«Автомир» запускает конвейер по штамповке дочерних компаний

900
Истомахина Мария
корреспондент FD
Минимум десять новых дочерних компаний в год – таковы амбициозные планы группы «Автомир». Свой универсальный рецепт создания новых «дочек» холдинг отработал до мелочей, открыв 27 торговых комплексов

По оценкам экспертов автомобильному рынку осталось расти 5–6 лет, при этом основной рост приходится на регионы. Поэтому главная стратегия группы компаний «Автомир» – построение федеральной сети дочерних компаний, формирование максимально широкого портфеля марок продаваемых автомоб илей, а также расширение сервисной деятельности. Сегодня компания состоит из 27 автосалонов, причем 17 из них – в Москве и лишь 10 – в регионах. Но к 2010 году «Автомир» планирует кардинально изменить сложившуюся практику и сделать основной упор на регионы, доведя общее количество автосалонов до 70.

ДВА КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСА

Самый важный вопрос, на который нужно ответить, прежде чем создавать дочернюю компанию, где она будет расположена? Ключевую роль в принятии такого решения играет численность населения в том или ином регионе. Именно этот показатель определяет уровень платежеспособного спроса на автомобили. Методом проб и ошибок в «Автомире» вывели свой норматив – не менее 300 тыс. человек.

Чтобы определиться с местом для «дочки», нужно не только посчитать деньги в «карманах населения», но и заручиться одобрением производителей. Зачастую они предъявляют достаточно жесткие требования к расположению автосалона, в котором будут продаваться их машины. Порой поставщики хотят от дилера, чтобы автосалон располагался на центральной улице и даже «был отчетливо виден из разных концов города».

Кроме того, производитель контролирует, чтобы в районе не было другого дилера по этой же марке автомобиля. «Если производитель подписал контракт с одним продавцом, то у другого дилера, расположенного поблизости, нет никаких шансов подписать контракт на ту же марку машин. Это вполне оправдано. Производители не заинтересованы, чтобы по их продукции конкурировали разные дилеры на одной и той же территории. В этой ситуации конкурентная борьба среди автодилеров сегодня идет скорее не за покупателя, а за новые контракты от поставщиков. Как правило, выбор дилера проходит на конкурсной основе», – объясняет Василий Пташинский, финансовый директор компании «Автомир». В итоге компаниям приходится по нескольку раз согласовывать с производителями место для открытия автосалонов.

Другая не менее важная задача – определить, какие марки будут пользоваться спросом в регионе. Здесь все просто. При выходе компании в новый регион основной упор делается на самые продаваемые марки, рассчитанные на массы. В общей сложности в «Автомире» представлено 28 марок автомобилей. А по рынку самых популярных марок машин – десять, на девять из них у компании заключены дилерские контракты. Прежде всего это Chevrolet, Nissan, Ford, Reno и т. д. Но правильно подобрать ассортимент важно даже не столько для того, чтобы обеспечить хорошую динамику выручки от продажи автомобилей, сегодня для автодилеров гораздо важнее спрос на услуги сервиса.

«Особое внимание мы сегодня уделяем сервисному обслуживанию, поскольку наценки на сами автомобили невысоки, – рассказывает Василий Пташинский. – К примеру, наценка на автомобили марки Nissan составляет 6–7 процентов, а максимальная – достигает 13 процентов. При этом потребительский спрос на автомобили будет постепенно снижаться, а значит, замедлится динамика роста прибыли в абсолютном выражении. Сервису это не грозит. Помимо того что сервисные услуги – надежный источник дохода, он еще и обладает значительно более высокой рентабельностью. И чтобы не потерять этот сегмент рынка, мы обязаны делать инвестиции в будущее – открывать новые комплексы с большим запасом площадей».

КОМАНДА НА ЗАПУСК

Первый региональный автосалон группы «Автомир» был открыт в Санкт-Петербурге в 2005 году. Работа заняла около шести месяцев. С тех пор процедура запуска новых бизнес-единиц сократилась до одного-двух месяцев.
После того как компания определилась с регионом, из числа сотрудников управляющей компании создается рабочая группа. В «Автомире» ее называют «командой запуска». В состав группы входят специалисты разных направлений деятельности: продавцы, кладовщики, бухгалтеры, юристы и т. д. «Это проверенные люди, отработавшие не один год в компании, и им можно доверить такую ответственную работу», – объясняет Василий Пташинский.

Когда рабочая группа сформирована, она выполняет ряд последовательных шагов, предусмотренных регламентом открытия новых дочерних компаний (см. «Этапы создания дочерних компаний»).

Открытие новых автосалонов осуществляется за счет управляющей компании. Форма финансирования зависит от вида бизнеса. Дело в том, что в «Автомире» используется стандартная практика диверсификации рисков, когда операционный бизнес (продажа автомобилей и сервисные услуги) и бизнес владения недвижимостью разделены. В итоге если речь идет о средствах, вкладываемых в недвижимость, то проекты финансируются через уставный капитал. В операционной деятельности это внутренние займы.

ПРОВЕРКА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Основные проблемы, с которыми сталкивается «Автомир», – это оформление земельно-правовых отношений. Вопросами взаимодействия с государственными органами, получением разрешений занимаются отдел по работе с недвижимостью и отдел капитального строительства.

«При оформлении земли в регионах приходится порой сталкиваться с уникальной спецификой. Договор на аренду земли с муниципальными органами заключается на три года. За это время компания должна его полностью освоить, и только тогда может быть заключен долгосрочный договор аренды. При этом компания проводит тщательную юридическую экспертизу, позволяющую понять, как обстоят дела с участком. Если прошло три года, а компания ведет судебное разбирательство, то долгосрочный договор заключен не будет и разрешение на строительство компания не получит», – рассказывает Василий Пташинский.

Последствия нарушения сроков могут привести к разрыву отношений с поставщиками автомобилей. Они заинтересованы в скорейшем запуске продаж. Вплоть до того, что поставщик может потребовать открыть временный пункт продаж машин неподалеку от строящегося автосалона.

«Около 30 процентов объектов мы строим и оформляем в собственность. По этим объектам очень важен поиск источников финансирования (заемных средств). Если говорить о проектном финансировании или обычных кредитах, то банки как минимум требуют разрешения на строительство и другие документы. На практике бывает так, что объект уже построен, а разрешения все еще нет, – делится опытом Василий Пташинский. – В результате мы не может вовремя начать работу».

Очень много потенциально интересных объектов отметается на стадии выявления и анализа юридических и налоговых рисков. «К примеру, в одном автосалоне в Московской области мы провели налоговый аудит и выявили, что компания за предоставление сервисных услуг платит ЕНВД, а непосредственно торговля проходит по обычной схеме налогообложения. При этом раздельный учет в автосалоне не ведется, – объясняет ситуацию Василий Пташинский. – Согласно Налоговому кодексу весь входящий НДС предприятие не имеет права поставить к вычету из-за отсутствия раздельного учета. Получается, что компания, экономя на ЕНВД, теряла на сумме входящего НДС, который может составлять несколько миллионов долларов. Чтобы это восстановить, весь учет надо заново перестроить. Это стало одной из причин отказа от сделки».

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

«Автомир» запускает конвейер по штамповке дочерних компанийВасилий Пташинский,
финансовый директор компании «Автомир»

 



КАЖДЫЙ АВТОСАЛОН – ЭТО ЦЕНТР ПРИБЫЛИ

«Если говорить о финансовой структуре нашего бизнеса, то каждый автосалон в ней представляет собой центр прибыли со своим балансом, отчетом о прибылях и убытках. Центрами затрат выступают все подразделения управляющей компании. В управляющей компании выделена финансово-экономическая дирекция, которая состоит из финансового управления, правового управления, отдела бухгалтерского и налогового учета, а также подразделения управленческого учета и бюджетирования.

При этом бухгалтерии филиалов официально не подчиняются центральной бухгалтерии. Однако центр выдвигает свои требования к квалификации персонала, а фактически даже самостоятельно проводит набор людей, определяет методику учета, единую для всех дочерних компаний, утверждает регламенты работы.

Также в составе управляющей компании сформирована бизнес-дирекция, куда входят кураторы-бизнесмены. Каждый из них контролирует закрепленную за ним дочернюю компанию. И еще стоит упомянуть такую структурную единицу, как страховое подразделение, в задачи которого входит работа со страховыми компаниями и определение порядка работы по страхованию для каждого автосалона».

КТО У РУЛЯ

Каждый автосалон, открываемый «Автомиром», – самостоятельная бизнес-единица, которая от своего имени заключает прямые договоры с поставщиками. Управляющая компания группы сохранила за собой функции по контролю и координации работы подконтрольных активов, а также запуск новых дочерних компаний. Одна из важных функций управляющей компании – привлечение заемного финансирования, работа с банками и управление ликвидностью группы. В частности, «Автомир» год назад выпустил облигационный заем на сумму 2 млрд рублей.

В обязанности финансово-экономической дирекции входит стратегическое планирование на три года вперед и бюджетирование деятельности филиалов. Это позволяет эффективнее управлять ликвидностью бизнеса, при необходимости перераспределяя остатки средств между автосалонами. Существование управляющей компании и финансирование ее операционной деятельности осуществляется за счет оплаты автосалонами ее услуг по управлению. Цена для филиалов устанавливается исходя из себестоимости с заданной нормой прибыли. При этом верхним пределом служит средняя по рынку цена на аналогичные услуги.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ

Шаг 1. Финансовое проектирование. Работа по открытию нового автосалона начинается с подготовки инвестиционного проекта. В «Автомире» особое внимание уделяют срокам окупаемости и внутренней норме рентабельности. «Если выполнение нормативов не обеспечивается, далеко не всегда это означает, что автосалон в том или ином регионе не будет открыт. Просто проект отправляется на доработку, изыскиваются способы снижения издержек по операционной деятельности и объема первоначальных инвестиций», – говорит Василий Пташинский.

Шаг 2. Поиск объекта недвижимости. «В компании есть «специально обученные люди», которые практически все свое рабочее время проводят в командировках, подыскивая необходимые площади и проводя переговоры как с администрацией, так и с собственниками, – рассказывает Василий Пташинский. – Мы рассматриваем не только покупку готовых объектов недвижимости, которые подходят для автосалона. Не исключаются также варианты с арендой, покупкой зданий, требующих серьезной реконструкции, а также возможность долгосрочной аренды земли с целью строительства собственных зданий». Если принимается решение о покупке, проводится due diligence чистоты сделки.

Шаг 3. Предварительные переговоры с производителями. После того как компания предварительно определилась с объектом недвижимости, его месторасположение согласовывается дополнительно с поставщиками автомобилей.

Шаг 4. Договорная работа. После того как достигнуты устные соглашения с продавцами (арендодателями) объекта недвижимости, начинается юридическая проработка договоров и их подписание.

Шаг 5. Начало работы. Группа запуска выезжает на объект. Ее задача подобрать и обучить персонал, выстроить в соответствии с существующими регламентами все бизнес-процессы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль