Пять налоговых ловушек

1382
Договорные условия, которые заставят налоговиков заподозрить, что компания уклоняется от налогов

Пять налоговых ловушек

Сегодня практически все выездные налоговые проверки компаний по налогу на прибыль и НДС сопровождаются встречными проверками поставщиков. Налоговики ищут признаки фиктивности сделок, чтобы отказать налогоплательщику в списании расходов по договору и в вычете входного НДС, доначислить налоги, пени и штрафы.

Однако сплошная встречная проверка всех контрагентов сопряжена с очень большими и, как правило, неподъемными для работников ФНС временными затратами. На помощь инспекторам приходят безобидные на первый взгляд недочеты в договорах, которые порождают подозрения в нереальности проведенных по документам хозяйственных операций.

1. Не ясно, каким образом заключен договор

Проверяя какой-либо договор, налоговики обязательно сопоставят данные, указанные в нем и первичных учетных документах. А также соответствие этих данных фактическому характеру деятельности партнеров.

К примеру, проверяемая компания и ее поставщик находятся в разных городах. Ничего подозрительного в этом нет, но нужно быть готовым к требованию представить авансовый отчет по командировке сотрудника к поставщику для подписания договора. Тот же документ запросят и у поставщика. Если отчета не окажется ни у той, ни у другой стороны, это будет первым кирпичиком в доказательстве нереальности данной хозяйственной операции.

Налогоплательщики в такой ситуации, как правило, начинают доказывать, что договор заключался путем обмена документами по почте. Но тогда налоговики потребуют предъявить почтовые конверты или журнал входящей/исходящей корреспонденции. Конечно, сам по себе факт отсутствия отчетов по командировке или журналов корреспонденции автоматически не означает, что сделка будет признана фиктивной. Но пристальное внимание к ней со стороны инспекторов обеспечено.

2. Договор из «группы риска» заключен в конце квартала

Иногда просчеты в планировании приводят к тому, что на конец квартала у компании образуется «сверхплановая» прибыль (и соответственно обязательства по налогу на прибыль) и/или сумма НДС к уплате значительно выше предполагавшейся. И совсем не остается времени провести расходные операции или применить другие безопасные способы, которыми можно было бы эти налоги снизить. Или хотя бы перенести срок уплаты. Поэтому первое, что многим приходит в голову, – списать часть прибыли на какой-нибудь «нематериальный» договор: юридические услуги, маркетинг, ремонт компьютерной сети, поиск персонала, уборка офиса и т. д.

Налоговики эти приемы очень хорошо знают. Поэтому, даже если затраты на услуги – реальные, лучше не заключать подобные договоры в конце квартала или года. В противном случае помимо досконального и сверх-придирчивого изучения первичных документов по этому контракту обязательно будет назначена встречная проверка «консультанта». Итогом которой может стать отказ в списании расходов и вычете НДС.

3. Хронологические несоответствия в документах

Часто бывает, что документы грешат хронологическими неувязками. Например, подрядчик заключил договоры на субподрядные работы ранее, чем основной договор подряда с заказчиком строительства. Или акты выполненных работ, которые с учетом специфики производства должны выполняться позже, подписаны ранее актов по работам, которые должны выполняться в первую очередь.

В такой ситуации налоговый инспектор рассудит просто: первые из упомянутых работ на бумаге делала однодневка, с которой быстренько «заключили» договор, вторые – реальный подрядчик, по которому уточнялись сметы, что-то доделывалось-переделывалось. И начнет копать дальше – назначит встречную проверку субподрядчиков, начнет опрашивать сотрудников проверяемой компании-подрядчика. А потом с большой долей вероятности ей придется доказывать в суде, что договор был вполне реальным.

Вот характерный пример. ООО «Два ДВ» из Хабаровска являлось субподрядчиком ООО «Хабстройбизнес», которое в свою очередь был подрядчиком компании «ЛПСтрой». Однако налоговики выяснили, что договор субподряда заключен 1 января 2006 года – еще до заключения договора строительного подряда от 10 января 2006 года. Инспекторы обратили внимание на это несоответствие, начали проверять далее и нашли подозрительные огрехи в оформлении счетов-фактур. В итоге налоговики, а вслед за ними и судьи пришли к выводу, что фактически взаимоотношений между «Два ДВ» и «Хабстройбизнесом» не было. И следовательно, последняя компания не имеет права на вычет НДС по субподрядным работам (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.07 по делу № Ф03-А73/07-2/1988).

Как можно убедиться, на мысль о том, что компания якобы использует однодневку для минимизации налогов, налоговиков навела не долгая кропотливая работа по проверке контрагентов и по поиску свидетелей, а всего лишь небольшое хронологическое несоответствие в договорах.

4. Договор состоит исключительно из типовых формулировок

Очень часто при оформлении своих отношений с контрагентами компании используют типовые формы договоров, взятые из интернета или справочных правовых систем. Однако в реальном, «живом» документе всегда есть «нетиповые» пункты или фразы, которые отражают особенности отношений между сторонами сделки. Отсутствие таких «нетиповых» пунктов может насторожить инспектора.

Для того чтобы избежать проблем, желательно зафиксировать в договоре все как существенные, так и несущественные условия, которые фактически были согласованы сторонами. Например, в договоре можно указать, имеет ли юридическую силу после заключения договора предварительная деловая переписка. При этом весьма желательно эту переписку (включая и переписку по электронной почте!), а также соглашения о намерениях сохранять. Это будет неплохим доказательством реальности отношений с поставщиком на случай налогового спора.

Если предметом договора является товар, то лучше определять спецификацию товара заблаговременно до поставки с учетом времени, необходимого поставщику на подготовку товара к отгрузке. Пример из практики, как не надо делать: по документам заявку на поставку сложного оборудования подали поставщику 5-го числа, в этот же день произошли отгрузка и вывоз. В таком случае инспектор не может не насторожиться.

В договоре можно указать порядок приемки товара по количеству и качеству: кто, когда, в каком месте и как осуществляет приемку. Желательно указать в договоре (или дополнительном соглашении к нему) ответственного за приемку-передачу товара. Неплохо согласовать также критерии, которыми руководствуются стороны для того, чтобы поставленный товар считать товаром надлежащего качества: конкретные ГОСТы, ОСТы, ТУ и др.

5. Из договора не понятно, каким способом он будет выполнен

Бывает и так, что руководители реального покупателя и поставщика друг друга хорошо знают, являются давними партнерами и чуть ли не устно согласовывают все существенные условия своего сотрудничества. Но бумаги все равно составляют, поскольку «бухгалтерия требует». Однако если из такого договора не будет ясно следовать, каким образом он будет выполняться, то налоговики сразу заподозрят неладное.

Возьмем для примера договор поставки. Часто в нем встречаются лишь общие формулировки, которые не позволят определить, какой конкретно товар, в каком объеме и каким образом поставлялся от продавца к покупателю. Может ли свидетельствовать о серьезности намерения сторон следующее определение предмета договора поставки: «Поставщик обязуется поставить Покупателю товары в количестве и ассортименте, указанных в счете-фактуре и накладных поставщика»? С точки зрения налоговиков, нет. Конечно, в соответствии с гражданским законодательством подобное определение предмета договора в общем-то законно: все-таки перечень поставляемых товаров определен. Но в глазах инспектора оно явно не будет говорить в пользу реальности хозяйственных отношений.

Инспектора насторожит отсутствие в контракте оговорки или пункта о том, какой конкретно перевозчик (или сторона договора) осуществляет доставку товара от поставщика к покупателю. Хорошо, если в документах все более или менее стыкуется: например, по условиям договора осуществляется самовывоз со склада поставщика, у покупателя есть на балансе собственные транспортные средства для этого, на поездку оформлены путевые листы, дата которых соответствует дате отгрузки (с учетом, кончено, времени на дорогу). А если у покупателя и поставщика нет на балансе транспортных средств? Тогда необходимо привлекать перевозчика – третье лицо, оформлять с ним договоры перевозки и товарно-транспортные накладные. Накладные служат тем документом, в котором фиксируется объем перевозок, выполненных транспортной компанией.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль