В поисках внимания

1121
Поскольку биржевые аналитики игнорируют маленькие компании, их ФД платят независимым исследователям за изучение своих акций

Возможно, маленькие компании сейчас в моде. Но сомнительно, что они привлекут к себе внимание большого числа исследователей брокерской аудитории. Аналитики всегда отдавали предпочтение громким, известным именам с огромным объемом торгов.

Вряд ли крупные игроки утратят status quo, так как брокерским фирмам пришлось резко сократить бюджеты на исследования после договора Спитцера. Согласно ему отделы корпоративных финансов инвестиционных банков больше не допускаются к субсидированию аналитиков. Последним теперь приходится зарабатывать на жизнь только рекомендациями по покупке-продаже акций.

Поскольку у аналитиков стало недостаточно мотивации для изучения «малышей», то у небольших компаний есть только одна возможность попасть в отчет — платить независимым исследователям за анализ. Такое «независимое» исследование затем передается брокерским фирмам, которые не стали бы иначе заниматься акциями. Популярность маленьких фирм циклична, но в течение последних лет руководители фондов испытывают все более сильное давление по выполнению обязательств и ищут инвестиционные идеи с более высоким коэффициентом «альфа» (показатель риска инвестиций). Небольшие компании могут оказаться тем, чем надо. «Возросло число пенсионных фондов и страховых компаний на AIM — все ищут слабый коэффициент “альфа”», — говорит Энди Эдмонд, генеральный директор Equity Development, независимой британской аналитической компании, приобретенной недавно ADVFN Plc, интернет-провайдером финансовой информации.

Тяжелая борьба

Однако растущий интерес не сопровождался увеличением числа исследований. «Многим компаниям все еще трудно попасть в аналитические обзоры до тех пор, пока они не достигнут определенного размера. Компания с капитализацией £2,5 млрд даже не входит в индекс FTSE-100. Исследования в Великобритании фокусируются на ценных бумагах с большой капитализацией, и зачастую единственным выходом для маленькой компании становится плата за исследование, если она хочет распространить свое сообщение», — говорит Анджела Найт, генеральный директор Ассоциации менеджеров по частным инвестициям клиентов и акционеров (APCIMS).

Это же мнение разделяет Адам Харт, председатель консалтинговой группы AIM Лондонской фондовой биржи и директор по развитию бизнеса KBC Peel Hunt, британской фирмы, ведущей операции с ценными бумагами и специализирующейся на секторе с маленькой и средней капитализацией. «Брокеры часто не могут найти обоснование для покрытия бумаг небольшой компании, так как она производит недостаточно выручки для этого. Крупные аналитические агентства привыкли к большим разовым заказам не менее чем на £10 млн. В результате небольшие фирмы все чаще обращаются к независимым аналитикам».

Роджер Хардман, основатель независимой аналитической компании Hardman & Co, стартовал 11 лет назад. В сферу исследований команды из шести специалистов входят информационные технологии, телеком, нефть, недвижимость, добыча минералов, досуг и определенные области финансовой индустрии, такие, как биржевые маклеры, кредиторы sub-prime и рынок независимых финансовых консультантов. Группа планирует усилить предложения по здравоохранению, наняв еще одного аналитика.

Хотя на торговых мониторах крупных объединенных брокерских фирм и так появляются немногие маленькие компании, ситуация еще больше ухудшилась с момента краха рынка в 2001 году. Последующее урегулирование, включая договор Спитцера в США в 2003 году и новые правила Управления по финансовому регулированию и надзору (FSA), было направлено на увеличение числа исследований. Хотя многие игроки рынка считают, что снизилось не только количество, но и качество обзоров.

Несмотря на то что по британскому рынку нет конкретных цифр, можно предположить, что там такой же сценарий, как в США, где бюджеты на аналитику в крупных компаниях были урезаны на треть за три года (данные Sanford C Bernstein, американская аналитическая фирма, «дочка» AllianceBernstein).

Компенсационные пакеты также резко сократились, что затруднило привлечение лучших и способнейших людей в профессию. Недавнее исследование Reuters в США показало, что с января 2002 года 690 компаний выбыли из списка исследуемых, в то время как Nasdaq в 2005 году отметила, что около 1200 из 3200 торгующихся на ней компаний и 35% всех публичных компаний не исследовались. Биржа также сообщила, что еще по 50% всех публичных компаний отчеты готовят не более двух аналитиков. Игроки рынка считают, что в Великобритании число нанимаемых аналитиков упало примерно на 8%, в то время как количество новых акций выросло почти на 9%.

Плохая видимость

Такая нехватка аналитических данных особенно сказывается на меньших компаниях, пытающихся найти средства для дальнейшего развития. Без грамотного анализа подрывается не только бренд и прозрачность компании, но также повышается вероятность ошибочной оценки активов на фондовом рынке. «В конечном итоге меньшее число аналитиков с небольшим опытом исследует большее количество компаний. Они не могут уделять достаточно времени исследованиям, — говорит Энди Эдмонд. — Если компанию игнорируют, ее часто оценивают значительно ниже реальной стоимости. Ее можно слишком дешево купить или недооценить ее потенциал, если она захочет совершить слияние. Цель этих компаний — наличие хорошего запаса посвященных им обзоров».

Неудивительно, что эти так называемые компании-сироты все чаще прибегают к платным обзорам для поднятия своего престижа. Ирония в том, что правила Спитцера и FSA были направлены на создание дополнительного пространства на этом рынке. Правила были предназначены для того, чтобы покончить с практикой финансирования исследовательских отделов со стороны департаментов корпоративных финансов. Но теперь фирмам, ведущим операции с ценными бумагами, стало легче, чем когда-либо, производить исследования компаний, за которые они получают брокерское вознаграждение.

Глобальное соглашение на 1,4 млрд долларов (800 млн фунтов), которое Спитцер заключил с 10 инвестбанками, вынудило их потратить 432,5 млн долларов за пять лет на сторонние исследования. Правила FSA обязывают руководителей фондов разделять затраты на обзоры и расходы по сопровождению сделок купли-продажи для своих клиентов. Это привело к росту числа соглашений с использованием комиссии, где руководители платят единственную комиссию инвестиционному банку за исследование и выполнение сделки, но затем дают указание направить определенную долю независимой фирме.

Не ожидается, что эти новые способы урегулирования повлияют на финансируемых по-ставщиков в ближайшее время, поскольку они оперируют в другом сегменте рынка. Конечно, сложно убедить рынок, что платные отчеты не являются звеном механизма public relations в компании. Как выразился один из игроков отрасли: «Вопрос в том, насколько исследование действительно объективно и независимо, если компания за него платит?»
Анджела Найт из APCIMS считает, что плата за «пресс-релиз» не в интересах компании. «Я думаю, что если исследование не было независимым и правильным, то вряд ли оно принесет компании какие-то выгоды», — говорит она. Аналитические агентст-ва, предлагающие свои услуги, утверждают, что такой «мыльный пузырь» не только запятнает репутацию компании, но и повредит их собственному статусу.

«Мы наблюдали на рынке прецеденты оплачиваемых аналитических обзоров. Для многих эмитентов единственный источник исследований о них — брокеры, которые вовсе не обязаны этим заниматься», — говорит Питер Моллой, директор Edison Investment Research, британского независимого аналитического агентства. Компания со штатом в 32 человека исследует около 90 торгующихся на бирже компаний со средней капитализацией в 40 млн фунтов. «Но мы всегда говорим клиентам, что если исследование предвзято, то оно не имеет ценности для конечного потребителя. Кроме того, у наших аналитиков есть собственный брэнд, и у них нет никакого желания публиковать неточные или недостоверные данные. Они должны быть уверены в них», — говорит он.

Более широкая аудитория

Одно из главных преимуществ для маленькой компании в обращении к таким фирмам, как Hardman & Co, Equity Development и Edison, в том, что они могут получить доступ к более широкому пулу инвесторов. Брокеры обычно ограничивают дистрибуцию своими клиентами, но платное исследование отправляется к более широкой аудитории, которая может составить до 40% объема британского фондового рынка. Их исследования также доступны на таких порталах, как Thomson Financial’s First Call, Bloomberg и Reuters’ Multex. «Для публичной компании главная цель — иметь хороший набор исследований, отправленных как можно большему числу профессиональных инвесторов», — говорит Питер Моллой.

Хотя оплаченное исследование может привлечь руководителя фонда, маленьким компаниям приходится использовать ряд предупредительных мер для сообщения рынку о своих достоинствах и улучшения ликвидности.
Например, компании по работе с инвесторами могут организовать встречи между менеджерами заказчика и потенциальными инвесторами, в то время как PR-контора напишет пресс-релизы о последних достижениях и затем сделает их всеобщим достоянием. «Исследование — это часть сбалансированного процесса, но это еще не все, — говорит Роджер Хардман. — Чтобы компания могла улучшить свой статус, ей нужно потратить деньги и нанять специалистов, например, по публичным финансовым отношениям, которые смогут продемонстрировать правильной аудитории деятельность компании в лучшем свете».

Без Спитцера

В России собственного Спитцера пока не нашлось, громких корпоративных скандалов также не было. «В инвесткомпаниях нет четкого разделения департаментов аналитики и корпоративного финансирования, — говорит Виталий Карбовский, руководитель аналитического отдела ИФК «Солид». — Каждая компания сама решает, разделять ей их или нет». В результате — ситуация десятилетней давности в США: дающие рекомендации аналитики напрямую зависят от брокеров. Вспомните хотя бы отчеты по «Роснефти», появившиеся незадолго до ее IPO в июле 2006 года. Тогда аналитики инвестбанков, входивших в пул организаторов IPO, — «Уралсиб», Deutsche UFG и Morgan Stanley — оценили компанию в $117–120 млрд. Надо сказать, что стоимость компании по итогам IPO составила $77,8 млрд (в полтора раза меньше оценки) и указанной аналитиками отметки до сих пор не достигла. Максим Шеин, начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис», уверяет, что компании, ориентирующиеся на работу с западными клиентами, принимают для себя более жесткие условия. Судя по примеру с «Роснефтью», не похоже.

А вот проблемы недостатка внимания к небольшим компаниям на россий-ском рынке нет — из-за его недоразвитости. Отечественные blue chips можно пересчитать по пальцам. Готовить отчеты только по ним — означает потерять позиции на этом рынке. Вот и приходится исследовать компании даже с невысоким уровнем капитализации. «Тем самым они пытаются способствовать появлению новых эмитентов, — размышляет Александр Потавин, заместитель начальника аналитического управления «Антанта-Капитал». — Аналитические обзоры интересны инвесторам — такие компании могут принести доход в долгосрочной перспективе».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль