Проблемная компания. Как ее ликвидировать, не привлекая внимания налоговиков

3627
Бурлаченко Радмила
юрист ООО "Де-Юре"
Вызванные кризисом финансовые трудности настоятельно требуют от группы компаний избавиться от неблагополучного с налоговой точки зрения юридического лица. Решением может стать ликвидация компании без перехода ее прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это позволит избежать потенциально возможных налоговых последствий ее деятельности.

Юристы достаточно редко прибегают к процедуре официальной ликвидации в связи с ее длительностью и потенциальной опасностью назначения выездной налоговой проверки со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с тем, как показывает практика и анализ действующего законодательства, при официальной ликвидации у налоговиков не так много шансов привлечь компанию к ответственности и взыскать недоимку по налогам.

Этапы ликвидации

В соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – закон о госрегистрации юрлиц) ликвидация юридического лица осуществляется в три этапа.

Первый этап – подача в трехдневный срок в регистрирующую инспекцию уведомления о принятии участниками или органом управления компании решения о ее ликвидации. К уведомлению прикладывается соответствующее решение.

Второй этап – подача уведомления о формировании ликвидационной комиссии и промежуточного ликвидационного баланса.

Третий этап – предоставление заявления о ликвидации по форме Р16001, ликвидационного баланса, документа, подтверждающего предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета, а также документа, подтверждающего уплату госпошлины. Регистрирующая налоговая инспекция не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (справок об отсутствии задолженности по налогам, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию и т. п.).

О каждом из вышеназванных фактов регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ, и заявителю выдается соответствующее свидетельство. Нормативный срок внесения указанных записей составляет пять рабочих дней.

Кроме того, ликвидационная комиссия обязана поместить в «Вестнике государственной регистрации» публикацию о ликвидации компании и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Указанная публикация предшествует подаче промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, вся процедура ликвидации должна занимать по времени около двух с половиной месяцев. При соблюдении заявителем всех обозначенных условий регистрирующий орган вносит запись о ликвидации.

Долги по налогам –  не повод для отказа в ликвидации

На практике налоговики предъявляют еще одно требование для внесения записи о ликвидации компании: у нее не должно быть задолженности по налогам и сборам на момент рассмотрения заявления о ликвидации по данным карточки лицевого счета (далее – КЛС) в инспекции по месту учета налогоплательщика. Если же у организации числится задолженность перед бюджетом, налоговики отказывают в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Однако у налогоплательщика есть хорошие шансы оспорить данное решение в судебном порядке, не погашая при этом свою задолженность. По целому ряду дел суды выносили решения, из которых следует, что наличие долгов перед бюджетом не повод для отказа в ликвидации компании. Данная правовая позиция нашла отражение, в частности, в постановлениях Федеральных арбитражных судов Московского округа от 12.02.07 № КГ-А40/13010-06 и Северо-Западного округа от 13.03.07 № А56-55186/2005, от 07.09.05 № А05-12741/04-8.

Пример
Компания обжаловала отказ в госрегистрации в связи со своей ликвидацией. Отказ был мотивирован тем, что у общества имеется задолженность по пеням по налогу на прибыль, не отраженная в ликвидационном балансе. Суд поддержал позицию общества. Он сослался то, что требования кредитора, не признанные ликвидационной комиссией, по которым кредитор не обращался с иском, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Налоговая инспекция не доказала, что ею принимались меры, направленные на взыскание задолженности перед бюджетом. Не смогли налоговики доказать и того, что они заявляли свои требования к обществу в срок, указанный в объявлении о ликвидации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.08 № А42-2627/2007).

Таким образом, если компании отказано в ликвидации в связи с тем, что она не включила в ликвидационный баланс задолженность по налогам, у нее все же имеется шанс оспорить указанное решение об отказе. Но только при условии, что налоговый орган в двухмесячный срок не обращался в ликвидационную комиссию и (или) в суд с требованием о погашении имеющейся задолженности.

Опыт коллеги
В практике Юлии Цуриковой, старшего юриста группы юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам», был аналогичный прецедент: «Мы оспорили решение МИФНС № 46 об отказе в госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Мотив отказа: ликвидационный баланс не отражает сумму фактической задолженности перед бюджетом, что равносильно его непредставлению в регистрирующий орган. Арбитражный суд г. Москвы поддержал нашу позицию, которая основывалась на том, что погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Но все-таки перед процедурой ликвидации лучше провести сверку с налоговой и оплатить задолженность. Задолженность бывает незначительной, но из-за нее ликвидация может затянуться на несколько месяцев».

Вместе с тем в судебной практике встречается и прямо противоположный подход. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.06.08 № А29-7641/2007, который отказался признать недействительным решение инспекции ФНС России об отказе в госрегистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Суд указал, что в представленном в инспекцию ликвидационном балансе не были отражены сведения о наличии задолженности перед бюджетами. Такой ликвидационный баланс, по мнению суда, не считается достоверным.

Данная правовая позиция представляется недостаточно обоснованной, так как она противоречит статье 64 Гражданского кодекса. Но возможность такого исхода стоит учитывать.

Быстрое решение

Закон требует, чтобы в уставе компании была отражена структура и компетенция органов управлния общества и порядок принятия ими решений. Надо ли включать в устав такие свдедения о ликвидационной комиссии?

Указывать в уставе сведения о компетенции ликвидационной комиссии не нужно. В отличие от других органов юридического лица у нее нет собственной компетенции. Дело в том, что полномочия по управлению делами хозяйственного общества изначально закрепляются за его органами управления (общим собранием акционеров или участников, советом директоров, единоличным исполнительным органом). С момента назначения ликвидационной комиссии полномочия этих органов переходят к ней в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Выездная проверка

Основные опасения налогоплательщиков в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица вызывает возможность проведения выездной налоговой проверки, которая может выявить задолженность перед бюджетом. Но если сопоставить нормы закона о госрегистрации юрлиц с положениями Налогового кодекса, становится очевидно, что налоговые органы просто не смогут уложиться в сроки, регулирующие проведение выездной проверки. Ведь для того чтобы у ликвидируемой организации в карточке лицевого счета отразилась недоимка, необходимо, чтобы решение по результатам выездной налоговой проверки вступило в законную силу.

Чтобы пояснить это утверждение, суммируем все сроки, императивно предусмотренные при проведении выездной проверки:
– предоставление документов по требованию налоговиков – 10 рабочих дней (кроме того, документы можно направить почтой, это плюс еще два-три дня);
– представление возражений на акт выездной налоговой проверки – 15 рабочих дней (если акт не получать лично, то налоговый орган направит его почтой, а это еще шесть дней);
– подготовка решения по результатам выездной налоговой проверки – 5–10 дней;
– апелляционное обжалование решения по результатам выездной проверки в вышестоящий налоговый орган – 10 рабочих дней (срок обжалования) плюс еще от одного до полутора месяцев на рассмотрение жалобы (до момента рассмотрения жалобы решение не вступит в законную силу).

Таким образом, выездная проверка займет больше двух с половиной месяцев. А между тем мы не брали в расчет сроки непосредственной проверки представленных налогоплательщиком документов, которые, конечно, не могут составлять менее одного месяца с учетом проведения встречных проверок и направления запросов в банки.

Опыт коллеги
Своим опытом ликвидации проблемных компаний делится Константин Баев, юрист юридической группы PRINCIPIUM: «При правильных действиях проверяемого налоговый орган (при отсутствии соответствующего “рвения”) не успеет заявить свои требования в суд в качестве кредитора до составления ликвидационного баланса. Следовательно, такие требования погашаются (ст. 64 ГК РФ). Но необходимо иметь в виду, что выплата кредиторам третей и четвертой очереди (выплаты в бюджет, внебюджетные фонды и прочим кредиторам) производится по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Это означает, что при наличии кредиторской задолженности перед указанными лицами общий срок ликвидации увеличивается как минимум до трех с половиной месяцев. Это повышает шансы налогового органа успеть заявить требования до составления ликвидационного баланса. Полагаю, что для сокращения сроков ликвидации желательно оплатить задолженность перед кредиторами третей и четвертой очереди сразу после составления промежуточного ликвидационного баланса. Кроме того, на этом основании налоговый орган не сможет отказать в регистрации ликвидации компании. Судебная практика, опровергающая данный вывод, отсутствует».

Путем нехитрых арифметических подсчетов приходим к выводу, что налоговый орган не сможет назначить и провести проверку в сроки, предусмотренные для проведения процедуры ликвидации (примерно два с половиной месяца). Из чего следует вывод, что даже после того, как налоговики, получив уведомление о предстоящей ликвидации, назначат выездную проверку, учредители успеют официально ликвидировать компанию еще до завершения этой проверки.

При «смене прописки» время работает на налогоплательщика

Но как быть, если задолженность по налогам у организации числится уже на момент принятия решения о ликвидации? Тогда у компании есть два варианта действий. Первый из них мы описали выше – оспорить в судебном порядке решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. Второй вариант – поменять «прописку» организации.

Вариант со сменой адреса основан на том, что инспекция, в которую поданы документы на ликвидацию юрлица, запрашивает о наличии за этим юрлицом недоимки только ту инспекцию, где оно состоит на учете на момент запроса. Если недоимки нет, юрлицо ликвидируется. Поэтому, чтобы налоговики не обнаружили задолженность, перед началом процедуры ликвидации компания встает на учет в другую налоговую инспекцию. В результате, даже если недоимка и числилась за ней в прежней инспекции, в новую инспекцию эти данные будут переданы не скоро.

Сроки передачи данных карточки лицевых счетов зависят от технической возможности конкретных инспекций. Так, например, в Санкт-Петербурге есть инспекции, где вопрос приема данных, так называемого электронного контейнера, не решен до настоящего момента. И при переходе организации в такую инспекцию данные по уплате налогов и наличию недоимок за предыдущие периоды не появляются в КЛС в связи с техническими проблемами.
Если же организация «переедет» из одного региона в другой, передача карточки лицевых счетов гарантированно будет небыстрой (если вообще произойдет). Компьютерные сбои при проведении этой процедуры не редкость.

Возможные осложения

Юлия Цурикова, старший юрист группы юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам», считает, что на практике срок процедуры добровольной ликвидации даже без учета налоговой проверки может оказаться гораздо больше, чем три месяца.

«Во-первых, организация обязана дать публикацию в “Вестнике государственной регистрации” о принятом решении. А это может занять около двух недель: если подать объявление до среды текущей недели, то оно выйдет только в следующую среду.

Во-вторых, в Москве, например, МИФНС № 46 будет ждать ответа от территориальной налоговой инспекции, в которой состоит на учете ликвидируемая компания, о наличии у нее задолженности перед бюджетом. Единственным способом сократить этот срок является обращение в суд, но организации редко к нему прибегают.

Кроме того, практика показывает, что до завершения налоговой проверки регистрирующий орган не вынесет положительного решения по ликвидаци только при смене инспекции в рамках одного города: «При “переезде” из одного региона в другой налоговая по новому местонахождению не поставит организацию на учет без получения файла выгрузки из налоговой, в которой организация состояла на учете. А без постановки на учет ликвидация организации невозможна».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль