Инвестиции в ритейл?

1528
Какое будущее ждет российский ритейл в 2008 году, и стоит ли рассматривать это направление деятельности как удачный вариант для инвестиций

По данным исследования, проведенного Deloitte, компания «Евросеть» стала самой быстрорастущей розничной сетью в мире. Компания X5 Retail group заняла в этом же рейтинге лишь 191-е место. По мнению аналитиков, для российских компаний такие места в рейтинге только начало дальнейшего восхождения. Примечателен тот факт, что ритейл растет практически на пустом месте, не имея, как добывающие отрасли, унаследованной инфраструктуры.

Такой стремительный взлет обеспечен общим экономическим ростом, бумом потребительского кредитования и возможностями экстенсивного развития. В 2007 году средняя заработная плата в России выросла на 25%, что стало следствием роста экономики в целом. Дополнительно на руку ритейлерам сыграло укрепление рубля, что стимулирует потребительскую активность. По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе–ноябре 2007 года составил 9 528,7 млрд рублей – больше, чем в аналогичном периоде прошлого года на 15%. Это не так много, как в 2006 году, когда прирост составил 21%, но гораздо больше, чем в целом по миру, где рост, по данным ВТО, всего 6%. Причем европейская и американская розница показали отрицательный рост.


Общую положительную динамику обеспечили страны BRIC, среди которых Россия опередила даже Китай, пропустив вперед только Индию. Аналитическая компания UBS предполагает, что до 2010 года российский рынок будет расти в среднем на 17% ежегодно. По данным Альфа-банка, из 34 размещений, планируемых в 2008 году, пять придется на розничные сети. Опережают их только строительные компании – их семь, и банки – шесть. Возможно, разразившийся кризис скорректирует эти планы или повлияет на суммы размещений. Среди компаний уже упоминавшаяся X5 Retail Group, которая собирается во втором полугодии провести повторное IPO на миллиард долларов. Больше аппетит только у «Евросети». В планах этого ритейлера привлечь $1,440 млн. Остальные ведут себя скромнее. «Магнит» хочет получить $500 млн, группа «Виктория» – $450, а «Детский мир» готов довольствоваться $250. В 2009–2010 годах на IPO планирует выйти «Копейка», причем сумма размещения составит $300 млн.

Пути развития

В начале века сети развивались в основном за счет строительства новых магазинов в том регионе, где они начинали свою деятельность. Впоследствии, когда возможности быстрого роста в родных городах были исчерпаны, началась экспансия в соседние регионы. Хотя даже сейчас остаются возможности для открытия магазинов в, казалось, бы уже освоенных городах за счет вытеснения более мелких конкурентов и рынков. Дороговизна городской земли делает небольшой бизнес нерентабельным, поэтому площади под строительство гипермаркетов постепенно высвобождаются. По данным Росстата, за год доля магазинов среди розницы выросла с 80,2% до 84,8%.

Тем не менее для развития крупные игроки вынуждены не столько строить новые магазины, сколько скупать существующие сети. Лидер на этом направлении – X5 Retail group. В октябре 2007 года компания приобрела сеть «Корзинка» за $115 млн, а в декабре – «Страну Геркулесию» за $65 млн. X5 не останавливается на достигнутом и сейчас уже собирается приобрести сеть «Карусель». Благодаря таким покупкам компании удалось практически выполнить план по увеличению площадей, установленный на уровне 150 тыс. кв. м. Чистая розничная выручка без арендных и маркетинговых расходов составила $5,28 млрд, что на 53% больше, чем годом ранее.

Второй лидер ритейла, компания «Евросеть», придерживается несколько иной стратегии. Безусловно, покрыть сетью небольших киосков город в чем-то проще, чем строить гипермаркет. Александр Папин, вице-президент по финансам «Евросети», так прокомментировал эту ситуацию: «При быстром росте компаний, не имеющих возможностей финансирования последнего за счет средств, выделяемых акционерами, и не являющихся частью крупного холдинга с отлаженными процессами, возникают две огромные трудности: привлечение финансирования и сохранение контроля. При преодолении этих трудностей очень важно сохранить баланс, то есть неразумными заимствованиями не довести компанию до дефолта и не потерять полностью управляемость, что также может привести к краху».

Папин не исключил возможности приобретения других компаний, однако смотрит на этот путь развития осторожно. «При слияниях и поглощениях самое главное – не приобрести «кота в мешке», четко понимать, что компания получает за потраченные деньги и что собирается с этим потом делать. Что касается планов нашего развития, то мы будем двигаться двумя путями: диверсификация бизнеса на территории, где мы уже присутствуем, и продвижение в страны дальнего зарубежья, на Юго-Восток. Очень вероятно, что при этом продвижении мы будем покупать каких-то локальных игроков», – сообщил Папин.

Внешняя угроза

Прошли времена, когда российские ритейлеры с замиранием сердца ожидали прихода западных гигантов, опасаясь за свое будущее. Этот период пришелся на 2004 год, который, по мнению большинства аналитиков, был наиболее удачным для вхождения на российский рынок ритейла. Сегодня розница окрепла, встала на ноги и готова дать бой на своей территории любому пришельцу. Сейчас лишь Carrefour – вторая по величине европейская сеть – собирается выходить в Россию, но начнет она с Тюмени. К тому же приход глобальных компаний сильно затруднен тем, что существует дефицит современных торговых площадей, которые не успевают строиться, чтобы обеспечить потребности даже внутреннего рынка.

Следующий благоприятный момент выхода наступит тогда, когда в России после череды слияний и поглощений сформируются сети федерального уровня. Пока стопроцентным региональным охватом может похвастаться только «Евросеть», однако компания избавлена от многих проблем супер– и гипермаркетов. Сейчас для иностранцев ситуация такая: строить «с нуля» собственные магазины уже поздно, а покупать кого-либо из местных игроков пока рано. Все дело во фрагментированности рынка. На долю пяти крупнейших игроков приходится всего 6%, и в ближайшие год-два ситуация сильно не изменится.

Дополнительная проблема для иностранных сетей состоит в том, что в России недостаточно развиты логистические услуги. В результате российские сети много инвестировали в транспорт и логистику, и зарубежным игрокам придется заниматься тем же самым. Хотя есть примеры, когда российский ритейлер отдал всю логистику на аутсорсинг, но это исключение.

Смена приоритетов

Многие непродовольственные сети развивались за счет бума потребительского кредитования, пик которого уже прошел. Не в последнюю очередь это связано с мировым финансовым кризисом, который заставляет банки пересматривать процентные ставки по потребительским кредитам. Ожидается и перераспределение структуры потребления. В 2006 году покупатели тратили 46% располагаемого дохода на продовольствие. К 2010 году эта цифра снизится до 44%. Соответственно скорректируются и темпы роста различных сегментов рынка.

Продовольственные сети будут расти в среднем на 14,1% в год, непродовольственные – на 16,4%.Если российская экономика будет развиваться так же, то даже на фоне мирового финансового кризиса у российских розничных компаний прекрасные перспективы. А благодаря тепличным условиям, которые им обеспечили осторожные мировые гиганты, у российских компаний откроется возможность выйти в СНГ и страны Восточной Европы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль