Внимание: Налоговый кодекс 2007

876
Козлова Нина
руководитель отдела консалтинга АКГ «Финэкспертиза»
1 января 2007 года вступил в силу пакет законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ

Впервые за весь период действия первой части Налогового кодекса (НК) в нее внесены столь значительные изменения. Многие положения подверглись лишь редакционной переработке, другая часть стала своего рода реакцией на судебно-арбитражную и правоприменительную практику. К принципиальным изменениям можно отнести постепенный переход на обязательное представление в налоговые органы деклараций и расчетов в электронном виде и обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Также внесены изменения в статьи Налогового кодекса, регулирующие контрольную работу налоговых органов, порядок рассмотрения споров и применение взысканий. Во второй части Налогового кодекса модернизации подверглись практически все федеральные налоги. С какими новшествами налогового законодательства придется столкнуться налогоплательщикам?

Камеральные проверки

Изменения внесли большую определенность в процедуру проведения камеральных проверок. Поправки в НК РФ упорядочили цели и периодичность их проведения, а также ограничили перечень документов, которые вправе затребовать налоговики.

С начала 2007 года камеральной проверке могут быть подвержены любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.

Но при выявлении нарушений за более ранние сроки с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы, поскольку срок давности привлечения к налоговой ответственности, установленный в пункте 1 статьи 113 НК РФ, составляет три года. Закрепляется общий для камеральной и выездной проверки порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Подобный вывод был сделан еще Конституционным cудом в определении от 18.01.05 № 9-О.

Законодательно закреплена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том же порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок — 10 дней после ее окончания) (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Составление акта по итогам камеральной проверки обязывает налоговый орган дать налогоплательщику возможность представить свои возражения на акт и участвовать в рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

До 2007 года отсутствие этих положений существенно ущемляло права налогоплательщиков по представлению возражений на претензии налогового органа. Не исключено, что, если бы подобные положения присутствовали в прошлой редакции Налогового кодекса, часть претензий налоговых органов по результатам камеральных проверок была бы урегулирована на досудебной стадии, при рассмотрении возражений.

С 2007 года при проведении камеральной проверки дополнительные сведения могут запрашиваться только в следующих случаях:

Относительно объема документов для подтверждения вычетов по НДС следует отметить, что статья 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Поэтому налоговые органы имеют право истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и первичные учетные документы.

К сожалению, такое же толкование данной проблемы можно найти и в судебной практике (например, постановление Высшего арбитражного суда РФ от 23.05.06 № 14766/05). Изменения в статье 88 Налогового кодекса этот вопрос не решили, круг документов, которые можно истребовать при проведении камеральной проверки по НДС, после 1 января 2007 года фактически также не ограничен. Поэтому и в 2007 году налоговые органы смогут требовать от налогоплательщика представления в налоговый орган первичных учетных документов.

Выездная налоговая проверка

Согласно новой редакции статьи 89 Налогового кодекса, выездная налоговая проверка будет проводиться не более двух раз в год в отношении одного налогоплательщика и только один раз по одному налогу за один и тот же период. Причем в новой редакции части первой Налогового кодекса установлено всего три основания для проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период.

Первое основание: проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего. Второе: налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию, в которой заявлена меньшая сумма налога, чем в первичной декларации. В данном случае проверяется только период, за который представлена уточненная декларация. И третье основание: организации предстоит ликвидация или реорганизация.

Решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика более двух проверок в одном календарном году вправе принять лишь руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС). Представляется, что такое решение может быть принято только в исключительных случаях.

Увеличен срок подачи возражений по акту с двух недель до 15 рабочих дней (п. 6 ст. 100 НК РФ). Время на принятие налоговым органом решения — 10 дней после истечения 15 рабочих дней, в течение которых налогоплательщик имеет право представить возражения по акту (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если письменные возражения не представлены, это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Все данные правила применяются к оформлению результатов как выездной, так и камеральной проверки. Налоговые проверки, начавшиеся до 1 января 2007 года, проводятся в ранее действовавшем порядке, результаты таких проверок также должны оформляться по старым правилам.

До суда

Еще одно новшество — вводится процедура досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами (апелляционного обжалования). Решение привлечь налогоплательщика к ответственности вступает в силу и исполняется не сразу, а по истечении 10 дней. Срок вступления в силу решения может быть более поздним, если на решение подана апелляционная жалоба в вышестоящую налоговую организацию. До ее рассмотрения налоговый орган не имеет права взыскать с компании начисленные суммы недоимок, пеней и штрафов. В этом случае решение вступит в силу со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом (ст. 101.2 НК РФ).

Однако на время рассмотрения жалобы инспекторы вправе принять некоторые обеспечительные меры. Это необходимо для того, чтобы компания не могла скрыть деньги или другое имущество от взыскания. Так, налоговики могут запретить фирме передавать свое имущество кому-либо без их согласия. Если имеющегося у компании имущества недостаточно, чтобы погасить долг перед бюджетом, то инспекторы могут приостановить расходные операции по банковскому счету предприятия. Фирма может избежать таких ограничений, если предоставит банковскую гарантию, залог или поручительство.

В вышестоящий налоговый орган можно обжаловать как еще не вступившее в законную силу решение путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ), так и решение, уже вступившее в законную силу, которое не было обжаловано в апелляционном порядке (п. 3 ст. 101.2 НК РФ). Срок на обжалование решения, вступившего в законную силу, — один год с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

С 1 января 2009 года решение налогового органа о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ, п. 16 ст. 7 Закона). В 2007–2008 годах решение налогового органа по-прежнему можно будет обжаловать сразу в суд.

Электронная форма

С 1 января 2007 года налого-плательщики с численностью работников свыше 250 человек обязаны представлять налоговые декларации (в том числе за 2006 год) и авансовые расчеты в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 8 ст. 7 Закона). С 1 января 2008 года эта обязанность будет распространяться на организации с численностью работников свыше 100 человек.

Среднесписочная численность определяется на 1 января текущего года, поэтому, если в течение года численность работников будет уменьшаться, налогоплательщик все равно обязан представлять отчетность в электронной форме. Все остальные налогоплательщики, а также плательщики сборов и налоговые агенты самостоятельно выбирают способ представления отчетности в налоговый орган.

Уточненные декларации за предыдущие периоды, согласно пункту 5 статьи 81 Налогового кодекса, будут подаваться в форме, которая действовала в налоговый период, за который вносятся изменения.

Изменения для НДС

-Сумма НДС, предъявляемая по товарообменным операциям, при зачете взаимных требований и использовании в расчетах ценных бумаг, уплачивается деньгами.

С 2007 года при осуществлении неденежных расчетов (бартера, зачета, передачи векселя или других ценных бумаг) на покупателя законодательно возлагается обязанность перечислять поставщику НДС платежным поручением. Действовавшая до 1 января редакция статьи 168 Налогового кодекса предусматривала, условно говоря, симметричный порядок: налог с покупателя взимался в той же форме, что и сумма основного платежа.

Иными словами, при безденежных расчетах покупатель мог считать все свои обязанности перед контр-агентом и государством исполненными после передачи в оплату за товар, например, векселя. Теперь же в дополнение к векселю требуется выплатить продавцу «живыми деньгами» положенный НДС.

Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого покупатель должен уплатить налог денежными средствами. В то же время пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса предусматривает, что при расчете собственным имуществом (в том числе векселем третьего лица) вычету подлежат суммы налога, которые были фактически уплачены поставщику. Поэтому, если суммы НДС при товарообменных операциях и расчетах ценными бумагами не были перечислены отдельным платежным поручением, покупатель может не получить вычет налога.

-Представление единой декларации по НДС для всех видов сделок как по операциям внутри России, так и по поставкам товаров на экспорт.

Начиная с 2007 года вычеты НДС по внутренним и внешним операциям следует отражать в одной декларации (отменен п. 6 ст. 164 Налогового кодекса, требовавший представлять отдельную декларацию по ставке 0%).

Однако Федеральный закон от 22.07.05 № 119-ФЗ не дает прямого ответа на вопрос, как предъявлять НДС к вычету, если товар на экспорт был отгружен в 2006 году. И по старым сейчас, и по новым правилам вычеты сумм НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, производятся после того, как будет собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК.

Представляется правильным применять те правила, которые действуют на момент возникновения права на вычет (то есть на момент представления подтверждающих нулевую ставку документов). Что означает следующее.

-Если отгрузка товаров на экспорт произошла в 2006 году и полный пакет документов был собран в 2006 году, то необходимо подавать отдельную декларацию по ставке 0%.

-Если товар был отгружен в 2006 году, а полный пакет документов будет собран в 2007 году, то отражать «экспортный» НДС следует в той же декларации, что и внутренние операции.

Возмещение НДС

Существенные изменения затронули порядок возмещения налога, в частности статьи 176 Налогового кодекса. Так, если в представленной налогоплательщиком в налоговый орган после 31 декабря 2006 года декларации сумма вычетов превышает сумму налога, подлежащую уплате, то возмещение будет производиться только после камеральной проверки. Напомним: в настоящей редакции статьи 176 НК РФ требование о проведении в этом случае камеральной проверки не закреплено.

Камеральная проверка, согласно статье 88 Налогового кодекса, проводится в течение трех месяцев. При этом налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Если нарушения не выявлены, то в течение семи дней налоговый орган принимает решение о возмещении заявленной суммы. В противном же случае налоговый инспектор, проводящий проверку, должен составить акт, по результатам рассмотрения которого руководитель налоговой инспекции вынесет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении.

Одновременно с данным решением руководитель инспекции принимает решение о возмещении либо об отказе в возмещении суммы налога. Новая редакция статьи 176 НК РФ не содержит положений об особом порядке возмещения НДС при экспортных операциях. Однако положения статьи 165 НК РФ остались прежними. Как и ранее, для подтверждения нулевой ставки и налоговых вычетов экспортерам необходимо представлять налоговикам внушительный пакет документов в течение 180 (при экспорте в Белоруссию — 90) календарных дней. В периоде представления документов налогоплательщик имеет право заявить входной НДС по экспортным операциям к вычету. В данном случае возмещение НДС, согласно статье 176 Налогового кодекса, станет производиться в общем порядке после проведения камеральной проверки.

Налог на прибыль

Принципиальных изменений в главе 25 Налогового кодекса Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ не внес, большая часть поправок носит скорее технический характер.

-Полностью сняты ограничения по размеру убытков прошлых лет, на которые можно уменьшить налоговую базу. С 2007 года организации вправе полностью уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет — новая редакция пункта 2 статьи 283 НК РФ более не содержит на сей счет никаких ограничений. Ранее, до 2006 года, сумма переносимого убытка не могла превышать 30% налоговой базы, а в 2006 году действовало ограничение в 50% (ст. 5 Федерального закона от 06.06.05 № 58-ФЗ).

-Применять амортизационную премию можно и при реконструкции. Право применять амортизационную премию (единовременно признавать в качестве расходов 10% затрат) при приобретении или создании основных средств, а также их достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) организации получили с 1 января 2006 года. Однако в этом перечне капитальных вложений, при которых можно применять амортизационную премию, не была упомянута реконструкция. Министерство финансов подтвердило, что в этой связи единовременно признать в качестве расходов 10% затрат на проведение реконструкции нельзя (письмо Минфина России от 30.05.06 № 03-03-04/2/152).

Изменения, вносимые Федеральным законом от 27.07.06 № 144-ФЗ, исправляют это упущение: применять амортизационную премию можно и при реконструкции. Эти изменения в пункт 1.1 статьи 259 НК РФ вступили в силу с 1 января 2007 года, но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Следовательно, организация в течение 2006 года не вправе признавать данные расходы, отражать их в декларациях за отчетные периоды и учитывать при уплате авансовых платежей. Амортизационную премию по реконструкции можно будет отразить только в годовой декларации за 2006 год, налог на прибыль по итогам 2006 года следует уплатить также с учетом данных расходов.

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ
Изменениям подверглась статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах». Из нее исключен порядок исчисления срока, определяемого неделями, она дополнена абзацем о порядке исчисления срока, определенного днями. Теперь определенный днями срок исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который в соответствии с законодательством РФ не признается выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Это устраняет многие неясности, связанные с исчислением сроков, например срока представления документов, истребованных в налоговый орган согласно статье 93 НК РФ. В статье не конкретизировалось, какие дни – рабочие или календарные – имеются в виду, что и служило причиной споров. Например, Минфин в письме от 10.04.03 № 04-01-10/2-23 указывал, что представить документы по требованию налогового органа нужно в течение пяти календарных дней. При этом во внимание не принималось, являются включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Теперь сроки будут считаться именно в рабочих днях.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль