Отдать не взять

1031
Ваши IT-расходы растут в геометрической прогрессии? Ищите выход в аутсорсинге

Время жизни IT-решений невелико — два года, максимум пять лет. После требуется модернизация. Поскольку вести бизнес без IT-инфраструктуры в современных условиях довольно сложно, компании вовлечены в бесконечно увеличивающийся круговорот затрат. По данным IDC, расходы на IT в коммерческом и госсекторе в 2005 году составили $9,76 млрд. Аналитики прогнозируют, что до 2010 года российский рынок информационных технологий будет ежегодно расти в среднем на 17,6% и его объем достигнет $26,8 млрд уже к 2010 году.

Затраты компании на IT складываются из расходов на персонал и инфраструктуру. Первая составляющая включает заработную плату и ЕСН. Вторая — стоимость аренды и инженерного обслуживания помещения, стоимость самого оборудования и ПО, сервисных контрактов на их техническое обслуживание. При наличии сложного бизнес-приложения далеко не всегда возможно обойтись своими силами — приходится звать консультантов. Просчитайте стоимость расходных материалов, например кабелей, картриджей и доставки. Венчает перечень стоимость трудозатрат на обработку транзакций по этим договорам. «Расходы на обслуживание IT-систем собственными силами соизмеримы с затратами на основной бизнес», — говорит Артур Щерба, генеральный директор WideXs.

Компания «Стек Софт», производитель программных комплексов для поддержки бизнеса телекоммуникационных операторов, пользуется услугами аутсорсинга IT-инфраструктуры почти четыре года. «Наши собственные инвестиции в это вспомогательное направление бизнеса составили бы недопустимо высокую долю в бюджете, — объясняет такое решение генеральный директор Виктор Кутуков. — Еще более значительны эксплуатационные расходы по поддержанию инженерной инфраструктуры. На фоне проблемы московского энергоснабжения эксплуатационные затраты для одной отдельно взятой компании были бы просто непомерны».

Разделяй и экономь

При создании инфраструктуры с нуля наиболее эффективно разделить обслуживание аппаратной и программной частей. «В случае сбоя программного обеспечения нам дистанционно помогает IT-департамент центрального лондонского офиса, — рассказывает генеральный директор российского подразделения Koch Supply & Trading Сергей Тимохович. — Если же ломается оборудование, то неисправность устраняют сотрудники российской сервисной компании». Лондонские услуги опла-чиваются по постоянному договору. Услуги российского сервисного предприятия — по мере необходимости по рамочному до-говору.

Использование такого подхода становится невыгодным, если инфраструктура унаследована от прошлых лет. В таком случае приходится постоянно ее модернизировать «по частям», и стоимость услуг аутсорсера из-за частоты и трудоемкости контактов превысит затраты на содержание собственного ITотдела. Необходимо учитывать, что контракт с ITаутсорсером становится выгодным только при долгосрочном партнерстве до десяти лет. На Западе соглашения SLA (стр. 24) заключаются минимум на три года. «В России заключаются контракты на год с возможностью пролонгации. Договоры на 3–5 лет пока единичны», — говорит Михаил Брусенцев, генеральный директор аутсорсинговой компании Tescom.

У IT-аутсорсера есть несколько возможностей для экономии. «Крупные аутсорсеры, правда пока среди них почти нет российских, оказывают услуги на собственной инфраструктуре, — поясняет Михаил Брусенцев. — Для клиента это означает снижение текущих IT-затрат на 25–30%. Например, выгодно отдать на аутсорсинг замену расходных материалов для периферийной техники. Во-первых, с клиента снимается необходимость учета и логистических затрат. Во-вторых, аутсорсеры имеют отработанный механизм контактов с поставщиками продукции, что и позволяет им экономить». Так, у компании Xerox есть специальное подразделение Xerox Global Servises. Среди его клиентов в России такие компании, как Citibank, Ernst & Young, Intel, «ЦВ Протек».

Аутсорсеру можно отдать отдельные функции, традиционно входящие в сферу ответственности системных администраторов. Например, сервис электронной почты. Соответствующий сервер принадлежит аутсорсеру, отвечающему за его работоспособность и фильтрацию почты, информационную защиту компании от атак через электронную почту.

Гораздо тяжелее доверить посторонним «сердце» компании — серверы обработки данных, на которых установлена корпоративная информационная система. Коммерческих data-центров в России пока немного, а стоимость их услуг колеблется около 30 тыс. рублей за аренду серверной стойки в месяц, включая круглосуточное обслуживание. За аренду серверов, подключение к телекоммуникационным каналам и трафик взимается отдельная плата. По оценке WideXs, объем российского рынка услуги размещения серверов и стоек (collocation) в 2006 году составил $30-35 млн, не менее 70% рынка сконцентрировано в Москве. «В ближайшие 2–3 года произойдет как минимум удвоение объема рынка, спрос в регионах постепенно будет расти, догоняя центр», — оценивает потенциал Артур Щерба. Абсолютное большинство компаний предпочитают строить свои центры обработки данных. «Строительство собственной небольшой инфраструктуры на 10 стоек потребует около $300 тыс.», — оценивает генеральный директор компании DataDom Андрей Павлов, без учета стоимости аренды помещения, заработной платы сотрудников и покупки серверного оборудования.

Единство провайдера

Понятие телекоммуникационного аутсорсинга сильно отличается от простой покупки услуг оператора связи. В идеале клиент платит аутсорсеру, а тот берет на себя взаимодействие с операторами связи, поддерживает рабочее состояние сети, решает, какое оборудование необходимо клиенту — вплоть до покупки настольных телефонных аппаратов. При этом вся аппаратура находится в собственности провайдера. Такой контракт может быть особенно выгоден территориально распределенным компаниям. Тогда не придется в каждой точке присутствия заключать договоры с местными операторами связи, когда разнятся предметы договоров и условия оплаты, а трудозатраты на их учет занимают большое количество рабочего времени бухгалтеров.

Japan Tobacco International (JTI, основные производственные подразделения расположены в России и странах СНГ) с представительствами в 250 городах 47 стран в 2004 году заключила комплексный долгосрочный контракт с Equant стоимостью $144 млн. Аутсорсер взял на себя обеспечение передачи данных, интернет-доступа, безопасности сетей, IP-телефонии, удаленного доступа, контакт-центра, обслуживание LAN (локальной сети компьютеров и периферийного оборудования, объединенной каналами цифровой связи). Все телекоммуникационное оборудование JTI было передано на баланс подразделению Equant Orange Business Services, к нему же в штат было переведено несколько десятков IT-специалистов клиента. В результате общие затраты JTI на содержание телекоммуникационной и IT-инфраструктуры сократились почти на 30%.

Менее масштабный пример — российский дистрибьютор «Сейлс». Компания воспользовалась услугой телекоммуникационного аутсорсинга в Москве. Оператор связал беспроводной сетью (WiMAX) 15 оптовых и 8 розничных торговых павильонов компании, расположенных около станций метрополитена. Процесс прокладки в этих зонах выделенной линии потребовал бы серьезных временных и денежных затрат, связанных с получением различных согласований и сложностями со строительными работами. При этом требовались телефонная связь и безлимитный интернет-доступ от одного оператора. «Мы хотели уменьшить ежемесячную отчетную документацию, поступающую от 11 провайдеров. Ведь каждый оператор предлагает клиенту свой формат отчетности и свои временные рамки, — говорит директор «Сейлс» по развитию информационных систем Илья Лукьянов. — Небольшому IT-подразделению, обслуживающему большое количество территориально разбросанных офисов, важно иметь одну точку входа для экономии времени». В результате при составлении SLA компания лимитировала время подключения павильонов к услугам связи — три дня. Единовременный платеж за интернет-подключение составил $250 за канал, причем в стоимость услуги включено необходимое оборудование. При увеличении количества или перемещении павильонов, например из-за ремонта входа в метро, «переезжают» весь пакет услуг и телефонные номера.

«Создание и поддержка работоспособности закрытой виртуальной частной сети VPN, объединяющей территориально удаленные офисы компании в единую закрытую рабочую сеть, — самое перспективное направление телекоммуникационного аутсорсинга», — резюмирует Александр Ильин, технический директор компании «Синтерра». Интересно, что неплохие перспективы этой услуги подтверждают аутсорсинговые госконтракты. Так, Росстат заключил с «Синтеррой» договор на обеспечение функционирования своей виртуальной частной сети (MPLS/VPN) в центральном аппарате и территориальных органах (80 объектов) в 2007 году.

При обращении к аутсорсеру помните, что полностью сократить IT-отдел не получится — кто-то должен контролировать качество работы аутсорсера. «Экономия на IT-инфраструктуре более выгодна, чем экономия на IT-персонале», — резюмирует Михаил Брусенцев.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУТСОРСИНГА

В качестве критерия эффективности аутсорсинга обычно берется показатель ROI – отношение инвестиций к прибыли. Допустим, компания построила IT-инфраструктуру, состоящую из сетей VPN (общая стоимость проекта – $500 тыс.), офисного программного обеспечения (общая стоимость – $50 тыс.), аппаратной части ($100 тыс.). Также нужно учесть расходы на персонал (заработная плата и ЕСН – по $1,5 тыс. на 10 человек ежемесячно), аренду и инженерное обслуживание помещения ($200 ежемесячно), оператора связи ($300 ежемесячно), расходные материалы ($100 ежемесячно).

За первый год затраты составили $500 тыс. + $50 тыс. + $100 тыс. + $1,5 тыс. x 10 x 12 + ($200 + $300 + $100) x 12 = $837,2 тыс. При этом прибыль компании до налогообложения составила $5 млн. В таком случае ROI = $837,2 тыс./$5 млн = 0,167. В случае аутсорсинга телекоммуникации обошлись бы компании ежемесячно в $1 тыс., аренда оборудования – $50 тыс. в год, затраты на ПО, расходные материалы и аренду и инженерное обслуживание помещения не изменились бы. В штате IT-службы остались бы два человека. Появились бы затраты за техническое обслуживание ПО и аппаратуры ($2 тыс. в месяц). Затраты за год составили $175,6 тыс. ROI = $175,6 тыс./$5 млн = 0,035.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль