Партнерство с государством

1013
Сегодня компании могут работать в партнерстве с государством при создании социально значимых объектов. Аналитики ожидают бума подобных проектов после 2012 года
По данным Минтранса России, 60% трасс федерального значения не соответствуют нормативным требованиям, а дорожное строительство не поспевает за увеличением количества машин. Одна из возможностей решить эту проблему – привлечь частных инвесторов на принципах государственно-частного партнерства. Эта форма сотрудничества довольно популярна в Европе, и сейчас она развивается в России. Ее суть состоит в том, что компания либо фонд вкладывают средства в проект, получают объект в управление и часть прибыли. Государство со своей стороны гарантирует сохранность вложений. Иначе такие проекты называются концессиями. Их предметом могут быть социально значимые и инфраструктурные объекты, которые не могут быть приватизированы. К ним относятся аэродромы, железные дороги и объекты ЖКХ.

Сейчас власть предлагает частному бизнесу участвовать в крупных проектах в ранее закрытых для предпринимателей отраслях. В основном это касается объектов инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Такая возможность появилась после вступления в силу закона «О концессионных соглашениях», который позволяет реализовывать крупные проекты под государственные гарантии. Однако не все так просто. В принятом законе не раскрываются механизмы налогообложения концессионера и гарантии возмещения убытков. Практически концессионер работает на общих условиях, поэтому ожидать серьезного притока инвестиций в подобные проекты не приходится.

Вместе с тем сама по себе модель привлекательна для компаний. Инвестор получает государственные гарантии и возможность зарабатывать в ранее закрытых отраслях. С государством можно взаимодействовать не только посредством получения концессий, но и участвуя в смешанных инвестиционных фондах. В России наблюдается перекос в сторону высоких технологий, где есть возможность быстро и много заработать. Огромное количество государственных инвестиционных фондов привлекают деньги частного капитала, которые направляются на поддержку компаний, находящихся на ранней стадии развития. Такой дисбаланс будет сохраняться, несмотря на то, что инвестиции гораздо нужнее в ЖКХ, однако привлечь их туда трудно. Попытки профинансировать за счет частных средств федеральную целевую программу «Жилище» пока трудно назвать удачными. Например, в одну из подпрограмм планировалось привлечь 800 млрд рублей, а получилось всего 600 млн рублей, то есть менее процента. Сейчас бизнес интересуют крупные проекты, а модернизации ЖКХ, в особенности на муниципальном
уровне, к таковым не отнесешь.

Сейчас усилия государства и бизнеса направлены в основном на создание и развитие крупных инфраструктурных объектов. Это межрегиональные проекты по строительству и модернизации сетевых сооружений, генерирующих мощностей, транспортной инфраструктуры.

Благие намерения

В ближайшие годы в России будет реализовано при благоприятном стечении обстоятельств два крупных концессионных проекта – Орловский тоннель под Невой и Северо-западный диаметр в Санкт-Петербурге. По первому уже определен круг участников конкурса, итоги которого будут подведены в мае 2008 года, а запущен в эксплуатацию он будет в 2012 году. В случае его успеха в области концессий начнется настоящий бум.
Дело в том, что в Санкт-Петербурге принят закон «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП», который вводит само понятие государственно-частного партнерства и декларирует инвестору, в каких проектах и на каких условиях он может принимать в нем участие. В результате питерские законодатели существенно улучшили инвестиционный климат и повысили привлекательность концессий на своей территории.

Системные трудности

Там, где появляется государственный аппарат, неизбежно возникает коррупция. Так происходит всегда и во всех странах, но в России уровень коррумпированности чиновников на всех уровнях очень высок. Также чиновникам не хватает уровня компетентности, чтобы нормально воспринимать инвестиционные проекты. Степень ответственности государственного аппарата также оставляет желать лучшего. Такие факторы, мешающие развитию партнерства государства и частных компаний, приводят аналитики Института региональной политики. И делают неутешительный вывод, что в России пока не сложилось качественной гражданской среды для реализации подобных начинаний.
Так что в России еще не скоро будут осуществляться грандиозные инфраструктурные проекты по типу тоннеля под Ла-Маншем, который обошелся в $15 млрд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль