Фантомная радость

1243
Анисимов Олег
главный редактор
Многие финансовые директора, когда слышат слово «опцион», говорят: «Этот способ мотивации для нас не подходит». Формально так оно и есть: в России всего несколько десятков компаний, акции которых более или менее ликвидны. Абсолютное же большинство бизнесов существуют в крайне непубличных формах. Но должна ли компания для внедрения опционной программы иметь ликвидные акции? И должна ли иметь акции вообще?

Берусь утверждать, что опционы на акции публичных и справедливо оцененных компаний – инструмент для мотивации крайне ненадежный. Согласитесь, фондовый рынок – штука плохо прогнозируемая. И менеджер, имеющий опцион на покупку акций публичной компании, этот довод всегда держит в уме. Можно работать как проклятому, но финансовые потрясения гденибудь в Индонезии заставят западные фонды вывести деньги из российских активов. В результате рыночная капитализация компании снизится на десятки процентов и надеждам на обогащение сбыться будет не суждено.

Другое дело – фантомные опционы. Их прототипы наверняка есть в вашей фирме: вознаграждение ключевых менеджеров часто зависят от результатов работы их подразделения или организации в целом. А если привязать бонус к расчетной стоимости вашей компании? Назову эту стоимость P (от price).

Тут главное создать методику расчета P – прозрачную как слеза. Если процедура будет слишком сложной или допускать «подкрутки» со стороны собственника или главного менеджера, боюсь, и мотивирующий эффект будет смазан. Очевидно, показатель должен быть результатом арифметических действий с ключевыми для фирмы показателями деятельности. Среди них я, конечно, вижу выручку (S, sales) и прибыль (E, earnings).

Формулу расчета P можно сделать, например, такой: P = (5S + 15E)/2. Конфигурация зависит от отрасли, в которой работает компания, специфики ее бизнеса и вашей фантазии. Безусловно, глубокий отпечаток на формуле должна оставить корпоративная стратегия. Если бизнес взрослый и расти ему особо некуда, можно повышать долю показателя прибыли в формуле, стимулируя менеджеров к повышению эффективности. Если стоит задача роста, то прибыль можно вовсе не учитывать, добавив, скажем, количество открытых филиалов. Или новых клиентов. Или производительность труда. Но лучше всетаки не усложнять, и тогда люди к вам потянутся.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль