Трое на одного. Почему для Sky Express конкуренты страшнее кризиса

963
Савин Алексей
корреспондент журнал "FD"
Компания Sky Express по итогам года зафиксировала убыток. Но финансовый директор бюджетного авиаперевозчика Равиль Насыбуллов спокойно относится к такому результату. Проблемы не конкретно в предприятии, а в отрасли, которая сегодня убыточна по всему миру. Однако 2009 год может стать для отрасли как временем тяжелых потрясений, так и эпохой роста, несмотря на всеобщую стагнацию

У многих авиаперевозчиков большой кредитный портфель. Платить по долгам придется в самое ближайшее время, а вот привлечь финансирование практически невозможно. Как ни парадоксально, но на фоне проблем с заемными средствами, а также нешуточных скачков цен на авиакеросин и роста себестоимости услуг ключевые игроки рынка ввязались в ценовые войны в борьбе за рынок. Растущие убытки и кредиторская задолженность перед аэропортами, вопреки ожиданиям, не отрезвляют противоборствующие стороны. Финансисты компаний твердо верят, что главные кредиторы – аэропорты и топливозаправочные компании – не дадут обанкротиться тем, кто приносит им работу и деньги, ни при каких условиях, а ситуация, сложившаяся с Air Union, скорее исключение из правил. О специфике крылатого бизнеса и финансовых перипетиях Sky Express в 2008 году FD рассказал финансовый директор компании Равиль Насыбуллов.

Равиль Насыбуллов

Возраст:
29 лет.
Образование: Ульяновский государственный технический университет, специальность – информационные системы в экономике.
Карьера: с 2002 года в авиакомпании «Волга-Днепр», с 2004-го – авиакомпания AirBridge Cargo, с 2006-го – авиакомпания Sky Express.

Для многих российских авиаперевозчиков 2008 год был непростым. Как финишировала Sky Express?

Если говорить об операционных показателях, то в 2008 году среднее количество самолетов в парке составило девять машин – Boeing 737–300/500. А в 2007 году их было лишь семь. Исходя из этого, за 2008 год будет перевезено более 1 млн пассажиров, что само по себе немалый результат для нас. За 2007 год пассажиропоток составил 674 тыс. человек, то есть компания выросла на 52 процента по пассажирообороту. Средняя занятость в этом году у нас чуть-чуть похуже – на 1,5 процента по сравнению с предыдущим отчетным периодом. А вот показатель предоставляемой на рынке емкости вырос на 66 процентов. Причем под конец года регулярных перевозок у нас стало даже меньше – где-то на 14 процентов, чем было раньше. Часть рейсов отдали под чартер – они выгоднее регулярных. Ведь в случае с чартером вся емкость самолета (132–148 мест) выкупается полностью, нет необходимости думать о загрузке салона и нести потери, если рейс уходит наполовину пустой. Заполнение самолета становится задачей туристической компании. Нам же тур¬оператор выплачивает фиксированную сумму.

Также у нас выросли операционные показатели в абсолютном выражении, но несколько снизилась интенсивность эксплуатации воздушных судов. Это связано с тем, что больше судов было направлено на техническое обслуживание. В 2007 году воздушные суда приходили к нам после всех обязательных по договору операционного лизинга ремонтов, а в этом году подошел срок очередного технического обслуживания. Причем надо учитывать, что Sky Express достаточно резко набрала количество машин. Если в 2007 год мы вошли с одним самолетом, то к началу 2008 года их было уже девять, а в начале 2009 года ожидаем десятый самолет. Он уже законтрактован, но не определена точная дата его прибытия.

Каковы финансовые результаты деятельности компании за год?

Выручка компании в этом году составит порядка 115 млн долларов без НДС. При этом год компания заканчивает с увеличившимся убытком, несмотря на то что обороты бизнеса выросли.

Причины просты. У нас самолеты не загружаются в полном объеме. Средняя загрузка составила по итогам работы за 11 месяцев 2008 года порядка 62,5 процента. Это ниже, чем у других крупных авиакомпаний. На это влияют несколько факторов. Несмотря на то что нам удается поддерживать достаточно низкие цены, так как мы бюджетный авиаперевозчик и изначально компания позиционировалась именно так, наши основные конкуренты «Сибирь», UTair, «Аэрофлот» сильно демпинговали на тех направлениях, по которым мы летаем. Чтобы их пассажир не ушел к нам, они постоянно держали среднюю стоимость билета на сопоставимом с ценами Sky Express уровне. Может быть, лететь с конкурентами и выходило чуть дороже, чем с нами, но тем не менее им это позволило удержать своих клиентов. По сравнению с традиционными авиакомпаниями у нас есть только одно конкурентное преимущество – цена. И этого преимущества наши конкуренты постарались нас лишить. Возможно, они делали это даже в убыток себе. Хотя скорее всего наши конкуренты отыграли потери на других направлениях авиаперевозок, где выступают монополистами.

Другой негативный фактор, сыгравший против нас, – самолеты Sky Express летают нерегулярно. Необходимо признать, что задержки рейсов случаются довольно часто. Порядка 70 процентов рейсов ходит по расписанию с задержкой максимум в 15 минут, 83 процента – с опозданием в пределах часа (в том числе пятнадцатиминутные задержки), а 17 процентов – более часа. Особенно это касается рейсов на Санкт-Петербург. Такие опоздания очень болезненны. Деловой человек летит к определенному времени, и для него опоздать на час неприемлемо. Поэтому загрузка рейсов на Санкт-Петербург у нас составляет немногим больше 50 процентов. При этом у нас хорошая наполняемость на Екатеринбург, Челябинск, Сочи, Мурманск, Калининград. Там мы пришлись ко двору. А вот Пермь, Самара, Ростов-на-Дону демонстрируют не очень хорошие показатели по загруженности.

Некоторые покупатели предпочитают переплатить за билет, но быть уверенными в точном соблюдении графика.
Задержки рейсов плохо сказываются на спросе.

Sky Express

Год основания:
2006.
Сфера деятельности: авиаперевозки.
Ключевые собственники: ЕБРР, инвестиционный фонд «Алтима», Б. Абрамович, физлица – частные инвесторы.
Основные цифры: на конец ноября 2008 года включает в парк девять воздушных судов «Boeing 737–300/500». Совершает полеты в направлении десяти крупнейших городов России, чартерные перевозки. Численность компании – 450 человек.
События компании: в ноябре 2006 года компания получила самолет, в январе 2007-го был выполнен первый рейс. За 2008 год компания перевезла более 1 млн пассажиров.

В чем причина опозданий рейсов?

У нас был изначально прицел на то, чтобы максимально эффективно использовать самолеты. Соответственно расписание для рейсов составлялось таким образом, чтобы полностью загрузить имеющийся парк. Резервные воздушные суда при таком графике отсутствуют. В итоге любая задержка срабатывает по принципу домино. В авиаперевозках это называется задержками по прибытии или веерными задержками. Самолет, выполняющий рейс, к примеру Москва–Санкт-Петербург, и опаздывающий по техническим или погодным причинам, автоматически опаздывает на следующий рейс. Другими словами, если он вернулся с трехчасовой задержкой из Москвы, то и в Ростов он вылетит с тем же опозданием. Резервного самолета и запаса времени просто нет. В ряде случаев нам приходилось привлекать сторонние авиакомпании, чтобы их машины вылетели по нашим рейсам. Бывает и наоборот, когда мы выполняем за кого-то рейсы, но это случается реже.

Более того, как я уже говорил, часть машин, выбывших из парка, была направлена на техническое обслуживание. В результате по расписанию, составленному на семь-восемь машин, приходилось летать пяти-шести самолетам. Да и плановые ремонты существенно растянуты по времени. В наш базовый аэропорт Внуково летает из Германии только один рейс – из Гамбурга, авиакомпания German Wings. Именно из Германии нам поставляют запчасти для наших воздушных судов. Там расположен склад запасных частей нашего основного провайдера технического обслуживания Lufthansa Technik. Но German Wings не возит запчасти. Если у нашего самолета вышел из строя какой-нибудь блок, приходится заказывать запасные части в Германии – из Франкфурта везти в Шереметьево или Домодедово. Там ввозимая деталь оформляется в режим «внутритаможенный транзит». Из Шереметьева деталь перевозится во Внуково, растаможивается, устанавли-вается на самолет, а дальше мы занимаемся вывозом неисправного блока. В дополнение ко всему наш провайдер таможенного и технического обслуживания «ВАРЗ-400» пока далек от высокого уровня сервиса. Они, конечно, стараются, но бывают ситуации, когда у их людей просто не хватает опыта и квалификации. Итог всего перечисленного – затяжные ремонты и необходимость привлечения дополнительных специалистов из-за рубежа в помощь «нашему брату».

Кризис как-то повлиял на результаты компании?

Единственное, на чем сказался кризис для Sky Express, так это на пассажиропотоке. Что характерно для пассажироперевозок? Они растут или снижаются с неким опережающим коэффициентом по отношению к ВВП. Сейчас ВВП по году очень сильно провалился, последний, четвертый, квартал съел рост первых трех. И серьезный спад пассажиропотока еще впереди.

Я не могу сказать, что кризис напрямую повлиял на финансовое состояние нашей компании. У Sky Express нет никаких существенных заимствований ни на российском, ни на западном рынке. Все средства предоставлялись акционерами, частично как вклад в уставный капитал, частично в форме займов. У Sky Express нет каких-либо коротких пассивов, по которым пришлось бы отвечать сейчас. Даже если бы мы очень захотели получить кредит в банке, нам бы просто его никто не дал. У компании нет залоговых активов.

Единственные банковские продукты, которыми мы пользуемся, – это гарантии и аккредитивы. Банковскую гарантию мы предоставляем нашим поставщикам запчастей, – таково условие договора, который предусматривает для нас отсрочку платежа. Аккредитивы мы приме-няем в работе с арендодателями наших машин. Каждый договор аренды воздушных судов, как правило, предусматривает уплату депозита в размере трехмесячной арендной платы. Эти депозиты мы по соглашению с арендодателем заменили безотзывными аккредитивами, для того чтобы не отвлекать средства из оборота.

В итоге у компании структура баланса близка к идеалу, если нет банковских кредитов?

Увы, все совсем не так. Кредитов от банков нет, но кредиторская задолженность компании очень большая. В основном это задолженность перед аэропортом Внуково за потребленные услуги и топливо. Изначально были договоренности с аэропортом о том, что он нас поддерживает и предоставляет нам товарные кредиты. Но тенденция роста задолженности не радужная. И самый главный вопрос – как будет изменяться эта «кредиторка» в будущем?

По факту компания второй год работает в убыток. Причем он имеет тенденцию к увеличению из-за того, что растут объемы нашего производства. Фактически наращивая объем производства, поскольку мы в летний и осенне-зимний периоды с трудом окупаем прямые издержки и расходы на владение воздушными судами.

Вы предполагали такое развитие событий?

В бизнес-плане компании все было не так. На нулевой финансовый результат должны были выйти в этом году. Вполне реальный сценарий, но для этого нужно было загружать самолеты минимум на 75–80 процентов при средней цене билета 125 долларов без НДС. Не выполнилось ни первое условие, ни второе. Помешали конкуренты – развязали ценовые войны. К тому же мы были чуть хуже по регулярности.

Чем еще запомнился 2008 год для Sky Express?

Был непростой конфликт с Федеральной таможенной службой, которая начислила нам штраф на сумму 1,2 млрд рублей. На это ушло немало времени и сил.

Объясню. Существуют различные таможенные режимы нахождения товаров на территории РФ. Мы используем режимы временного ввоза и переработки. Когда мы ввозим самолет, мы вынуждены декларировать его как товар, а не как транспортное средство. Транспортное средство по нашему «прекрасному» законодательству может быть признано таковым, если оно выполняет перевозки за рубеж или за рубежом. У нас все рейсы внутри страны. В итоге самолеты мы эксплуатируем в режиме временного ввоза. Для того чтобы поставить запчасть на самолет, который сломался, неисправную деталь сначала нужно деинсталлировать. При этом самолет переводится в режим переработки, эксплуатировать его, по мнению таможенников, нельзя. Однозначного запрета на эксплуатацию нет, но они трактуют эти нормы именно так. Причем самолет должен стоять до тех пор, пока ты не предъявишь таможеннику грузовую таможенную декларацию, из которой следует, что неисправная деталь вывезена с территории РФ. Ввоз запчасти, прохождение таможенных процедур по ней, ремонт, вывоз неис-правной детали – все это требует немало времени.

Суть претензий была в следующем: мы начинали летать еще до того, как вывозили деинсталлированную деталь. Компания даже плати-ла все необходимые пошлины по самолетам, хотя в режиме переработки они освобождаются от этого. В первых двух инстанциях мы дело проиграли. Кассация отменила определение таможенных органов о возбуждении административного дела – и мы избежали штрафа. На этом все прекратилось. Но теперь таможня нас проверяет с особым рвением, так как напряженность в отношениях сохранилась.

Какие ожидания от 2009 года? Удастся кардинально изменить ситуацию?

Есть несколько возможных сценариев развития событий. Абсолютно ясно, что, для того чтобы компания жила и развивалась, необходимы финансовые вливания со стороны акционеров. Сейчас идет речь о предоставлении компании средств в размере 20 млн долларов. Но вопрос этот пока до конца не решен. Плюс активно обсуждается вход в компанию аэропортового комплекса Внуково. Это публично было анонсировано господином Ванцевым, который приобретает до 40 процентов акций Sky Express. Внуково напрямую заинтересовано, чтобы Sky Express жила и процветала, даже несмотря на то, что бизнес в текущий момент убыточен.

Причина проста: аэропортовый комплекс и авиакомпания – неотделимое целое. На чем зарабатывает Внуково? На продаже топлива (самый большой объем по обороту), аэропортовом обслуживании, а также на ремонтных услугах, оказываемых «ВАРЗ-400». Сюда же стоит отнести много сопутствующих сервисов, как, например, кейтеринг и т. д. Пока топливозаправочная компания, аэропорт, ремонт-ный завод в плюсе, это выгодно. Как только не будет авиакомпании, у всех этих предприятий не будет бизнеса. Получается, что доход-ность авиаперевозчика перераспределяется на аэропортовый комплекс. Но если авиакомпанию убрать, обанкротить, то и у них не станет ни работы, ни денег, ни прибыли.

Мы во Внукове – третий крупнейший перевозчик, а первое и второе места принадлежали UTair и «Атлант Союзу». Сейчас в «Атлант Союз» влились компании бывшей Air Union, плюс создан большой неповоротливый гигант «Авиалинии России». Весь смысл привлечения во Внуково обанкротившихся компаний – увеличение пассажиропотока, номинированного в рублях. К сожалению, в авиаиндустрии сложилось так, что перевозчику от собранных денег остается самый минимум.

Конгломерат авиаперевозчика и аэропорта – это вся квинтэссенция нашего бизнеса. Причем ситуация парадоксальная. С одной стороны авиакомпания убыточна, с другой – она генерирует доходность для всех обслуживающих компаний. Если существуют убыточные авиа-компании, значит, это кому-нибудь надо. Надеюсь, меня простит Владимир Маяковский за вольную трактовку его слов применительно к авиабизнесу. Хочу добавить, что авиакомпания нужна еще и пассажирам, и идея Sky Express заключается в продвижении на рынок недоро-гой авиаперевозки.

Вы уже утвердили бюджет на 2009 год?

Да. В своей работе мы используем финансово-экономическую модель и корректируем ее в соответствии с опубликованным расписанием рейсов два раза в год: на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Как только составлено расписание – а на первую половину 2009 года оно уже готово, – мы сразу четко представляем бюджет. И вряд ли 2009 год порадует какими-то приятными сюрпризами. Скорее всего будет убыток. Драматического спада не произойдет, но снижение будет – таков мой личный прогноз. Хочется надеяться, что ничего не изменится и мы сохраним достигнутые операционные показатели. Но я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Будет нормальное снижение рынка. Возможно, какие-то авиакомпании выйдут из игры, но это маловероятно. Скорее мы увидим консолидацию и укрупнение авиаперевозчиков, как это произошло с «Авиалиниями России».

Снижение цен на нефть скажется на вашей отрасли?

Сегодня цены на авиационный керосин вернулись к уровню декабря прошлого года. При этом цена нефти на 30 процентов ниже, чем в том же декабре. В России есть очень нехорошее явление. Стоимость топлива для самолетов слабо увязана с ценой нефти. На протяжении 2008 года авиакеросин рос до мая, а потом вернулся к уровню декабря и пока замер. Что будет дальше, гадать не берусь. Возможно, что пока цена на керосин существенно не упадет, так как топливозаправочные компании пока продают свои остатки, которые были закуплены еще по старым расценкам. Опять же, есть надежда на ФАС, которая уже предпринимала попытки образумить продавцов топлива.

Кстати, есть мнение, что в следующем году авиация может подняться. Представьте, пассажиропоток снижается на 10 процентов, это вполне реально. Но цены на нефть упали на 40 процентов, а значит, можно ожидать и снижение стоимости авиационного керосина. В итоге снижение выручки будет компенсировано еще большим снижением переменных затрат.

Плюс еще пять вопросов

Как вы относитесь к инициативе государства поддержать авиакомпании?

Был такой момент. У нас даже запрашивали какую-то информацию. Но я не верю в подобные проекты. Мне непонятен механизм и неясно, что будет использоваться в качестве обеспечения. Более того, большой вопрос, зачем все это делать. Зачем на деньги налогоплательщиков спасать какой-то частный бизнес. Спасение утопающих только ради того, чтобы они заново утонули, бессмысленно.

Боитесь летать?

Я в авиации уже шесть лет. До этого работал в авиакомпании «Волга–Днепр», затем в ее дочернем подразделении AirBridge Cargo – регулярные грузовые перевозки. Летал в своей жизни очень много и совершенно не боюсь. Каждому свое: если суждено погибнуть на земле, то совершенно точно, что этого не произойдет в небе.

О чем пожалели, когда пришли на работу в Sky Express?

Пожалел о незаконченных проектах на предыдущем месте работы, где я переводил финансовую и учетную функции в новое юридическое лицо. Там нужно было настраивать информационную систему на базе SAP. Мне все это было очень интересно и обидно, что не доделал. На тот момент мне показалось, что работа в Sky Express перспективнее – лучше должность, больше компенсационный пакет.

Как обстоят дела у конкурентов?

У всех несладко – отрасль убыточна. Первой жертвой сложившейся ситуации стала Krasair. В мире убытки авиакомпаний ожидаются на уровне около 5 млрд долларов. И в России ситуация ничуть не лучше, чем за рубежом. Рост цен на топливо съел доходность авиакомпаний.

Что вы чувствовали, когда узнали о попытке захвата самолета Sky Express?

Очень неприятный случай. Человек был психически нездоров. По факту никакой угрозы пассажирам. Честно говоря, мне остается только сожалеть об этом инциденте. Хотя он доставил массу неприятностей пассажирам, компании, всем.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль