Страховка для покупателя. Как не потерять деньги в сделке M&A

2057
Савуляк Эдуард
директор московского офиса TAX CONSULTING UK
Почему всегда есть риск потерять деньги в сделке по слиянию/поглощению (M&A) и ничего не получить взаменКакие безопасные способы расчетов можно использовать при покупке бизнеса В чем сильные и слабые стороны предлагаемых инструментов платежа

Одним из ключевых моментов любой сделки является вопрос корректности взаиморасчетов по ней. Продавец настаивает на получении денег, а уже потом – на передаче (переоформлении) бизнеса. Покупатель, напротив, – на первоначальном переоформлении актива, а уже потом – расчетов за него. Учитывая же, что цена вопроса зачастую не один миллион, а то и миллиард долларов – вопрос доверия между сторонами по сделке стоит очень остро. Причем при подписании крупных сделок (от 30 млн долларов) для покупателя немаловажно сохранить такие составляющие любого бизнеса, как:
− лицензии на определенный вид деятельности, на пользование недрами и т. д.;
− инвестиционные контракты и прочие разрешения на строительство;
− команды ключевых специалистов.

Помимо этого нужно добиться прекращения судебных споров с налоговыми и прочими государственными органами, всевозможных корпоративных конфликтов. Поэтому вполне логично осуществлять расчеты по сделке поэтапно.

КАК БУДЕМ ПЛАТИТЬ

В основе большинства инструментов, используемых в практике для расчетов по сделкам M&A, лежит «гарантированная» оплата по сделке, против оформления прав собственности на актив (бизнес). Остановимся подробнее на самых популярных инструментах и их преимуществах и недостатках (см. таблицу).

Аккредитив и Escrow-счет. Суть аккредитива в уплате банком компании (частному лицу) денежных средств при представлении в банк документов. В случае сделок M&A в пакет документов, в обмен на которые открывается аккредитив, будут входить выписка из реестра акционеров или передаточные документы с отметкой реестродержателя, подписанный договор купли-продажи акций, письменные обязательства руководства (сложение полномочий) и т. д.

Механизм действия Escrow-счета во многом похож. Покупатель помещает деньги, предназначенные для расчетов с продавцом, на условный вклад, и банк в соответствии с инструкциями, полученными ранее от продавца и покупателя, совершает платеж в пользу последнего. Разумеется, при условии, что покупатель выполнит все условия договора на «раскрытие» Escrow-счета. В случае неисполнения условий договора продавцом банк при наступлении оговоренного срока возвращает сумму вклада покупателю. В сделках M&A этот инструмент расчетов применяется достаточно часто.

Залог и депозит. Деньги размещаются на специальном счете (а в большинстве случаев – в банковских сейфовых ячейках) адвоката, который следит за ходом исполнения сделки и действует в соответствии с правилами, о которых договорились продавец и покупатель.

Расчеты через депозитарий. Эта форма используется при сделках с ценными бумагами, котирующимися на биржах. Расчеты осуществляет депозитарий на основе автоматизированного механизма, который на уровне программного обеспечения позволяет при зачислении оговоренной суммы денег на определенный счет дать команду на перечисление акций с одного лицевого счета на другой.

БЫСТРЫЙ ОТВЕТ

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО НА ПРОВЕДЕНИЕ СДЕЛКИ M&A И КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ?

Структурирование даже самых простых сделок M&A занимает не менее шести месяцев. Принципиальными этапами каждой такой сделки являются:

1. Подписание договора о конфиденциальности.
2. Предварительное определение цены бизнеса.
3. Подписание предварительного договора покупки-продажи.
4. Внесение аванса/задатка по сделке.
5. Проведение разносторонних due diligence (правового, финансового, бухгалтерского, технического и т. д.), в процессе которого покупатель удостоверяется, что он приобретает не «бумажки», а действительно бизнес.
6. Окончательное определение цены бизнеса.
7. Подписание договора покупки-продажи.
8. Окончательные расчеты по сделке и переоформление прав собственности.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОФШОРЫ НЕБЕЗОПАСНО

Массовое распространение в России получило применение расчетов «через ячейку» или аккредитивы, открытые в банках, расположенных в офшорах. Участие в сделке офшоров принципиально упрощает и саму процедуру сделки. Но при кажущейся простоте и общепринятой «норме» в осуществлении сделок M&A через офшоры есть один существенный недостаток. Если что-то пошло не так, привлечь к судебной ответственности виновных вряд ли удастся.

Можно попытаться несколько сгладить риски, открыв аккредитивы между двумя офшорами в банках (получает деньги офшор продавца, выставляет деньги на аккредитив – офшор покупателя). Вместе с тем, такое «аккредитивное наполнение» сделки тут же приобретет и ряд недостатков:
− вся информация по сделке раскрывается банку и теоретически может быть доступна правоохранительным и фискальным органам
− в большинстве случаев банк будет поддерживать одну из сторон в сделке: покупателя или продавца.

Если вы все же отважились на покупку бизнеса в офшорной зоне, то гарантией в сделке между двумя компаниями может выступить личное поручительство продавца по обязательствам офшора.

В ТЕМУ

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

При расчетах через аккредитив, Еscrow-счет банк проверит документы, предоставляемые продавцом. Большинство покупателей и не подозревает, что банк весьма формально подходит к оценке представленных документов, против платежа по сделке и надеяться на него бессмысленно.

Расчеты через ячейку («вчерную») – защита от органов государственного контроля. «Черный» формат – уже незащищенность, хотя бы вследствие того, что это незаконно. Ячейка не является вкладом, поэтому для ее вскрытия сотрудниками правоохранительных органов даже решение суда не требуется. К тому же она может быть вскрыта в случае отзыва лицензии у банка.

Реализация сделки через ячейку – выход при взаимном недоверии, ведь ключ хранится уважаемым адвокатом. Ключ от ячейки может быть элементарно украден. Лицо, на которое заключен договор аренды ячейки, может скрыться со всем ее содержимым.

Внесение аванса по сделке уже гарантия ее успешного завершения. Нередки случаи, когда продавец набирал авансов с нескольких покупателей и скрывался (или откладывал реализацию сделки, используя средства по своему усмотрению).

Задаток – хорошая страховка на случай «затяжек» с реализацией сделки. Как правило, задаток стимулирует к свершению сделки в заданные сроки. Но если по результатам due diligence цена актива оказывается гораздо ниже заявленной, а продавец с ней не согласен и в предварительным договоре такое развитие событий не предусмотрено, можно остаться без задатка.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАСЧЕТОВ ПО СДЕЛКАМ M&A

Способ расчетов Преимущества Недостатки
Аккредитив и Escrow-счет 1. Расчеты по сделке осуществляются при соблюдении прописанных условий независимым лицом (банком).
2. Инструмент понятен всем сторонам сделки и апробирован не на одной тысяче сделок.
3. Средства, предназначенные для расчетов, не могут быть украдены, изъяты и т. д., не требуют всего комплекса дополнительных забот, как при расчетах наличными.
4. Средства, зарезервированные для расчетов, фактически не отвлекаются из оборота на период сделки
1. Необходимо заплатить комиссионные банку по сделке (могут достигать миллионов долларов).
2. Банк не проверяет подлинность документов. Важен сам факт представления этих документов. Соответственно, вопрос подлинности документов может оказаться «узким местом».
3. В обязательном порядке банк требует идентификации конечных бенефициаров по сделке. Сделка становится «прозрачной» для правоохранительных и фискальных органов.
4. Потребуется представить огромное количество документов в банк по сделке, что ведет к увеличению ее сроков.
5. Если на предприятии существует корпоративный конфликт, то зачастую продается «тема» (например, пакет в 30% акций куплен, но еще не оформлен, но есть соответст­вующие судебные решения и т. д.). «Понятийно» описать «тему» можно, прописать ее юридически корректно – нереально.
6. Сделка может реализовываться в «бело-сером» формате (часть цены – «белая», часть – наличными, либо, на офшор), тогда преимущества этого инструмента исчезают.
7. Сделка, проводимая «вбелую», может быть заблокирована с использованием административного ресурса в виде «купленного судебного решения»
Залог и депозит 1. Комиссионное вознаграждение агента в данном случае на порядок меньше, чем, например, при осуществлении сделок через аккредитив.
2. Возможно составление и реализация практически любого, в том числе «понятийного» договора.
3. Требований по раскрытию конечных бенефициаров не предъявляется.
4. Количество необходимых документов по сделке определяется сторонами, а не агентом.
5. Сделку можно совершить в кратчайшие сроки.
6. Вся информация по сделке для фискальных органов недоступна.
7. Возможна любая комбинация «бело-черной» оплаты по сделке.
8. Защищенность сделки от «административных» мер и судебных решений максимальна
1. Ключ от ячейки может быть украден.
2. Лицо, на которое заключен договор аренды ячейки, может скрыться со всем содержимым.
3. Ячейка может быть вскрыта в случае отзыва лицензии у банка или комплексной проверки в рамках борьбы с «обналичкой».
4.  Банк в данном случае является лишь «арендодателем» ячейки, то есть в определении юридического факта, с которым стороны связали расчеты, никак не задействован и ограничивается только визуальным осмотром принесенного стороной документа.
5. Риск работы с наличными деньгами (перевозка, хранение, пересчет, проверка, отвлечение крупных сумм из оборота и их фактическое «омертвление» на срок сделки и т. д.)
Расчеты через депозитарий 1. Комиссионное вознаграждение агента относительно невелико.
2. Нет требований по раскрытию конечных бенефициаров.
3. Количество необходимых документов по сделке минимально.
4. Для фискальных органов окажется доступной информация только о «белых» платежах, которую стороны готовы показать.
5. «Бело-черная» оплата по сделке возможна в большей степени, чем при аккредитивах, гарантиях, но в меньшей, чем при расчетах через ячейку.
6. Средства, предназначенные для расчетов, не могут быть украдены, изъяты и т. д., не требуют всего комплекса дополнительных забот, как при расчетах наличными.
7. Средства, зарезервированные для расчетов, фактически не отвлекаются из оборота на период сделки
8. Эта технология расчетов применима исключительно к эмиссионным ценным бумагам.
9. Четкой правовой базы в законодательстве РФ по реализации в депозитариях схем «поставка против платежа» все еще нет. Всегда можно найти основания для того, чтобы «развернуть» сделку и вернуть свои деньги или ценные бумаги обратно.10. Возможна блокировка сделки с использованием административного ресурса

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль