«Самое сложное — предвидеть рост бизнеса»

1683
Главная сложность — предвидеть рост бизнеса, то есть угадать макроэкономические предпосылки для такого роста.

Интервью с вице-президентом по финансовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Николаем Цехомским

 

«Самое сложное — предвидеть рост бизнеса»

 

— Используют ли аналитики МТС модель оценки стоимости компании? Если да, то в каких случаях?

— Да, используют. Последние пять лет МТС развивается стремительными темпами. Руководство компании должно постоянно принимать глобальные управленческие решения, которые оказывают существенное влияние на стоимость компании. Принимать такие решения без рассмотрения нескольких сценариев развития бизнеса невозможно и они, безусловно, требуют моделирования ситуаций. Среди таких решений на первом месте находится решение о приобретении региональных операторов или строительстве сети с нуля.

— Какие основные параметры оцениваются в модели?

— В нашем случае это параметры, характеризующие стоимость компании сотовой связи, например средний доход от одного абонента (ARPU), стоимость привлечения одного абонента (SAC), капитальные вложения на одного абонента, уровень задолженности к EBITDA и т. д. — всего порядка 25 ключевых параметров. При расчете влияния результатов проекта на стоимость компании для этих показателей задаются определенные границы. Если по нашим расчетам при реализации проекта значения не выйдут за установленные лимиты, то проект выгоден, если же выйдут, то необходима дальнейшая проработка проекта или же отказ от него.

— Каков уровень детализации расчетов?

— Он зависит от значимости проекта. В любом случае используется большое количество предположений, и очень детальная модель может привести к дефициту данных, а очень поверхностная — к существенной погрешности. Талант аналитика заключается в выборе достаточного для принятия верного решения уровня детализации.

— Рассчитывалось ли влияние управленческих решений на стоимость компании до ее выхода на фондовый рынок3?

— До выхода на фондовый рынок в США МТС была локальным московским оператором сотовой связи в стандарте GSM. Компания активно развивалась, и основными факторами ее успеха были разумные инвестиции в инфраструктуру и построение качественной сети с максимальным покрытием и минимальными затратами. Стоимость компании определялась путем сравнения ключевых показателей деятельности с показателями деятельности компании «Вымпелком», которая раньше вышла на фондовый рынок и акции которой котировались в США. Соответственно качество управленческих решений оценивалось исходя из этих ключевых показателей компании.

Само решение о выходе на фондовый рынок было продиктовано изменением стратегии и пониманием менеджментом необходимости экспансии в регионы.

— Что является сейчас самым сложным при расчете денежного потока?

— Первая и главная сложность — предвидеть рост бизнеса, то есть угадать макроэкономические предпосылки для такого роста. Наш бизнес напрямую зависит от благосостояния абонентов, а в России очень трудно предсказать, как будет развиваться конкретный регион в прогнозируемом периоде. Однако в последние годы такая зависимость снижается, поскольку мобильные услуги становятся товарами практически первой необходимости. Во многом развитие нашей компании напоминает эффект снежного кома: чем больше абонентов подключается к сети, тем больше потенциальных пользователей. Проникновение услуг мобильной связи в регионы России остается достаточно низким, и уровень насыщения определить тяжело. Вторая сложность — конкурентная среда, а третья — новые технологии.

В нашем высокотехнологичном бизнесе все очень быстро меняется. Например, мы должны определять, сколько времени будет занимать передача SMS-сообщений по отношению к суммарному доходу на одного абонента или же каковы через три года будут доходы от новой услуги, которая станет технически возможной только через год.

Кроме того, сложно учесть все нюансы государственной политики в области коммуникаций: стоимость лицензий, размер отчислений в специализированные фонды, налоговая политика и т. д.

— Многие финансисты утверждают, что уровень развития бизнеса пока не позволяет им оценивать эффективность управленческих решений с позиции стоимости. Как Вы считаете, при каком уровне бизнеса такая оценка имеет смысл?

— Это зависит, как мне кажется, не от размеров бизнеса, а от темпов роста компании. Сложно оценить управленческую эффективность, когда обороты компании за год увеличиваются в два раза, поскольку непонятно, какие составляющие и в каком объеме влияют на этот рост — управленческие гении или же растущий рынок. Начинать оценивать такие решения нужно, когда у компании появится альтернатива, как распорядиться заработанной прибылью: выплатить дивиденды или же вложить средства в дальнейшее развитие, и это решение не будет очевидным. В этом случае менеджеры должны доказать совету директоров правильность того или иного решения, а лучший судья — время.

Беседовала Анна Нетесова

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль