Сэкономить на сотрудниках

1820
Одна из статей расходов, которая в любой компании постоянно растет, а поэтому стабильно вызывает у менеджмента желание что-нибудь в ней сократить, – это затраты на персонал

Нехватка квалифицированного персонала существует на рынке труда уже давно, а в 2008 году ситуация только обострится. Это подстегнет рост заработных плат.

Поэтому самый очевидный путь, который «напрашивается» при решении задачи по сокращению затрат на персонал, – прямое сокращение фонда оплаты труда, – в ближайшее время будет недоступен.

Тем не менее варианты решения проблемы есть. Сегодня наиболее реальными способами оптимизации затрат на персонал могут стать:

  • создание системы грейдов. По сути, речь идет о приведении в порядок тарифной сетки компании и исключении «выбивающихся» из рынка окладов;
  • оптимизация социального пакета. Замена неиспользуемых или не работающих на удержание льгот на более интересные для сотрудников. Возможно создание системы кафетерия, когда сотрудники могут сами выбрать льготы из предлагаемых предприятием;
  • оптимизация численности персонала и выведение части непрофильных работ на аутсорсинг.

С системой грейдов все более-менее понятно. А вот оптимизация социального пакета и численности персонала – тема сегодня актуальная для многих компаний.

Удержать, но не переплачивать

Основная сложность введения системы кафетерия – проблемы администрирования. Нужно отслеживать, какой сотрудник и какими льготами воспользовался, заключать, возможно, более мелкие договоры с компаниями-провайдерами услуг. Также нужно отдавать себе отчет в том, насколько сами предоставляемые предприятием компенсации и льготы интересны работникам и способствуют их удержанию в компании.

Преимущества же подхода очевидны. В ряде случаев можно достичь существенной экономии, исключив ненужные – подчас очень дорогостоящие – льготы. В качестве примера приведу опыт одного из ведущих перерабатывающих предприятий крупного машиностроительного холдинга. В этой компании система бонусов включала в себя множество льгот для работников, сохранившихся еще с советских времен: семичасовой рабочий день, дополнительные дни отпуска, доплаты за стаж работы, значительно превышающие требования законодательства. В результате, «лишние» льготы «съедали» порядка 25% рабочего времени и обходились компании примерно в 20% фонда оплаты труда.

Другой пример – одно из дочерних обществ крупного агропромышленного холдинга. У каждого сотрудника огромное количество официальных дополнительных статей дохода: всевозможные надбавки и льготы, которые к тому же составляли около 40% от основной части вознаграждения (оклад плюс премия). Причем многие из этих дополнительных выплат, по сути, дублировали то, за что выплачивалась премия. Руководство дочернего общества объясняло такую схему стремлением «удержать людей», «снизить текучку», притом, что до выявления факта подобных ничем не оправданных доплат основной причиной текучести кадров назывались организационные проблемы.

Нужно кого-то уволить

Как правило, не удается кардинально изменить количество сотрудников, если не провести большой системный проект по изменению бизнес-процессов компании. Однако преимуществ у такого решения значительно больше, чем недостатков, и экономия будет существенной.

Проиллюстрировать это утверждение можно следующим примером из опыта. Представители юридического департамента крупной транспортной компании вышли на руководство с просьбой увеличить штат. Потребность в новых сотрудниках обосновывалась тем, что компания ведет много судов одновременно и людей катастрофически не хватает даже для того, чтобы представлять интересы компании. Анализ загруженности и расчет трудозатрат по функциям позволили увидеть, что в компании не только нет нехватки юристов, но даже есть их избыток. А «разрывы» в загрузке вызваны неоптимальной организацией работ обеспечивающего персонала. По результатам этого исследования был предложен ряд мер по оптимизации работы юридической службы и связанных с ней по бизнес-процессу департаментов. Это позволило не только сократить штат, но и повысить скорость и качество работы в компании.

Все по-честному

На практике известны случаи, когда компании, стремясь сократить расходы на заработную плату сотрудников, реализовывали следующую схему. Выделялись ключевые специалисты, для которых фонд оплаты труда фиксировался. Вместе с тем составлялось новое штатное расписание, по которому зарплаты по аналогичным должностям значительно снижались. В итоге все, кто приходил в компанию, получали меньшие оклады, чем те, кто работал уже давно и не попал под пересмотр зарплат. В результате естественной ротации сотрудников в целом расходы на оплату труда снижались. Казалось бы, решение достаточно элегантное, но его нельзя рекомендовать использовать.

Во-первых, людей на меньшие оклады найти будет очень проблематично, а те, кто согласится, скорее всего не будут обладать должной квалификацией.

Во-вторых, как бы ни охранялись сведения об окладах внутри компании, рано или поздно всем станет известно о перекосах в заработной плате. Объяснить подобную позицию руководство вряд ли сможет, и, вероятно, последует серия увольнений.

В результате стремление экономить выльется в серьезные кадровые проблемы. Компания будет вынуждена в срочном порядке набирать новый персонал, и уже не будет времени на поиск дешевых работников. Подводя итог, можно сделать вывод, что подобная экономия для бизнеса может обернуться еще большим ростом расходов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль