Детали решают все

824
Новый закон о конкуренции тяжел для выполнения бизнесом и регуляторами

На смену закону от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках» пришел усовершенст-вованный в соответствии с международными требованиями Федеральный закон (ФЗ) от 27 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции». Он вступил в силу 26 октября 2006 года. Помимо устранения выявившихся за более чем 15 лет практики недостатков новый документ учитывает положения соответствующих стандартов ГАТТ и ВТО.

Соответственно появились новые понятия, ранее не использовавшиеся в российской практике: «дискриминационные условия», «систематическое осуществ-ление монополистической деятельности», «координация экономической деятельности», «признаки ограничения конкуренции», «вертикальное соглашение», «государственная и муниципальная помощь», «экономическая концентрация».

Например, вертикальное соглашение — это договор между двумя неконкурирующими и нефинансовыми организациями, одна из которых является продавцом, а другая — покупателем. Классический пример вертикального соглашения — договор торговой сети с производителем на поставку продукции. Систематическим монополистом называется предприятие, уличенное в монополистической деятельности более двух раз в течение трех лет.

Введено определение коллективного доминирования (ст. 5, гл. 7 закона), которое направлено на пресечение совместных согласованных действий.

Эта норма возникла на почве неудачного опыта обвинений нефтяных компаний. С помощью ранее действовавшего закона Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не могла доказать их сговор с целью необоснованного повышения цен, например на бензин. Насколько действенным инструментом станет новое положение — покажет практика. Правда, вряд ли она будет разнонаправленной. Рынков, подобных нефтегазовому, в России немного — сотовая связь, железнодорожные перевозки.

Стенка на стенку

Появились принципиальные нововведения, угрожающие сложившемуся порядку. Во избежание нездоровой конкуренции мировая практика предполагает жесткую регламентацию помощи частному сектору со стороны государства. Эта проблема связана с «кумовством» бизнесменов и чиновников. В качестве примера можно вспомнить петербургскую группу компаний АВК — она успешно развивалась, пока ее владелец Игорь Костиков руководил Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Или история с главным архитектором Курской области Олегом Заутренниковым, который не только владел 40% уставного капитала архитектурного ООО «НЭФ», но и выполнял обязанности директора компании. По данным ФАС, с 1996 года более половины всех правонарушений в сфере антимонопольного законодательства связано именно с незаконной поддерж-кой компаний высокопоставленными госчиновниками.

Реакцией стал однозначный запрет на предоставление какой-либо помощи отдельно взятым компаниям. Уже появились первые претензии. Например, Ассоциация малых нефтяных компаний обвинила правительство Республики Коми в предоставлении «Лукойлу» льгот по налогу на прибыль. В ближайшем будущем можно ожидать лавины подобных обвинений. Правда, «лазейки» остались, они перечислены в статье 13. Во-первых, допускаются соглашения, не оказывающие влияния на конкуренцию. Но теоретически любое изменение бизнес-процессов можно трактовать как конкурентоспособное.

Во-вторых, помощь разрешается, если в результате совершенствуется производство, стимулируется технический, экономический прогресс либо повышается конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. В-третьих, есть возможность доказать, что клиенты компании получат не меньше выгод, чем сама организация при получении преференций. Но все случаи взаимопомощи будут срочными и будут согласовываться с ФАС.

Однако сказано, что разрешения ФАС не требуется при оказании государственной или муниципальной помощи, предусмотренной федеральным законом, законом о бюджете субъекта РФ, актом о бюджете органа местного самоуправления. Исходя из того, что законы о бюджетах предусматривают суммы компенсаций налога на прибыль местным инвесторам, по-видимому, этот вид помощи все так же остается за полем зрения ФАС.

Лик, лицо, личина

Хотя новый закон и учитывает требования международных институтов, однако введена и некая оригинальная особенность, идущая вразрез с зарубежным опытом. Так, российское законодатель-ство — единственное в мире, оставляющее закрытым перечень оснований, по которому можно определить группу лиц, объединенных хозяйст-венным интересом. То есть перечислены все возможные взаимосвязи, включая родственные, и продолжить список оснований нельзя.

Инициатором нововведения выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Он опасался системы оборотных штрафов и желал иметь четкий перечень лиц, которым может быть предъявлено обвинение, пусть и теоретически. Отсюда и 14 юридических формулировок о «лицах, входящих в группу с одним и тем же лицом, а также других лицах, входящих с каждым из таких лиц…».

Интересно, что в перечне отсутствуют упоминания об аффилированных лицах. Однако законодатели завершили ФЗ № 135 известной формулировкой — прежние нормативные акты продолжают действие в части, не противоречащей новым постулатам. То есть аффилированность остается в сфере компетенции старого законодательства. В целом же, наладив связь, не попадающую в общий перечень, группа лиц может избежать ответственности за монополистическую деятельность. Осталось подождать, смогут ли юристы найти новые способы организации взаимоотношений заинтересованных сторон.

Презумпция невиновности

Еще одно принципиальное новшество — попытка жестко регламентировать действия исполнительной власти в рамках антимонопольного законодательства. Новый закон ограничил «свободу» ФАС, введя «презумпцию невиновности». Теперь не монополисты должны доказывать, что они невиновны, а Федеральная антимонопольная служба должна обосновать свои обвинения. Причем если раньше конкретные процедуры описывались в многочисленных подзаконных актах, то теперь они имеют законодательную силу.

ФАС нужно не просто доказать вину, но и обосновать ее исключительно средствами и путями, разрешенными новым законом. То есть «неправильное» доказательство вины не влечет наказания «провинившейся» компании.

Это положение чрезвычайно полезно для участников рынка и принято по их коллективному настоянию. Оно является как бы уступкой компаниям в ответ на готовящееся введение оборотных штрафов. В странах ЕС они достигают 10% от оборота. В России планируется ввести штраф в 4% с оборота для картелей и 2% — за злоупотребления для фактического монополиста. До сих пор максимальный штраф, согласно Кодексу об административных нарушениях, составлял 500 тыс. рублей — смешная сумма для монополиста.

Правда, в 2004 году Федеральная налоговая служба смогла доказать, что компании, кроме штрафов, должны отдавать и доход, получаемый от монополистической деятельности. То есть разницу между ценой монополиста и рыночной, умноженной на количество реализованной продукции. Появились прецеденты уплаты в государственный бюджет сотен миллионов рублей. Норма о взыскании незаконно полученного дохода оставлена в ФЗ № 135. Получается, что компании будут наказываться два раза за одно нарушение.

Таким образом, законодательное описание процедур сбора доказательств — некий ответный инструмент защиты для монополистов. Новые постулаты применимы и при доказатель-стве доминирующего положения на рынке, и при неоправданно низких или высоких ценах.

Новый закон увеличил порог объема сделок, которые обязана отслеживать антимонопольная служба. Если раньше разрешения на подобные сделки приходилось ожидать компаниям, стоимость активов которых в сумме с приобретением составит 3 млрд рублей, или компания должна быть включена в реестр ФАС, то сейчас добавился третий критерий. Суммарная выручка покупателя и продавца должна быть больше 6 млрд рублей, а стоимость приобретаемых активов — более 150 млн рублей.

Причем ФАС сосредоточится на контроле сделок, в результате которых покупатель получает более 25% акций (блокирующий пакет), 50% акций (контрольный пакет) и 75% компании. Если же речь идет не о приобретении, а о создании нового юридического лица с оплатой его уставного капитала акция-ми, долями или имуществом другой компании, простого уведомления ФАС будет недостаточно. Теперь необходимо получить разрешение службы.

Появилось еще одно правило, несколько облегчающее компаниям противостояние с ФАС. Время на обжалование решений увеличено до трех месяцев. И конечно, исполнение предписаний приостанавливается до решения суда.

Общие изменения

Некоторые критерии, применяе-мые ранее, изменены в сторону ужесточения. Например, ранее доминирую-щей считалась компания, занимавшая 65% рынка, теперь — 50%. Эта норма принята в практике большинства стран Европейского союза. Далее, раньше ни одна компания, занимавшая на рынке менее 35%, не могла быть признана доминирующей. Сама норма не изменилась, но появились исключения. Например, деятельность группы компаний, доля каждой из которых больше долей других предприятий на соответствующем рынке. При этом их совокупное участие должно превышать 50%.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГАТТ

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ, General Agreement On Tariffs And Trade, GATT) — многостороннее межправительственное соглашение о режиме торговли и таможенно-тарифной политике. Подписано в 1947 году в Женеве. Участниками соглашения являются более 120 стран. Цель ГАТТ — постепенное снижение таможенных пошлин и устранение ограничений, препятствую-щих развитию междуна-родной торговли.
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена в 1995 году и является неким «продолжением» ГАТТ. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 годов). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран–членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль