Налог в Е-стиле

1001
Отчетность в электронной форме призвана сократить время контакта с налоговой инспекцией

Налоговые инспекции отказывались принимать отчетность исключительно на бумаге с 2004 года. Фискалы требовали данные в электронном виде, а к бумажной форме относились как к дополнительному виду дублирования. Их можно понять — использование e-отчетности резко сокращает время на ввод информации. Не соглашался с таким подходом бизнес, особенно малый. Крупные компании, напротив, двумя руками за сдачу отчетности в электронном виде.

В частности, приветствовал такую практику в своем январском интервью FD первый вице-президент по финансам «Суала» Иосиф Бакалейник. Законодатель постарался учесть обе точки зрения. С 1 января 2007 года требование о представлении отчетности в электронном виде стало законным для компаний с численностью сотрудников более 250 человек. А с 1 января 2008 года оно вступит в силу и для компаний, в которых числится от 100 человек.

Дополнительная, но платная возможность — передача е-отчетности через интернет. Виртуальный вид «посещения» инспекции регламентируется приказами МНС от 2 апреля 2002 года № БГ-3-32/169 «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», от 10 декабря 2002 года № БГ-3-32/705 «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», а также федеральным законом «Об электронной цифровой подписи».

Для того чтобы организовать процесс пересылки отчетности через интернет, компании необходимо заключить договор с доверенным лицом налоговой инспекции — оператором, имеющим право пересылать данные по защищенным интернет-каналам. Например, в Москве «избранницей» фискалов стала компания «Такском», а в Екатеринбурге — СКБ «Контур».

Оплачивать их услуги по силам даже небольшим компаниям — стоимость подключения и авансовая плата за год вперед равняется примерно 4 тыс. рублей. За эти деньги юридическое лицо получает собственную электронно-цифровую подпись (ЭЦП) и специальную криптографическую программу для шифровки данных.

Вот и познакомились

Отношение пользователей, решившихся воспользоваться удаленной передачей отчетности, проходит несколько стадий. На начальном этапе ознакомления компании выясняют все плюсы и минусы сервиса. Несомненную притягательность для них составляет возможность оперативного просмотра остатков по счетам на предмет задолженности перед государственным бюджетом. Ведь обычно бухгалтеру приходится лично посещать инспектора, отстаивать очереди.

Теоретически в электронной системе достаточно отослать запрос и сразу увидеть — принят ли платеж. Именно тут многие и «срываются с крючка», осознав разницу между рекламным прос-пектом и практикой. «Мы хотели воспользоваться системой «Такском-Спринтер» — привлекла именно оперативность, — рассказывает Ирина Кузнецова, бухгалтер компании «Эпсон СНГ». — На деле при подписании договора представитель компании обмолвился, что в реальности данные заводятся налоговой инспекцией раз в квартал, потому и смотреть состояние счетов можно будет не в оперативном режиме, а раз в квартал». Это происходит из-за перегруженности сотрудников налоговых органов. В результате абонентом «Такскома» компания так и не стала.

Другая сторона вопроса — большинство российских компаний уверенно себя чувствуют только держа в руках почтовую квитанцию со штемпелем об отправке отчетности в налоговый орган. «В таком случае мы сможем доказать свою правоту даже в случае пропажи электронных данных. С бумагой ощущаешь себя защищенным, — размышляет Ирина Кузнецова. — К тому же бумажные документы требуют аудиторы».

Кроме того, подача отчетности по телекоммуникационным каналам не решает одну из главных проблем. Основное время бухгалтера при посещении налоговой уходит не на первичное представление документации, а на решение спорных вопросов. И такие проблемы сложно разрешить дистанционно. Так, даже если информация о задолженности появляется в режиме реального времени, то причина ее возникновения остается неизвестной.

Нередки ситуации, когда при подаче декларации необходимо представлять дополнительные документы, например, подтверждающие экспорт, которые не могут быть приняты в электронной форме. Так что личных визитов не избежать.

Не испугавшись перечисленных минусов, многие компании все же заключают договоры с операторами. У них появляется очередная «головная боль» с наладкой программного обеспечения и обучением по его использованию.
Проблемы влечет несовершенство техники.

Представьте «кошмарную» ситуацию — в последний день сдачи отчетности в вашей компании отключили интернет. Нередки примеры, когда проблемы возникают из-за оператора даже после многих месяцев работы. Так, компания из Буденновска была подключена к интернету по необычной схеме: входящие данные пересылались через спутник, а выходящие — по телефонному проводу через ADSL-модем.

Благодаря такой схеме компания экономила на оплате трафика. Система благополучно работала, пока оператор системы передачи отчетности в налоговую инспекцию не обновил программное обеспечение. Настройки подключения изменились, и компания оказалась «отрезанной». На исправление ситуации потребовалась неделя, но и после этого скорость трафика осталась низкой.

Трудности на время

Существуют и общие проблемы, характерные для «новичков» системы. Хотя формы документов жестко регламентированы ФНС, при их заполнении вкрадывается множество ошибок. «Если в присланных файлах не менее 50% строк заполнены неправильно, то документация не принимается налоговым органом и ложится мертвым грузом в «ошибки», — поясняет Виктор Сычиков, налоговый инспектор из Мариинска. — При этом компания не получает оповещения, а время сдачи отчетности неумолимо приближается». Правда, операторы уверяют, что неправильно заполненная форма просто не будет отсылаться.

Разработчики классифицируют все жалобы пользователей по двум признакам. Первый — жалобы на то, что инспекция не получила отчетность компании. На практике это означает, что налоговый орган не отправил вовремя подтверждение о получении отчетности. Здесь могут быть две причины. Первая — перегруженность инспекций в пиковые дни сдачи. «Наша компания держит специальных сотрудников для отработки подобных жалоб. Они общаются непо-средственно с инспекциями и значительно ускоряют процесс прохождения отчетности наших клиентов», — говорит Леонид Волков, заместитель генерального директора СКБ «Контур».

Вторая причина — сбой в работе серверного оборудования в «перегруженные» дни. «Этот вопрос мы решили с помощью четырехкратного резервирования», — поясняет Леонид Волков. Второй вид жалоб — невозможность контакта с технической службой поддержки. Табачная компания «Лиггетт-Дукат» пользуется системой отправки электронной отчетности «ГНИВЦ-курьер» с декабря 2006 года. По словам главного бухгалтера Ирины Зажигиной, одна из основных проблем — оперативность технической поддержки во время отправки документации. «Требуется много времени, чтобы связаться с ней, — говорит Ирина Зажигина. — Не меньше уходит на понимание проблемы и ее решение».

По сравнению с «новичками» компании, более года пользующиеся электронной системой, лояльны в оценках. «Наша компания пользуется системой сдачи отчетно-сти через интернет уже второй год, и мы очень довольны, — отзывается бухгалтер курганской фирмы «Интерзак» Наталья Семицветова. — Больше никаких очередей в налоговой инспекции и на почте, сдачу отчетности я могу отложить на последний день». С ней согласна Елена Тришкова, главный бухгалтер «Электромастера»: «Каждый месяц я теряла время в очередях в ИФНС.

Теперь я освободила его для выполнения своих прямых обязанностей». Среди руководителей есть и новаторы, воспользовавшиеся сервисом с момента создания компании. По словам генерального директора «Стройтехцентра» Сергея Старцева, сдавать отчетность в налоговый орган через интернет было решено еще на этапе регистрации фирмы в 2005 году. С тех пор, миновав этап наладки ПО, бухгалтерия дает только положительные отзывы о системе.

Потребности растут

Несмотря на все препятствия, количество дистанционных посетителей инспекций неуклонно увеличивается. Так, за два месяца 2007 года их число выросло со 100 до 140 тыс. по стране только у системы «Такском-Спринтер». А всего таких операторов около 10. При этом потенциальные возможности систем вызывают живейший интерес. Отчетность можно сдавать не только в налоговую инспекцию, но и в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Госкомстат. Спросом пользуются программные продукты, позволяющие одновременно формировать и отправлять отчетности различным конечным инстанциям. «Последний год мы в основном посвятили разработке «единого окна» для работы компаний с государственными органами», — говорит Леонид Волков.

Пенсионный фонд уже начал принимать отчетность по интернету в 40 регионах, Госкомстат работает в Москве. Фонд социального страхования в числе отстающих — пока отказывается принимать отчетность в электронном виде через интернет. В долгосрочной же перспективе возможность обмена электронными документами поможет компаниям общаться с партнерами, клиентами, поставщиками. «Следующий этап развития систем — электронный документооборот с контрагентами», — заключает Леонид Волков.

Предоставление налоговой отчетности через интернет

ШАГ 1
Заключение договора с оператором, пересылающим данные в налоговую инспекцию, плата за подключение и абонентское обслуживание – около 4 тыс. рублей. Компания также получает электронную цифровую подпись (ЭЦП)

ШАГ 2
Установка приобретенного программного обеспечения для автоматической пересылки отчетности на сервер оператора. Этот этап часто сопровождается проблемами наладки, и компании приходится оплачивать визит поставщика ПО

ШАГ 3
Формирование отчетности в программе, используемой компанией. Это может быть и специальная разработка для бухгалтерии, например «1С», и повсеместно распространенный Excel

ШАГ 4
Файлы выгружаются в программу оператора, скрепляются ЭЦП и шифруются. Нажатием специальной «кнопки» на экране данные пересылаются на север оператору, который переправляет их в ГНИ

ШАГ 5
Получив отчетность, ГНИ в течение суток обязано отправить в адрес компании оповещение в электронном виде за собственной ЭЦП, которое служит доказательством факта передачи документов

ШАГ 6
Если оповещение не пришло в положеный срок, компания обращается к оператору для выяснения причин задержки. Законодательство считает датой представления налоговой декларации число ее отправки, зафиксированное оператором

ШАГ 7
Теоретически использование такой системы предполагает оперативное информирование компании о погашении задолженности. Компания может запросить у налогового органа выписку об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом

ОБЫЧНЫЕ ОШИБКИ

При заполнении электронных форм отчетности наиболее часты ошибки, зависящие от человеческого фактора. Хотя все данные программа выверяет до пересылки и заставляет их исправлять, на деле «человеческий фактор» неистребим – многие неточности так и остаются незамеченными. Тогда компания дожидается соответствующего ответа из налоговой инспекции с указанием ошибок. Или, не дождавшись его, начинает сама активно действовать. Ведь отчетность будет принята только после исправления ошибок. Например, неправильно заполняются поля:
• «ДокПредст» (документ, удостоверяющий личность представителя);
• «ФИОУпПред» (ФИО уполномоченного представителя, как правило главного бухгалтера);
• «ИННУпПред» (ИНН уполномоченного представителя, как правило, главного бухгалтера);
• «Адрес» (адрес предприятия);
• «Задваивание» отосланных документов – бухгалтер отсылает одинаковые формы одну за другой.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль