928
Компании «Юганскнефтегазгеофизика», занимающейся исследованием нефтяных скважин, удалось значительно снизить расходы на ГСМ, которые за год достигли 40 млн рублей. На все машины автопарка, а их у предприятия было 102, установили систему мониторинга транспорта ГЛОНАСС. В результате, уже через полгода после внедрения проекта, расходы снизились на 5,2 млн рублей. Подробнее о том, как избежать неоправданных расходов на содержание автопарка, рассказала Оксана Шевелина, финансовый директор ООО «Юганскнефтегазгеофизика».

Выбор поставщика

Не ошибиться при выборе поставщика для компании было очень важно, поскольку требовалось отследить не только фактический расход на ГСМ, но и отработанное водителями время. Так можно будет получить объективные отчетные данные по этим статьям затрат и исключить возможность любых махинаций, связанных с использованием автотранспорта. Ведь большинство сотрудников получают зарплату по сдельной схеме, а время в пути или на объекте в ожидании работы оплачивается по установленному тарифу. Риск того, что сотрудники могут приписать себе в актах-нарядах фактически не отработанные часы, велик. Именно поэтому пожелания компании к системам мониторинга были такими:

• фиксация времени выезда машины с территории базы и ее возвращения;
• мониторинг нахождения в пути и работы в стационарном режиме на объекте;
• контроль времени, места и объема заправки.

Кроме того, обязательным условием была возможность формирования отчета, где бы указывалось фактически пройденное расстояние и расход горючего ГСМ. Еще одно требование – контроль резких перепадов топлива в баке (для выявления фактов его слива).

Критерии отбора систем

По итогам предварительного тендера компания выбрала четыре организации, представившие приемлемые коммерческие предложения. Для опытной эксплуатации выделили четыре машины (по одной на поставщика), установили на них оборудование, выделили компьютер в офисе под специальное программное обеспечение. Контролировать пилотный проект, сопоставлять списание топлива по путевым листам и по данным показаний системы мониторинга поручили сотруднику, специально нанятому для этих целей. Также в его обязанности входило составление еженедельных отчетов с фиксацией выявленных отклонений и фактов слива топлива.
Программа одного из победивших на первом этапе поставщиков позволяла формировать отчет о скорости движения транспортного средства, в том числе о фактах превышения заданного значения за месяц. И этот отчет мог бы пригодиться на практике. Заказчики «Юганскнефтегазгеофизики» – крупные нефтяные компании, в контрактах с которыми отдельно прописаны условия техники безопасности, в том числе ограничение скоростного режима при передвижении как по трассе до нефтяных месторождений, так и по территории объекта. Нарушение этого режима может грозить крупными штрафами и даже расторжением контракта. А при возникновении спора о фактической скорости движения исполнитель может оперативно проверить данные, полученные при помощи навигационного оборудования.

Тестирование приборов длилось в течение двух месяцев. Один подрядчик не сумел устранить критический сбой в собственном программном обеспечении, а второй – увеличить крайне низкую скорость работы выделенного канала связи. На окончательный выбор повлияло большое количество положительных отзывов и рекомендаций, а также оперативность технической поддержки одного из поставщиков.

Стоимость систем

Компания при проведении тендера получила предложения в диапазоне 250–600 рублей за сопровождение одного прибора в месяц. Ежемесячная абонентская плата начисляется за каждую единицу техники, поэтому некоторые обслуживающие организации устанавливают привлекательно низкие цены на сам прибор ГЛОНАСС и его установку. Но услуги по дальнейшему сопровождению, то есть абонентская плата может оказаться в разы выше, чем у конкурентов. При этом невозможно приобрести систему у одного поставщика, а обслуживаться у другого – предустановленное программное обеспечение не позволит сменить исполнителя. Кроме того, предлагается множество услуг за дополнительную плату, которыми можно воспользоваться по желанию: активация sim-карт мобильного оператора, контроль скорости передвижения транспорта, составления отчетов силами специалистов подрядчика и т.п.

В случае с «Юганскнефтегазгеофизикой» кроме самого блока ГЛОНАСС и модуля GPRS с sim-картой мобильного оператора приобрели и датчики уровня топлива, чтобы можно было контролировать перепады в его расходе. В зависимости от модели прибора (количества топливных датчиков) стоимость варьировалась в диапазоне от 24 до 36 тыс. рублей за единицу.

Итоги внедрения системы

После заключения договора и установки оборудования на все машины автопарка компания приступила к наиболее проблемному этапу внедрения системы ГЛОНАСС – первичному мониторингу отклонений списания по путевым листам от показаний приборов. Уже в первый месяц действия программы были выявлены серьезные расхождения «бумажных» и реальных данных: водители приписали время работы машины в путевых листах, списан больший объем горючего, выявлено несколько фактов слива топлива из баков. В итоге, как оказалось, абсолютное большинство (95%) работников пытались ввести руководство в заблуждение.
В случае с приписками километража и т.п. проблема решалась достаточно просто – путевые листы не принимались к учету и возвращались водителям для исправления, то же самое происходило, когда обнаруживалось несоответствие времени выезда и возврата транспорта на базу.

Пресечь слив топлива сложнее. Выявив факт воровства, компания может обратиться в полицию и лишь по результатам расследования и решения суда взыскать с водителя ущерб. Добровольно, конечно, никто хищение за собой не признает. Но когда в парке работает более 200 водителей, трудно завести уголовное дело почти на всех. Да и доказать кражу сложно, ведь топливо сливается на расстоянии 50–350 км от города, без свидетелей. Как вариант, можно проводить профилактику противоправных действий. Показывать, что компания, несмотря на ухищрения своих сотрудников, выявляет каждый случай мошенничества. Кстати, некоторые водители увольняются сами, понимая, что сливать топливо с рабочей машины станет невозможно.

Сопротивление персонала

В первый месяц работы системы ГЛОНАСС водители, не понимая принципов ее действия, продолжали сливать топливо. Во второй – пойманные на кражах стали искать другие способы для своих махинаций. Например, недоливать горючее в бак (остатки сразу сливать в канистры) или вообще заправлять чужой транспорт, а в путевом листе приводить факт заправки и подтверждать его чеком. В третий месяц многие водители пытались вывести приборы, в первую очередь датчики топлива, из строя.
С вандализмом боролись с помощью статей 232 и 233 ТК РФ (возмещение ущерба), позволяющих удерживать из зарплаты сотрудников сумму причиненного вреда работодателю в размере, не превышающем среднемесячный заработок. Для этого каждый факт выхода прибора спутникового слежения из строя проверяла комиссия с участием штатных специалистов и представителей обслуживающей приборы организации. За работником оставалось право ознакомиться со всеми материалами служебной проверки и обжаловать решение в порядке, установленном ТК РФ.

В условиях длительных работ на объектах, когда специалисты присутствуют там по несколько недель, сменяя друг друга, не получается закрепить за всеми машинами одного или нескольких конкретных водителей. Поэтому в качестве антивандальных мер компания заключает договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК РФ). Хотя, как правило, непосредственный виновник, который по закону обязан возместить потери компании, определяется самой бригадой.
В «Юганскнефтегазгеофизике» не только преследуют водителей за противоправные действия, но и работают над предупреждением преступлений. После установки системы мониторинга каждому работнику автопарка выдали памятку. В ней кратко описываются принципы ее действия, перечисляются контролируемые с ее помощью параметры работы транспорта, а также напоминается об административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности за умышленное причинение вреда имуществу предприятия. Такие памятки выдаются и сотрудникам, принимаемым на работу.

Окупаемость проекта

По предварительным оценкам, экономия на ГСМ должна была составить около 10 процентов, то есть 4 млн рублей в год, а срок окупаемости приборов – 1 год. Однако по истечении нескольких месяцев работы системы результаты заметно превзошли ожидания: при абонентской плате 350 рублей за одну машину экономия расхода топлива составляет в среднем 12–15 процентов (5,2 млн руб. в год). А сам проект окупился за шесть месяцев, а не за год.

Меры безопасности

Будьте готовы к тому, что после установки системы водители машин могут попытаться вывести приборы из строя. Поэтому заранее подготовьтесь к нескольким «показательным» взысканиям ущерба. В качестве напоминания и предупреждения преступлений желательно подготовить краткое описание принципов работы системы, а также перечислить возможные санкции за неправомерные действия работников, и вручить такую памятку каждому сотруднику автопарка.

Статья подготовлена по материалам журнала "Финансовый директор".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль