Схема брэнда

1151
Атавова Альбина
корреспондент FD
Лицензионные платежи за брэнд: как защититься от претензий налоговой инспекции

Лицензионные платежи за брэнд долгое время были простым и дешевым способом оптимизации налоговой нагрузки. Подобная организация бизнеса позволяет увеличить расходы фирмы, следовательно, сократить базу по налогу на прибыль. Однако пристальное внимание со стороны контролирующих органов вынуждает российских бизнесменов пересматривать свои подходы к использованию этого инструмента. Теперь у схемы должно быть весомое экономическое обоснование.

Партнеры из офшора

Схема выплаты роялти с использованием компаний, зарегистрированных в офшорах, остается одной из самых популярных, несмотря на гонения. Ее суть — регистрация правообладателя в низконалоговой юрисдикции с последующим заключением лицензионных и сублицензионных договоров (в зависимости от длины цепочки компаний) и последовательное перечисление роялти из России за рубеж (см. схему № 1).

Единственный сбор, который уплачивает в таком случае кипрская компания, — налог на прибыль, составляющий 10% от суммы комиссионного вознаграждения. На Британских Виргинских островах налогов не возникает. Российская компания освобождается от налога на роялти, но обязуется выплатить НДС. «Роялти признается объектом обложения НДС (абз. 3 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), — говорит Юлия Осипова, юрист компании Roche & Duffay. — Лицензиат в этом случае выступает в качестве налогового агента (ст. 161 НК РФ). По общему правилу уплаченная сумма НДС для самого налогового агента является налоговым вычетом». Для подтверждения права на налоговый вычет особое внимание следует уделить оформлению выплат лицензиару в лицензионном договоре. Сумма НДС должна отдельно выделяться в лицензионном договоре. Закон этого требования не устанавливает, но налоговые органы требуют его соблюдения. Если схема с использованием Кипра в качестве «транзитной» страны кажется вам не очень респектабельной, то в качестве альтернативы можно использовать Нидерланды. В соответствии с соглашением между Россией и Нидерландами ставка налога у источника на исходящие роялти также составляет 0%.

Появляется вопрос: почему нельзя направить денежные средства напрямую на Виргинские острова, минуя Кипр, и не платить комиссионные? Надо помнить, что мало вывести денежные средства в офшор. «Эти средства как-то должны вернуться обратно в российскую компанию, — говорит Дмитрий Кравчук, финансовый консультант консалтинговой компании «Финансы и кредит». – Например, путем предоставления займа». Разумеется, что кредит от компании, которой перечислялись платежи за брэнд, вызовет естественное подозрение налоговой инспекции о наличии схемы по минимизации налогообложения. «Согласно пункту 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени», — комментирует ситуацию Юлия Осипова.

Простая экономия

Снизить налогооблагаемую базу позволит регистрация товарного знака не на компанию, а на одного из собственников бизнеса (см. схему № 2). В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Следовательно, лицензиар (лицо, на которое регистрируется товарный знак) должен быть зарегистрирован индивидуальным предпринимателем (ИП). Видом деятельности которого, указанным при регистрации, будет передача прав на использование товарного знака. Налоговая экономия при этом достигается за счет применения упрощенной системы налогообложения.

Следует помнить, что для применения «упрощенки» существует ограничение по доходам. Суммарный размер периодических платежей, полученных лицензиаром за право использования товарного знака, также не может превысить определенной суммы — 24,82 млн рублей в 2007 году. Экономия очевидна: максимальная сумма единого налога, которую придется уплатить индивидуальному предпринимателю, не превысит 1,5 млн рублей. Фирма при этом сэкономит около 4,5 млн рублей по налогу на прибыль. «Таким образом, через лицензионные платежи собственники бизнеса получают часть дивидендов, — размышляет ведущий аудитор «Интелис-аудит» Елена Севодина. – Только при таком подходе идет немалая экономия. Использование схемы позволяет снизить налоговую нагрузку на собственника на 3 процентных пункта — 6% ЕНВД против 9% налога на дивиденды».

Если товарный знак уже зарегистрирован на юридическое лицо, то оптимизировать налогообложение можно путем создания группы связанных предприятий (см. схему № 3). При этом фирма-правообладатель переходит на «упрощенку», передав часть своего товарооборота другой фирме. «Лучше, если взаимозависимость между предприятиями группы не будет явной, — говорит Елена Севодина. — Данное обстоятельство не позволит налоговым органами осуществлять контроль за ценообразованием по сделкам между ними в соответствии со статьей 40 НК РФ». Устанавливается величина лицензионных платежей, позволяющая при обеспечении прибыльности новой фирмы сократить расходы по уплате налога на прибыль за счет увеличения расходов на выплату роялти. К числу недостатков этой схемы относится необходимость дополнительных расходов по регистрации или перерегистрации товарного знака, необходимость переноса части товарооборота, а также возникновение расходов по регистрации лицензионного договора.

Цена — копейка

Больше всего вопросов у налоговиков вызывает необоснованно высокая ставка роялти. «Не стоит заведомо чрезмерно завышать стоимость роялти, — советует Дмитрий Кравчук. — На практике наблюдаются случаи, когда роялти завышено в 10 раз. Но выплата необоснованно высоких лицензионных платежей наверняка вызовет вопросы у налоговой инспекции». Доказать оправданность размера роялти способна только оценка стоимости брэнда. «Раньше сумма роялти указывалась произвольно, — рассказывает независимый консультант Александр Яковлев. — Теперь компании вынуждены проводить оценку. При конфликте с налоговой инспекцией такой документ поможет защитить позицию компании».

Российские налоговики при оценке оправданности величины роялти используют метод дисконтированных потоков. Согласно ему сначала вычисляется стоимость брэнда (рассчитывается, сколько идентичного товара можно продать под этой маркой и без нее), потом рассчитывается дисконт и определяется чистая стоимость брэнда. «Целесообразность применения налоговиками метода дисконтированных денежных потоков неоднозначна, — уверен Дмитрий Кравчук. – Всех равняют под одну гребенку, что в принципе недопустимо».

Налоговикам довольно часто удается доказать взаимозависимость лицензиара и лицензиата, соответственно необоснованность расходов. Большое значение имело постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.05 № А66–5524/2004. Суд рассматривал дело о лицензионных платежах по товарному знаку «Афанасий». В схеме было задейст-вовано три фирмы – «Афанасий-пиво», «Тверь-пиво» и швейцарской Eastern Union Holding. Российская «Афанасий-пиво» заключила договор на использование товарного знака «Афанасий» с компанией «Тверь-пиво». Последняя в свою очередь использовала брэнд по договору с правообладателем — Eastern Union Holding. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку компании «Афанасий-пиво». И по ее итогам обратилась в суд о взыскании штрафных санкций по неуплаченным налогам и сборам. В ходе проведения мероприятий налогового контроля инспекция установила, что все три компании были взаимозависимыми. Учредитель швейцарской фирмы Максим Ларин одновременно являлся генеральным директором и акционером «Афанасий-пиво», а также председателем совета директоров «Тверь-пиво».

Кроме того, инспекция назначила независимую экспертизу, в результате которой было установлено, что среднерыночный размер лицензионных платежей по напиткам составляет от 2 до 5%. Для «Афанасий-пиво» лицензионные платежи превышали 20%. Из этого был сделан вывод об экономической необоснованности использования товарного знака «Афанасий» и наличии схемы по уклонению от уплаты налогов. Налоговики потребовали взыскать сумму штрафа в размере 1,6 млрд рублей. Суд поддер-жал позицию налогового органа.

Защита в суде

Для защиты в суде лицензионные платежи должны быть экономически обоснованы. Однако четкого определения «экономической обоснованности расходов» не существует. «Не дает четкого ответа на этот вопрос судебная практика, — говорит Екатерина Наринян, руководитель направления по сопровождению международных инвестиционных проектов «Бейкер Тилли Русадит». — Вопрос экономической обоснованности расходов решается индивидуально в каждом конкретном случае». В Налоговом кодексе под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом такие расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Подтверждением фактически понесенных затрат прежде всего являются:

• свидетельство о регистрации товарного знака;
• документы, подтверждающие расходы на создание, регистрацию, продление товарного знака;
• лицензионное соглашение;
• акт приема-передачи и (или) инвойс;
• платежные документы в части лицензионных выплат и НДС;
• документы, свидетельствующие о производственном назначении приобретаемых прав.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на требования к заключению лицензионных договоров на пользование объектами интеллектуальной собственности. «Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными (ст. 27 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»). Соответственно не получится вычесть лицензионные платежи по договорам из налоговой базы по налогу на прибыль», — говорит Юлия Осипова. Вместе с тем в своем постановлении ФАС Московского округа от 10.11.06 по делу № КАА40/1070706 позволил отнести платежи по незарегистрированным лицензионным договорам на расходы. При этом арбитры указали, что налогоплательщик не несет ответственности за «отрицательные последствия бездействия уполномоченного на регистрацию лицензионных договоров лица». Таким образом, суд одобрил отнесение компанией платежей по недействительному лицензионному договору на себестоимость.

ОПЛАТА ПОШЛИНЫ

Включение в расходы пошлины за продление срока действия регистрации товарного знака также уменьшает налог на прибыль. Согласно пунктам 1, 2 статьи 247 НК РФ, подпункту 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ, пошлина за продление срока действия регистрации товарного знака относится к расходам, связанным с реализацией. Следовательно, может уменьшить размер налогооблагаемой прибыли налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.11.04 № А11-3274/2004-К2-Е-2706 признал пошлину за продление срока действия регистрации товарного знака периодическим платежом и как следствие возможность его учета в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Минфин России в своем письме от 06.02.06 № 03-03-04/1/88 также считает возможным в целях налогообложения прибыли учитывать расходы на уплату патентных пошлин, связанные с продлением срока действия патентов на изобретения и полезные модели, в составе прочих расходов. Разумеется, при условии, что такие расходы компании обоснованы и документально подтверждены.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль