Как бысто погубить компанию. Смертельно опасные ошибки

1419
Дормидонтова Снежана
корреспондент FD
В условиях кризиса ликвидности финансовый директор не имеет права на ошибку. Поспешные и непродуманные действия могут обернуться для компании банкротством. Какие решения в эпоху кризиса считаются недопустимыми?

На чем основаны стратегии преодоления кризиса большинства компаний? Сокращение расходов, а вернее выплат живыми деньгами, отказ от запланированных и даже начатых инвестиционных проектов, запрет любых публикаций, связанных с компанией, в которых упоминается слово «кризис».

С одной стороны, такая позиция абсолютно верна, с другой – проблемы скрываются в деталях, и под программу сокращения издержек могут попасть жизненно важные направления деятельности, что только усугубит и без того непростое положение компании. Приведем несколько вредных советов, которые помогут в кратчайшие сроки превратить стабильное предприятие, которое испытывает некоторые трудности с финансированием, в банкрота.

1. ЗАЩИТИТЬ ПРИБЫЛЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Рентабельность компании – один из ключевых показателей деятельности, за выполнение которого несет ответственность в том числе и финансовый директор. Сегодня стремление любой ценой удержать рентабельность как минимум на уровне прошлого года может быть опасно для бизнеса.

«Сейчас мы активизировали работу с нашими подрядчиками и субподрядчиками. По моему мнению, затраты на их услуги без ущерба для бизнеса могут быть снижены на 25–30 процентов. Причем подрядчики довольно спокойно относятся к этому и понимают необходимость подобных мер c нашей стороны. Аналогичные переговоры и работы идут с поставщиками. Кстати, материалы уже начали дешеветь.

Стоимость металла, например, удалось снизить на 30 процентов», – говорит Дмитрий Луценко, член совета директоров «Миракс Групп», курирующий финансовые вопросы корпорации. Подобной логики придерживаются сегодня многие, и отказ пойти на уступки, чтобы удержать рентабельность бизнеса, может означать потерю покупателя. Да, снижение рентабельности не самая лучшая тенденция, но в краткосрочной перспективе от этого не погибла ни одна компания, а вот отсутствие живых денег может в мгновение ока превратить предприятие в банкрота.

2. ЭКОНОМИТЬ НА ТОМ, ЧТО ПРИНОСИТ ДЕНЬГИ

Сегодня первые места в рейтинге сокращаемых статей затрат занимают расходы на маркетинг и рекламу. Эти сведения подтверждают и многие рекламные агентства, заявляющие о том, что рекламодатели отзывают уже выделенные бюджеты и пересматривают в сторону уменьшения рекламу на первое полугодие 2009 года. Подобные решения вполне оправданы, если речь идет, например, об имиджевой рекламе. Но если компания практически прекращает рекламировать свою продукцию, экономя средства, это прекрасный повод для снижения выручки со всеми вытекающими из этого последствиями.

В качестве подтверждения можно привести опыт мебельного концерна «Катюша». Группа не стала экономить на рекламе своей продукции и в результате получила хорошую отдачу и новых клиентов, в то время как многие крупные конкуренты побоялись рекламироваться, считая это неоправданной тратой денег. Итог – снижение количества постоянных покупателей, что вполне понятно в условиях кризиса, но самое главное – иссяк приток новых клиентов, за счет которых предприятия могли бы компенсировать снижение выручки (подробности читайте в статье «Вячеслав Гвоздев планирует заработать, когда почти все теряют»).

«Если предприятие прекратит рекламную кампанию и сократит PR-бюджет, в дальнейшем она может потерять существенную долю рынка. Рекламные вложения даже в условиях кризиса себя оправдывают, кроме того, репутационная составляющая, которая особенно важна в сегодняшних условиях, обеспечивается прежде всего работой PR-службы», – считает Тамара Касьянова, генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации».

Другая крайность – масштабные сокращения персонала, которые сегодня не практикует только ленивый. Действительно, избавиться от лишних кадров вполне логично. Компания экономит на фонде оплаты труда, социальных отчислениях, косвенно на аренде офисных площадей, электроэнергии и т. д. Проблема в том, чтобы лишними не стали те сотрудники, которые действительно приносят деньги в компанию (подробности читайте в статье «Сокращение штата. Когда легкая экономия приносит нешуточный урон»). Сокращение этих специалистов может сказаться уже через месяц снижением выручки.

Олег Мосеев, финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр», о правилах работы с поставщиками в эпоху кризиса:
«Не отвечать на вопросы поставщиков о задержках платежей – худшая стратегия, которую только можно придумать. Если подобное войдет в практику, сложно будет отыскать тех, кто доверит вам деньги»

3. УСТАНОВИТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЛОКАДУ

Тем, кто стремится создать себе и компании максимум финансовых проблем, можно рекомендовать никак не комментировать сложившуюся ситуацию: ни внутри компании, ни в прессе. Почему это поможет превратить компанию в банкрота? Отсутствие какой-либо информационной поддержки со стороны топ-менеджмента вовсе не означает, что о проблемах в компании не станет известно оставшимся сотрудникам.

«В условиях неопределенности и явных признаков финансовых проблем компанию могут покинуть лучшие сотрудники. В результате вы останетесь с теми, кто никому не нужен и старается тихо пересидеть кризис, не высовываясь и не принимая важных решений», – говорит Олег Мосеев, финансовый директор группы компаний «АвтоСпецЦентр».

О проблемах компании, будь то сокращения или какие-то задержки выплат, наверняка станет известно и прессе – об этом как минимум можно будет узнать из интернета. И если руководство не прокомментирует ситуацию, это вызовет настороженное отношение ваших поставщиков и банков, с которыми работает предприятие. Другими словами, с высокой степенью вероятности ни те, ни другие не согласятся кредитовать компанию.

Ситуацию можно еще больше усугубить, если задерживать выплаты вашим поставщикам и никак не реагировать на их требования прояснить ситуацию. О будущей работе с ними на условиях отсрочки платежа можно будет забыть. А стремительное сокращение кредиторской задолженности неизбежно приведет к дефициту средств в обороте.

«Восстановить прежнюю репутацию после кризиса будет очень сложно, если компания пытается «нажиться» на своих контрагентах. Да и переждать кризис, выбрав такую стратегию, будет проблематично: ведь и поставщики сегодня крайне чувствительны к задержкам платежей. Вряд ли они второй раз доверят деньги тому, кто уже однажды не выполнил свои обязательства и всячески уклонялся от ответа», – считает Олег Мосеев. Большинства проблем удастся избежать, если разъяснить ситуацию и при необходимости составить график погашения задолженности.

4. СОБЛЮДАТЬ РЕГЛАМЕНТ ВО ВСЕМ

Компания с высокой степенью вероятности столкнется с серьезными финансовыми трудностями, если не внесет никаких поправок на кризис в сложившуюся практику принятия решений. Например, на многих предприятиях разработаны регламенты согласования платежей, в которых установлены сроки для каждого подразделения или руководителя. Ошибкой будет позабыть внести поправки в эти документы.

Другая крайность – отдать сколько-нибудь значимые решения на откуп рядовым исполнителям. «Сегодня непозволительно без согласования с руководством (в лице финансового или генерального директора) заключать контракты, договариваться о поставке товара, оказании услуги или чего-либо другого – всего того, что будет означать для компании какие-либо дополнительные расходы, не связанные с первоочередными неотложными нуждами», – говорит Екатерина Демьянова, финансовый директор компании «Интеркомп».

5. ВЕРИТЬ В НАДЕЖНОСТЬ БАНКА

Банковская система РФ сегодня переживает не лучшие времена. Хотя ЦБ и не обещает массовых банкротств и отзыва лицензий у мелких и средних банков, многие финансовые директора сходятся во мнении, что некоторым банкам все же не суждено пережить финансовый кризис. И если вы хотите, чтобы средства компании надежно застряли на расчетном счете банка, нужно придерживаться нескольких простых правил:
– при задержке осуществления расчетно-кассовых операций банком верить на слово в то, что причина в «сбое информационных систем и уже завтра все будет хорошо»;
– иметь только один расчетный счет в небольшом банке.

6. ПОЗАБЫТЬ О ДЕБИТОРАХ

Еще один верный способ поставить бизнес под удар – не вносить корректировки в устоявшиеся правила работы с дебиторами. Другими словами, позабыть пересмотреть сроки предоставления отсрочки платежа, не предлагать контрагентам скидки за досрочное погашение задолженности, а ведение отчетов по состоянию дебиторской задолженности возложить на бухгалтерию.

Чтобы избежать проблем с ростом неплатежей от ваших контрагентов, необходимо скорректировать скоринговую систему компании. Другими словами, ужесточить требования к покупателям, которым предоставляется возможность получить продукцию с отсрочкой платежа. Повысить бонусы менеджерам по продажам за собираемость дебиторки. Ввести систему отчетов, из которых можно будет четко отследить сроки просрочки платежа в разрезе контрагентов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль