Проблемы зарплатных карт

2521
Зарплатный «пластик» прочно вошел в обиход. Какие недостатки выявили у этой услуги компании-пользователи?

В 2007 году общее количество банковских карт может достигнуть 100 млн штук (по данным ЦБ РФ). Серьезную долю в «пластиковой массе» занимают так называемые «зарплатные карты». Они предназначены для безналичного перечисления заработной платы сотрудникам. Такой «пластик» предлагает компаниям почти каждый уважающий себя банк, за исключением кредитных организаций, сконцентрированных исключительно на рознице. Внушительное количество российских компаний из самых разных отраслей давно выдает зарплатные карты сотрудникам. Сервисом пользуется не только крупный бизнес, но сектор SMB.

Карточные преимущества

Преимущества использования зарплатного пластика для крупных компаний с развитой сетью очевидны. Для бухгалтерии этот вариант очень прост и удобен: необходимо всего одно платежное поручение и через 4–6 часов сотрудники получают возможность снять деньги, к тому же совершенно бесплатно. В платежном поручении при этом указывается только общая сумма вознаграждений. К документу при этом прилагаются два экземпляра реестра зачислений на карточные счета (его форма, как правило, содержится в приложении к договору о расчетно-кассовом обслуживании). В реестре по каждому сотруднику приводятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество;
  • сумма, подлежащая зачислению на счет;
  • реквизиты карточного счета.

Таким образом, фирма может в считанные часы организовать выдачу зарплаты своим сотрудникам по всей стране.

Рассказывает ГАЛИНА ЕЖОВА, главный бухгалтер компании «Нижфарм»:
«Задолго до появления банковских карт заработная плата сотрудникам выплачивалась посредством кассиров. Сегодня организовать оперативную выдачу денег людям, находящимся в офисах от Калининграда до Хабаровска, просто невозможно».

Однако не только расстояния между офисами побуждают российские предприятия пользоваться зарплатным «пластиком». По словам начальника отдела корпоративных финансов компании группы «Агроком» Натальи Лоничкиной, для нее влияние на принятие решения о переходе на выдачу заработной платы через банковские карты оказали два факта:

  • экономическая выгода для предприятия, то есть сокращение затрат на инкассацию наличных средств и их пересчет;
  • социальный аспект — предоставление сотрудникам компании возможности участия в безналичных расчетах.
Рассказывает АНДРЕЙ ГОЛЫШКИН, вице-президент по экономике и финансам OCS:
«Решение о применении зарплатных карт было связано с ростом численности персонала компании и желанием обеспечить сотрудников современным платежным инструментом. Ведь сервисов, которые оплачиваются при помощи пластиковых карт на рынке все больше и больше: бронирование отелей и самолетов, оплата мобильного телефона и кредитов, использование системы интернет-банкинга».

Без пластиковых карт уже трудно существовать, считает Андрей Голышкин. Поэтому когда компания берет на себя все организационные проблемы по выпуску карт, она создает хороший стимул для повышения мотивации сотрудников. Кроме того, при реализации с банком зарплатного проекта существует возможность получить для персонала льготные условия по кредитованию: потребительскому, ипотечному, автомобильному. По опыту OCS, эти услуги оказываются весьма востребованными среди сотрудников.

То есть при использовании зарплатных карт компания не только решает вопрос по выплатам зарплаты с минимальными затратами времени и сил, но и дает обслуживающему карты банку дополнительный портфель клиентов, пользующихся широким набором банковских услуг, и таким образом укрепляет отношения с кредитной организацией, отмечает финансовый директор холдинга «Миэль» Евгений Плаксенков. Он на своем опыте убедился, что «электронный кошелек» удобен сотрудникам и приносит дополнительные льготы:

  • кредитные карты;
  • потребительские кредиты;
  • кредитную историю;
  • контроль за движением денежных средств.

Карт-минус

Почти все опрошенные FD эксперты пожаловались на сложности, сопутствующие использованию зарплатных карт. По словам Андрея Голышкина из OCS, трудности при эксплуатации зарплатного пластика сопряжены с качеством работы сотрудников банка. Если они решают все вопросы четко и в заранее оговоренные сроки — проблем нет. Однако на практике возникают досадные ошибки, например, опечатки в фамилии пользователя карты, что делает ее негодной.

Сетует АНДРЕЙ ГОЛЫШКИН:
«Вы можете столкнуться с задержкой зачисления денег: а в вопросах зарплаты даже один день критичен. Или обнаружить, что новые карты для сотрудников выпускаются в течение нескольких месяцев. Наконец, столкнуться с элементарной грубостью или некомпетентностью сотрудников call-центра банка. Складывается впечатление, что хотя розничный бизнес теперь есть почти у всех кредитных организаций, и некоторые развивают его сумасшедшими темпами, но осознание осталось старым. Зарплатный проект, хоть и является плодом сотрудничества двух корпораций, но конечным его потребителем оказывается физическое лицо (сотрудник). А для банка по-прежнему важен крупный корпоративный клиент с большим зарплатным проектом, а не отдельный сотрудник с зарплатной картой».

Эксперт советует при запуске «карточного» проекта быть готовым постоянно разбирать претензии по качеству работы банка. Огромное количество сложностей возникнет, если банк решит поменять схему работы или провести всеобщую замену карт в связи с внедрением новой учетной системы. Как правило, такие мероприятия со стороны кредитной организации оборачиваются несколькими месяцами «ужаса» для компании, использующей зарплатный пластик. А именно, потерянными данными и непрерывными претензиями от собст-венных сотрудников. Однако технические сбои — еще не все, что может случиться с зарплатным пластиком.

Рассказывает ГАЛИНА ЕЖОВА из «Нижфарма»:
«Часто приходится помогать людям в решении вопросов с банком относительно сумм, начисленных на карту. Всегда существует вероятность ошибки операциониста, хотя на практике таких случаев немного. Но в любом случае, не бывает ошибок, которые нельзя поправить, и банк всегда идет навстречу клиенту во избежание ненужных проблем из-за незначительных сумм».

С иной проблемой столкнулись в группе «Агроком», обладающей разветвленной филиальной сетью по всей России. При этом часть представительств расположены в городах, не являющихся областными центрами. А вот банк, совместно с которым реализовывался зарплатный проект, имел отделения не во всех интересующих компанию местах.

Делится опытом НАТАЛЬЯ ЛОНИЧКИНА из группы «Агроком»:
«Мы не смогли одномоментно внедрить унифицированную единую систему зачисления средств. Сотрудникам, работающим в городах, где офиса банка-партнера не было, заработная плата отправлялась каждый раз отдельным платежным поручением на карту, открытую в любой другой кредитной организации. Полностью упростить документооборот до одного поручения на перечисление зарплаты для всех сотрудников сразу нам так и не удалось».

У компании «Нижфарм», также работающей по всей России, подобных трудностей не возникало. Одним из условий выбора банка-партнера для обслуживания карт сотрудников было наличие представительств во всех городах, где располагаются офисы «Нижфарма». Зато фармацевтической компании теперь мешает разброс во времени, составляющий от 4 и до 8 часов. В итоге невозможно предугадать, как быстро деньги придут в регионы из-за:

  • осуществления начисления средств через Москву;
  • возможности проблемы с каналами связи.

Расходы на карты

У каждого банка — свои условия открытия зарплатных карточных счетов, которые могут различаться в зависимости от ваших способностей торговаться. Скорее всего, вам придется понести следующие расходы:

  • плата за первоначальное оформление карт;
  • плата за годовое обслуживание карт. Эти расходы может оплачивать как компания, так и сами сотрудники;
    По мнению Минфина РФ, эти расходы нельзя учитывать при расчете налога на прибыль (письма от 22.03.2005 № 03-03-01-04/1/131, от 13.07.2005 №03-03-04/1/74). Чиновники ссылаются на пункт 29 статьи 270 НК РФ, согласно которому оплаченные предприятием расходы работников в состав затрат не включаются. Однако компания может не согласиться с таким утверждением и учесть эти расходы как затраты на услуги банков. Суд, скорее всего, согласится с вашими доводами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 № А33-21067/05-Ф02-1877/06-С1).
  • вознаграждение банку за перечисление зарплат на карточные счета — каждый раз, когда предприятие переводит деньги со своего расчетного счета на карты сотрудников. Такие расходы относятся к внереализационным и учитываются при расчете базы по налогу на прибыль (подп. 15, п. 1, ст. 265 НК РФ, письмо Минфина РФ от 02.03.2006 № 03-03-04/1/167).

Если компания оплачивает услуги банка по изготовлению и обслуживанию зарплатных карт, а также комиссию за перечисление зарплаты, у работника не возникает дохода, облагаемого НДФЛ (письма Минфина РФ от 30.01.2006 № 03-05-01-04/13 и от 19.09.2006 № 03-05-01-04/273). Сотрудник в таком случае не получает никакой выгоды.

ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА КАРТЫ

1. Выбор банка-партнера.
2. Обсуждение условий обслуживания зарплатного проекта.
3. Заключение договора.
4. Заполнение сотрудниками компании анкет.
5. Выпуск карт.
6. Доставка карт и конвертов с pin-кодом сотрудникам.
7. Перечисление зарплаты на пластик.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАСТИКА

– единовременный перевод средств независимо от размеров компании и ее сети;
– экономия на инкассации и пересчете денег;
– круглосуточное получение наличных с карт в банкоматах;
– ежемесячное начисление процентов на остаток средств на карте;

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль