Новые формы

1035
Нестандартные виды лизинговых сделок пока прижились лишь на рынке аренды автомобилей

Российский лизинговый бизнес стоит на пороге преобразований. Не так давно отечественные лизингодатели использовали лишь простейшие схемы финансовой аренды.

Однако за последние годы появилось множество новых «креативных» продуктов, а наиболее развитые отрасли лизинга (аренда автомобилей и железнодорожного подвижного состава) уже поднялись на новый уровень — здесь начинают использовать схемы оперативного лизинга с возможностью получения дополнительных услуг, например логистических и инжиниринговых.

Аренда по-быстрому

Одним из относительно новых продуктов отечественного рынка финансовой аренды можно считать экспресс-лизинг. Эта услуга позволяет клиенту лизинговой компании оформить сделку в течение двух-трех дней и быстро получить имущество. Причиной бурного развития экспресс-лизинга стали условия действующих программ по автокредитованию, предлагаемых коммерческими банками, которые поставили перед лизинговыми компаниями задачу внедрения альтернативных экспресс-продуктов с возможностью принятия решения по сделке в минимальные сроки.

«В соответствии с такими программами лизинговые компании ограничиваются проверкой деловой репутации клиента и анализом финансового состояния клиента на основе балльной системы», — рассказывает начальник управления маркетинга лизинговой компании «Уралсиб» Елена Алюшина. То есть «быстрый» лизинг мало чем отличается от банковского экспресс-кредита — в обоих случаях используются скоринговые системы. Смысл их работы заключается в определении ряда параметров, по которым производится оценка клиента и присваиваются баллы.

Далее все полученные клиентом баллы суммируются. Результат «примеряется» к уже готовой шкале, которая указывает на то, какую сумму можно потратить на клиента или вовсе следует ему отказать. По словам Елены Алюшиной, договоры финансовой аренды автотранспорта многими лизингодателями фактически заключаются «на конвейере» за счет использования описанной схемы.

Получается, что скоринг для лизингодателей сегодня — это необходимость, а не временное маркетинговое решение, заключает эксперт. Есть и другое мнение по этому поводу: «Все-таки мотивированное заключение опытного аналитика гораздо ценнее подсчета баллов», — считает руководитель проекта лизинговой компании «Вейтус» Александр Сухоруков.

О пользе скоринга

В Югорской лизинговой компании отмечают, что от применения скоринговых схем в лизинговом бизнесе есть определенная польза. Специалисты этой фирмы уверены, что внедрение таких систем позволяет лизинговой компании сократить временные издержки по оценке и одобрению проектов финансовой аренды за счет минимального пакета требуемых документов и стандартизации методик анализа потенциального лизингополучателя. Конечно, при использовании скоринга вероятность ошибок повышается: всех клиентов под один стандарт подогнать невозможно. Поэтому лизингодатели пытаются снизить риск с помощью ограничений, которые устанавливаются по экспресс-сделкам. Как и в банковском секторе, скоринговые системы прежде всего применяются при заключении контрактов, предметом которых является ликвидное имущество — тот же автотранспорт.

Однако эта мера окажется эффективной только тогда, когда лизинговые сделки заключаются в строго заданных стоимостных интервалах. То есть точно рассчитано, что в любой момент сделки стоимость предмета финансовой аренды будет превышать задолженность клиента перед лизингодателем. Именно поэтому во многих программах экспресс-лизинга четко определена максимальная и минимальная стоимость контракта. Причем часто эти ограничения устанавливаются по каждой модели автомобиля, которую предлагают получить в финансовую аренду. Что касается анализа финансового состояния клиентов, то к нему предъявляются стандартные методы, основанные на оценке суммы денежных оборотов, проходящих по расчетным счетам потенциального лизингополучателя. Исходя из суммы получаемых клиентом доходов, лизинговой компанией определяется максимально возможная для финансирования планируемой сделки сумма.

Другим путем внедрения программ экспресс-лизинга является тесное взаимодействие лизинговых компаний с поставщиками различного имущества, будь то автотранспорт, технологическое или полиграфическое оборудование. В этом случае лизинговые компании увеличивают свой портфель сделок и минимизируют риски, получая значительные скидки на предмет лизинга и заключая договоры ремаркетинга либо контракты обратного выкупа на приобретаемое имущество с поставщиками. Такие меры позволяют лизингодателям получить дополнительную финансовую «подушку» по сделке за счет экономии и быть уверенными в том, что при расторжении лизингового контракта его предмет можно будет гарантированно реализовать по фиксированной стоимости, что тоже значительно снижает риск образования убытков в случае неплатежей клиентов.

Лизинг вслепую

Еще одним новым продуктом, с помощью которого фирмы пытаются завоевать ранее не освоенный сегмент рынка, является лизинг без оценки финансового состояния клиента. Эта схема направлена на привлечение тех предприятий, которые скрывают некоторую часть своих доходов. Таких компаний до сих пор достаточно много, особенно среди представителей среднего и малого бизнеса. Чтобы привлечь таких клиентов на обслуживание, лизингодатели начали отказываться от подробного анализа кредито-способности потенциальных лизингополучателей.

«Конкуренция заставляет идти и на такие жертвы, — объясняет Александр Сухоруков. — Конечно, резко возрастает степень риска неплатежей, но это компенсируется увеличением оборотов, возможностью серьезного повышения маржи лизинговой компании». Когда прибыль выше потенциальных убытков, то подобные методы работы вполне имеют право на жизнь, считает эксперт.

Практика показала, что сделки без оценки финансового состояния вполне осуществимы, но лишь при соблюдении некоторых ограничений, в том числе и по сумме контракта.

«Различные лизинговые компании по-разному стремятся нивелировать риски этого продукта, — рассказывают специалисты Югорской лизинговой компании. — Это может быть и работа только с высоколиквидным имуществом, реализация которого на вторичном рынке не вызовет затруднений, ограничение максимальных сумм сделок и применение элементов управленческого анализа клиента, таких как выезд и осмотр специалистом лизинговой компании места ведения бизнеса, производственных мощностей, складов готовой продукции, офисов, принадлежащих клиенту, а также получение документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность лизингополучателя, например договоров на выполнение работ или оказание услуг, счетов-фактур и накладных».

На практике по сделкам, заключаемым без финансовой оценки, сдается лишь высоколиквидное имущество. Пока предметами таких контрактов в подавляющем большинстве являются легковые автомобили.

Вне закона

Ориентируясь на мировой опыт развития лизинговой отрасли, можно предположить, что следующей ступенью развития российского лизингового рынка станет оперативный лизинг в сочетании с пакетом дополнительных услуг, которые лизингодатели будут предлагать клиентам помимо прямого финансирования покупки предмета сделки. К слову, в наиболее развитых отраслях рынка финансовой аренды, таких как лизинг автомобилей или железнодорожного оборудования, подобные схемы работы с клиентами уже начали приживаться.

Оперативная схема позволяет клиенту с периодичностью раз в два-три года обновлять свой парк автомобилей или техники, не сталкиваясь с проблемами, связанными с необходимостью реализации старого имущества. Кроме того, оперативный лизинг зачастую дает возможность получать текущую прибыль от работы самого предмета сделки уже с первого месяца, а не после окончания договора лизинга.

Ведь ежемесячный платеж по договорам оперативного лизинга меньше, чем по договорам финансового. Такой вариант интересен компаниям, четко знающим свою загрузку на ближайшие полтора-два года, но не имеющим уверенности, что в будущем объемы заказов сохранятся на том же уровне (строительные компании). По окончании выполнения определенных заказов или работ клиент может вернуть технику, приобрести ее в собственность или продлить договор лизинга.

Таким образом, лизингополучатель не сталкивается с проблемой простоя оборудования. Еще одним плюсом оперативной схемы для клиента является возможность опробовать новые для него виды или марки техники, от которых лизингополучатель может в случае каких-либо проблем отказаться. Однако официально оперативного лизинга в России не существует (см. справку).

«Пока оперативный лизинг не будет прописан в законодательстве так же, как это сделано в отношении финансового лизинга, все сделки такого рода потенциально опасны и для лизинговой компании, и для получателя таких услуг», — считает Александр Сухоруков. Эксперты отмечают, что оперативный лизинг не пользуется популярностью в России в первую очередь из-за повышенной рискованности применения этого вида сделок.

Однако главная сложность состоит не в законодательных ограничениях, а в сдаче в финансовую аренду имущества и в дальнейшей его продаже. «Перепродать бывшую в употреблении технику затруднительно, поэтому переход к оперативному лизингу предполагает появление вторичного рынка предметов лизинга, — считают в Югорской лизинговой компании. — Это влечет за собой более тщательное изучение рынка, использование более сложных методов в маркетинге и как следствие переход на более высокий уровень управления лизинговой компанией».

Поэтому сейчас лизинговые фирмы предлагают оперативный лизинг лишь на автомобили, повторная сдача в аренду и продажа на вторичном рынке которых не вызывает больших затруднений.

Джентльменский набор

В странах «победившей финансовой аренды» дополнительное обслуживание является неотъемлемой частью оперативного лизинга. Смысл в том, что предприятие полностью отдает контроль за эксплуатацией производственных средств в руки лизинговой компании.

Самый простой пример — это аутсорсинг автопарков, когда лизингодатель следит за техническим состоянием машин, которые он сдал клиенту в аренду, проводит ремонт и обслуживание этих автомобилей, оформляет страховку, ведет учет горюче-смазочных материалов, хранит сезонные шины, заменяет старые автомобили на более новые и даже может предоставить собственных водителей или организовать курсы безопасного вождения. А клиент в свою очередь лишь регулярно переводит фирме лизинговые платежи, указанные в контракте оперативного лизинга.

Европейские компании активно используют такой аутсорсинг с целью исключения непрофильных функций из текущей деятельности компании, а также получения финансовых преференций в работе с профессиональными сервисными компаниями. В частности, наиболее распространенными объектами аутсорсинга в Европе являются транспортные перевозки и автопарки (44,7%), бухгалтерский учет (31,2%), административно-хозяйственное обеспечение (28,3%).

Однако есть вариант использования всего спектра дополнительных сервисов, но на основе контракта простой финансовой аренды. В этом случае схема работы будет такой же. Но автомобили, которые вернулись к лизингодателю после их обмена для клиента на новые, не сдаются повторно в лизинг, а реализуются на вторичном рынке. Именно такой вид обслуживания предлагают последние несколько лет российские лизингодатели. При этом клиент может сам составить набор дополнительных сервисов, которыми он собирается пользоваться. Но если имеет место практически полная передача всех забот о полученном в финансовую аренду имуществе, то такой вид обслуживания называют полнооперационным лизингом.

По словам Елены Алюшиной, в России полнооперационный лизинг пока не получил широкого распространения, хотя перспективность его развития очевидна. Клиент, используя такую услугу, может не отвлекаться на непрофильные активы и сосредоточиться на повышении доходности основного направления бизнеса, причем у него появляется возможность дополнительно экономить. Лизинговой компании, которая занимается обслуживанием предметов сделок профессионально, все обходится намного дешевле, а значит, и клиенту приходится платить меньше. «При автомобильном парке, состоящем из 50 единиц, экономия клиента составит не менее $50 тыс. в квартал», — уверяет Елена Алюшина.

Предоставление пакета дополнительных услуг значительно повышает привлекательность лизинговой компании по сравнению с конкурентами и позволяет получать повышенный доход по сделке. Только вот пока предлагать полнооперационный лизинг могут далеко не все игроки рынка финансовой аренды. Ведь чтобы предоставлять сервисные услуги, нужно сформировать штат соответствующих специалистов и наладить процесс работы сервисного подразделения. Чем разнообразнее набор дополнительных услуг, тем больше лизингодатель затратит средств на организацию работы сервисных подразделений.

Поэтому лизинговые компании в подавляющем большинстве не могут предложить полнооперационную схему — это «по зубам» лишь крупным и развитым лизингодателям. Причем неоспоримое преимущество в этом виде бизнеса имеют лизинговые компании, работающие при крупных производителях и предлагающие в лизинг их продукцию. У «материнской» структуры уже имеется собственная мощная сеть сервисных и дилерских центров, а лизингодатель успешно пользуется имеющейся базой и может на ее основе при минимальных затратах оказывать большой набор дополнительных сервисных услуг.

ОПЕРАТИВНАЯ СХЕМА

Законодательно в России оперативный лизинг определяется как простая аренда с возможностью перехода права собственности от одного пользователя к другому. Следовательно, при таких сделках не полагается налоговых льгот, присущих лизингу (см. FD № 2 ). Однако если схема реализуется через продажу имущества после завершения сделки дружественной лизингодателю компании и повторную его покупку для организации следующего контракта, то лизинговые льготы клиент все же может получить.

Ведь в этом случае получается, что была реализована не оперативная схема, а просто два последовательных лизинговых контракта, первый из которых завершился без перехода имущества в собственность клиента. Лизинговая компания забрала предмет обратно, продала его, а потом опять приобрела и сдала в финансовую аренду. Ничего криминального в такой схеме нет, но в любом случае это в обход существующих правил, а значит, лишний повод для придирок фискалов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль